г. Красноярск |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А74-14638/2019 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Иванцова О.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "04" марта 2020 года по делу N А74-14638/2019, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Хакасия (ИНН 1901090185, ОГРН 1091901001939, далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Абакане Республики Хакасия (межрайонное) (ИНН 1901051556, ОГРН 1021900528253, далее - Управление Пенсионного фонда, ответчик) о признании недействительными решений от 27.11.2019 N 014S19190003610, N 014S19190003611 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия (резолютивная часть решения подписана 25 февраля 2020 года, мотивированное решение изготовлено 04 марта 2020 года) по делу N А74-14638/2019 заявление министерства удовлетворено, признаны незаконными решения Управления Пенсионного фонда от 27.11.2019 N 014S19190003611, N 014S19190003610 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в связи с их несоответствием положениям Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Пенсионного фонда обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о возможности освобождения страхователя от ответственности сделан при неверном толковании положений пункта 39 Инструкции N 766н в редакции, действующей после 01.01.2018; так вышеуказанной нормой, в действующей редакции, предусмотрено, что страхователь подлежит освобождению от ответственности в случае самостоятельного выявления ошибок и представлении исправлений в отношении тех сведений на застрахованных лиц, которые были представлены и приняты территориальным органом Пенсионного фонда; страхователь не исправил (не уточнил) сведения о представленных раннее застрахованных лицах, а дополнительно представил сведения на застрахованное лицо, информацию о котором раннее не представлялась; таким образом, пункт 39 Инструкции N 766н не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, у ответчик отсутствовало право на освобождение от ответственности за совершенные нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Сведения о принятии апелляционной жалобы к производству размещены 27.03.2020 в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети Интернет: http://kad.arbitr.ru.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
12.07.2019 Министерство представило в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, 06.08.2019 - за июль 2019 года.
13.09.2019 Министерство представило в Управление Пенсионного фонда дополняющие формы за июнь, июль 2019 года в которых дополнены сведения об одном застрахованном лице.
Управлением Пенсионного фонда проведена камеральная проверка поступивших сведений, по результатам которой составлены акты от 23.10.2019 N 014S18180003525 и N 014S18180003524 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
В перечисленных актах предложено привлечь Министерство к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), а также указано, что рассмотрение актов с учётом представленных страхователем документов состоится в 10 час. 00 мин. 27.11.2019. Копии актов направлены заявителю 25.10.2019.
08.11.2019 Министерство направило возражения на акты. Указанные возражения получены Управлением Пенсионного фонда 15.11.2019.
27.11.2019 руководителем Управления Пенсионного фонда в отсутствие представителя заявителя рассмотрены названные выше акты и вынесены решения N 014S19190003610, N 014S19190003611 о привлечении Министерства к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования.
В решении указано, что страхователь не представил в установленный срок сведения по форме СЗВ-М за июнь, июль 2019 года в отношении 1 застрахованного лица. Размер финансовой санкции за выявленное нарушение части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ составил в общей сумме 1000 рублей. Копии решений направлены в адрес заявителя 02.12.2019.
Не согласившись с решениями Управления Пенсионного фонда от 27.11.2019 N 014S19190003610, N 014S19190003611, Министерство обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, указывая на то, что финансовые санкции не могут быть применены в связи с самостоятельным исправлением ошибки до её обнаружения Пенсионным фондом.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, оценив доводы ответчика, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения Управления Пенсионного фонда от 27.11.2019 N 014S19190003610, N 014S19190003611 не соответствуют положениям Федерального закона N 27-ФЗ, в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах, утверждённой приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, позволяющих контролирующему органу не применять финансовые санкции при самостоятельном выявлении и устранении страхователем допущенных в ранее представленных сведениях ошибок.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции верными по следующим основаниям.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Указанные сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд", "доп", "отмн".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период.
Код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период.
Код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Следовательно, положения Федерального закона N 27-ФЗ предусматривают право страхователя корректировать сведения, предоставляемые в Пенсионный фонд.
