город Томск |
|
4 июня 2020 г. |
Дело N А27-25758/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Логачева К. Д., Хайкиной С. Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А. М. с использованием средств видеозаписи рассмотрел апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Альянс" (07АП-2908/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.02.2020 по делу N А27-25758/2019 (судья Кормилина Ю.Ю.) по заявлению товарищества собственников недвижимости "Альянс" (652420, Кемеровская область-Кузбасс, город Березовский, ул. 40 лет Победы, д. 4, кв. 18, ОГРН 1194205005719, ИНН 4250012704) к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (650064, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, пр. Советский, 60, ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) о признании незаконным и отмене предписания N32-1/2019/ЖК/П/ЖКУ-284 от 07.08.2019.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Березовская сервисная компания" (ОГРН 1144205019023, ИН 4205298716, Кемеровская область - Кузбасс, город Березовский),
В судебном заседании принимают участие:
от заявителя: Степанова Е. И. по дов. от 10.09.2019,
от иных лиц: без участия.
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Альянс" (далее - ТСН "Альянс", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - ГЖИ КО, заинтересованное лицо, инспекция) от 07.08.2019 N 32-1/2019/ЖК/П/ЖКУ-284.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Березовская сервисная компания" (далее - ООО "БСК").
Решением суда от 06.02.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ТСН "Альянс" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным домом не допускается с учетом толкования положений статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), обязывающей собственников помещений в многоквартирном доме выбрать лишь один из существующих способов управления; решение об изменении способа управления от 20.02.2019 содержит дату начала управления МКД N 4 заявителем - 01.04.2019, следовательно, договор управления с ООО "БСК" прекращен 31.03.2019; товарищество собственников жилья не обязано обеспечивать включение (исключение) многоквартирного дома в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а равно исполнять иные требования статьи 198 ЖК РФ, распространяющиеся только на лицензиатов.
Отзывы на жалобу в материалы дела не поступили.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Инспекции и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по обращению собственника помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Березовский, ул. Победы, 40, направленного для рассмотрения прокуратурой города Березовского, на основании распоряжения заместителя начальника ГЖИ КО от 24.07.2019 N 32/2019/ЖК/Р/ЖКУ-284 в отношении ТСН "Альянс" была проведена внеплановая документарная проверка с 02.08.2019 по 07.08.2019.
В ходе проведенной проверки ГЖИ КО установлено, что на общем собрании собственников многоквартирного дома протоколом от 19.02.2019 N 1 принято решение о расторжении договора управления с ООО "БСК" и выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления товариществом собственников жилья.
В реестр лицензий изменения о способе управления многоквартирным домом были внесены 31.05.2019, следовательно, до указанной даты ООО "БСК" должно было осуществлять управление и, соответственно, начислять плату за жилищные услуги.
ГЖИ КО выявлено нарушение ТСН "Альянс" части 4 статьи 198 ЖК РФ, выразившееся в предъявлении жителям расчетно-платежных документов, в том числе задолженности за жилищно-коммунальные услуги за период до 31.05.2019.
Указанные нарушения зафиксированы в акте от 07.08.2019 N 32/2019/ЖК/А/ЖКУ-284.
Товариществу выдано предписание от 07.08.2019 N 32-1/2019/ЖК/П/ЖКУ-284 об устранении допущенных нарушений.
Согласно вынесенному предписанию ТСН "Альянс" обязано в срок до 01.11.2019, произвести перерасчет (возврат) платы за жилищно-коммунальные услуги за период с 01.04.2019 по 31.05.2019.
Не согласившись с предписанием от 07.08.2019 N 32-1/2019/ЖК/П/ЖКУ-284, полагая его незаконным, нарушающим права и законные интересы, ТСН "Альянс" обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.
Оставляя без удовлетворения заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что предписание выдано на законных основаниях.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Поскольку предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, и несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.
Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Статьями 198, 200 ЖК РФ предусмотрено, что лицензиат (управляющая компания) имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу от 19.02.2019 N 1 внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Кемеровская область, город Березовский, ул. 40 лет Победы, 4, общим собранием собственников приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - ООО "БСК", с 01.04.2019 (вопрос N 2), выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления товариществом собственников жилья (вопрос N 3), создании ТСН "Альянс" (вопрос N4).
Уведомлением от 28.02.2019 исх. N 2 ТСН "Альянс" известило ООО "БСК" о смене способа управления многоквартирным домом.
Согласно протоколу от 12.05.2019 N 3 собранием собственников повторно приняты решения о расторжении договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией - ООО "БСК с 01.04.2019 (вопрос N 2), выборе способа управления многоквартирным домом в виде управления товариществом собственников жилья (вопрос N 3), создании ТСН "Альянс" (вопрос N4).
Согласно решению по вопросу N 9 принятые собственниками на данном собрании решения распространяются на отношения, возникшие с 19.02.2019.
ТСН "Альянс" обратилось в ГЖИ КО с уведомлением о смене способа управления многоквартирным домом в соответствии с протоколом общего собрания собственников N 3 от 12.05.2019.
ГЖИ КО принято решение о внесении изменения в реестр лицензий Кемеровской области о управлению многоквартирными домами, путем исключения с 01.06.2019 из реестра лицензии ООО "БСК" сведений о многоквартирном доме по адресу: г. Березовский, ул. 40 лет Победы, 4.
По смыслу части 4 статьи 198 ЖК РФ лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению конкретным многоквартирным домом при условии заключения договора управления таким домом и выполнения требований о размещении на официальном сайте для раскрытия информации, а также внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, отражающих изменения в перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляет лицензиат.
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 названного Кодекса (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Таким образом, учитывая вышеприведенные законодательные положения, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию Инспекции о том, что до даты исключения многоквартирного дома N 4 по ул. 40 лет Победы г. Березовский из реестра лицензии ООО "БСК" последнее выступало управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома и, соответственно, имело право выставлять счета на оплату услуг.
Отклоняя доводы заявителя о фактическом оказании услуг по управлению многоквартирным жилым домом в спорный период, суд первой инстанции установил, что ТСН "Альянс" представлены: договор с ООО "Чистый город" N 105/19 от 01.04.2019 на оказание услуг по вывозу и передаче для размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов для жилого фонда от 01.04.2019, договор с ООО "Оптима" на оказание услуг по регистрации граждан и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, договор с ИП Диатдиновым Е.В. на содержание и текущий ремонт мест общего пользования, акты подписанные с ИП Диатдиновым Е.В. N 1 от 30.04.2019, N 2 от 31.05.2019, а также платежные поручения на оплату тепловой энергии и горячего водоснабжения. ООО "БСК" в свою очередь представлены акты приемки оказанных и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме за период январь-июнь 2019 года, подписанные собственниками помещений в многоквартирном доме.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленные документы свидетельствуют о параллельном ведении товариществом наряду с ООО "БСК" отдельных видов деятельности по управлению многоквартирным домом, что противоречит положениям части 9 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
С учетом того, что между собственниками помещений жилого дома имеются судебные споры относительно способа управления многоквартирным жилым домом и организации, осуществляющей управление, суд первой инстанции обоснованно поддержал позицию ГЖИ КО о том, что внесение собственниками помещений оплаты лицу, в отношении которого в реестре лицензий содержатся сведения об управлении многоквартирным домом, направлено на защиту прав последних и предотвращение ситуации двойного взыскания оплаты за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что до 01.06.2019 (до момента исключения многоквартирного дома из реестра лицензий) права и обязанности по начислению обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были у ООО "БСК".
Кроме того, судом учтено, что ТСН "Альянс" предъявляя собственникам помещений оплату стоимости коммунальных услуг (отопление, а также расходы на общедомовые нужды по горячему, холодному водоснабжению, электроэнергии) за апрель, май 2019 года, ТСН "Альянс" не представило договоры с ресурсоснабжающими организациями.
Принимая во внимание вышеуказанные положения норм права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных в материалы дела доказательств не усматривается несоответствия оспариваемого предписания вышеперечисленным нормативным актам и при наличии выявленных нарушений у ГЖИ КО имелись основания для вынесения оспариваемого предписания.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 06.02.2020 по делу N А27-25758/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Альянс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
К. Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-25758/2019
Истец: товарищество собственников недвижимости "Альянс"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области
Третье лицо: ООО "Березовская сервисная компания"