Следовательно, при выявлении страхователем ошибок в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах за данный период все исправления и корректировки вносятся в формах "доп" и "отмн".
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрен состав правонарушения, влекущий ответственность страхователя в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица за непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона;
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу абзаца 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, вступившая в силу с 19.02.2017.
Согласно пункту 39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н (в редакции, приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н), за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Как следует из материалов дела, 12.07.2019 Министерство представило в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2019 года, 06.08.2019 - за июль 2019 года.
13.09.2019 Министерство представило в Управление Пенсионного фонда дополняющие формы за июнь, июль 2019 года в которых дополнены сведения об одном застрахованном лице.
Доказательств соблюдения Управлением Пенсионного фонда положений абзаца 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в части направления страхователю уведомления о выявленных ошибках, в материалы дела не представлено. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Министерство самостоятельно, до момента обнаружения ошибки Управлением Пенсионного фонда, дополнило ранее представленные и принятые Управлением Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах.
При этом ни статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ, ни Инструкцией от 21.12.2016 N 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Апелляционный суд также исходит из того, что согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ дополнение (то есть, внесение новых сведений, которые раньше отсутствовали) и уточнение (то есть, корректировка уже имеющихся сведений) о застрахованных лицах является правом страхователя, а не его обязанностью. Следовательно, за реализацию права привлечь к ответственности нельзя, поскольку юридическая ответственность - это претерпевание неблагоприятных последствий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей.
Доводы Управления Пенсионного фонда, со ссылкой на положения пункта 39 Инструкции N 766н в редакции, действующей после 01.01.2018, о том, что вышеуказанной нормой, в действующей редакции, предусмотрено, что страхователь подлежит освобождению от ответственности в случае самостоятельного выявления ошибок и представлении исправлений в отношении тех сведений на застрахованных лиц, которые были представлены и приняты территориальным органом Пенсионного фонда; страхователь не исправил (не уточнил) сведения о представленных раннее застрахованных лицах, а дополнительно представил сведения на застрахованное лицо, информацию о котором раннее не представлялась; таким образом, пункт 39 Инструкции N 766н не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела, у ответчик отсутствовало право на освобождение от ответственности за совершенные нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учёте, изучены судом апелляционной инстанции и отклоняются в силу следующего.
Изменения, внесенные в абзац 3 пункт 39 Инструкции N 766н приказом Минтруда России от 14.06.2018 N 385н, заключаются в следующем - "Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации_".
Таким образом, общий смысл положений абзаца 3 пункт 39 Инструкции N 766н, как действующего в редакции до 01.10.2018, так и в редакции, действующей с 01.10.2018, не изменился.
Суд первой инстанции верно указал, что пункт 39 Инструкции в редакции приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н не претерпел каких-либо существенных изменений, в том числе в части, касающейся оснований привлечения к ответственности за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений и освобождения от такой ответственности при самостоятельном выявлении ошибок и представлении в Пенсионный фонд Российской Федерации уточнённых (исправленных) сведений. Пунктом 39 Инструкции как в редакции приказа Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, так и в редакции приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н предоставлено право страхователю при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки Пенсионным фондом Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточнённые (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчётный период, в котором эти сведения уточняются.
Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что Инструкция N 766н разработана в соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ, который имеет большую юридическую силу относительно приказа Минтруда России от 14.06.2018 N 385н. Указанные выше положения Федерального закона N 27-ФЗ, предоставляющие заявителю право дополнять и уточнять ранее переданные им сведения о застрахованных лицах, не изменились и подлежат применению к спорным правоотношениям.
В целом по смыслу статьи 17 Закона N 27-ФЗ, по мнению апелляционного суда, законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и Пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения Пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Принимая во внимание вышеуказанное правовое регулирование и установленные по делу фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Министерства к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения Управления Пенсионного фонда являются верными.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Управление Пенсионного фонда на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" марта 2020 года по делу N А74-14638/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-14638/2019
Истец: Министерство экономического развития Республики Хакасия
Ответчик: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. АБАКАНЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ МЕЖРАЙОННОЕ