Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2020 г. N Ф08-6296/20 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2020 г. |
дело N А32-37988/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК КС" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 по делу N А32-37988/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК КС" (ОГРН 1152311018672, ИНН 2311202564) к государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Сервис" (далее - ООО "УК КС", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК, инспекция) о признании незаконным решения от 16.07.2019 N 1666 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 23.12.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что учитывая, что вопрос N 9 повестки дня (определение места размещения оповещений, уведомлений) не был указан в извещении о проведении общего собрания, протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.10.2018 N А136-1-1/2018 обладает признаками ничтожности, о чем государственная жилищная инспекция Краснодарского края сделала правильный вывод.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УК КС" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что ничтожным является только одно решение собрания, а не все решения которые были приняты на этом собрании. Несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом (аналогия Закона). Решение принятое собственниками в части определения местом размещения оповещений, уведомлений и решений собраний собственников помещений в многоквартирном доме по ул.Агрохимическая д.136/1 - доску объявлений ЖСК "Солнечный", расположенную в коридоре первого (1) этажа каждого подъезда, которое по мнению ГЖИ не включено в повестку дня, не влечет ничтожности других решений, которые были включены в повестку дня, отраженных в решениях и протоколе N А136-1-1/2018 общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Россия, г. Краснодар, ул. Агрохимическая д.136/1, проводимого в форме заочного голосования.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 28.05.2020 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "УК КС" выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами N 490 от 25.01.2016.
ООО "УК КС" обратилось в инспекцию 04.07.2019 (вх. N Л75-1955) с заявлением о внесении изменений в Реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 136/1 по улице Агрохимической в городе Краснодаре, а именно, о включении его в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК КС".
В рамках рассмотрения данного заявления, в целях установления оснований для внесения изменений в реестр лицензий Краснодарского края, инспекцией, в соответствии с требованиями пункта 5 Порядка, была проведена проверка полноты и достоверности представленных сведений. В ходе рассмотрения заявления и документов лицензиата инспекцией была осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, установленных пунктом 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок). В результате проверки представленного протокола общего собрания собственников помещений в МКД от 30.10.2018 выявлен признак ничтожности решений общего собрания собственников помещений в МКД, установленных пунктом 1 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ (вопрос N 9 повестки дня (определение места размещения оповещений, уведомлений) принят за рамками вопросов, указанных в извещении о проведении общего собрания).
В связи с изложенным решением государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 16.07.2019 N 1666 во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края ООО "УК КС" было отказано.
Полагая, что решение инспекции от 16.07.2019 N 1666 является незаконным, ООО "УК КС" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в главе 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края 05.10.2006 N 861 (далее - Положение N 861), инспекция является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, а также ведение реестра лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1 статьи 192 ЖК РФ установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Статьей 195 ЖК РФ предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
- реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
- сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Инспекция после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 ЖК РФ (часть 6 статьи 198 ЖК РФ).
Из приведенных положений статьи 198 ЖК РФ следует, что основанием для внесения изменений в реестр лицензий является заключение, прекращение, расторжение договора управления многоквартирным домом, в соответствии с сообщением лицензиата об этих обстоятельствах лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном ломе, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утверждены Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Пункт 5 Порядка N 938/пр устанавливает, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 7 Порядка результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
- о внесении изменений в реестр лицензий;
- об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления;
- о приостановлении рассмотрения заявления.
Из материалов дела следует, что собственниками помещений многоквартирного дома N 136/1 по улице Агрохимической в городе Краснодаре принято решение о выборе в качестве управляющей организации общества, что зафиксировано протоколом от 30.10.2018 N А136-1-1/2018, на основании которого в инспекцию обратился директор общества.
Согласно протоколу в повестку общего собрания вошли вопросы:
1. Выбор председателя общего собрания, наделив его правом подсчета голосов и подписания протокола общего собрания собственников помещений.
2. Выбор секретаря общего собрания, наделив его правом подсчета голосов и подписания протокола общего собрания собственников помещений.
3. Выбор уполномоченных представителей собственников МКД по улице Агрохимической д. 136/1: в целях согласования договоров сопутствующих подключению МКД к коммуникациям, и договором по окончанию строительных, отделочных и прочих работ, заключаемых ООО "УК КС" с ресурсоснабжающими и иными подрядными организациями.
4. Выбор в качестве управляющей организации для управления МКД г. Краснодар, ул. Агрохимическая д. 136/1 - ООО "УК КС" ИНН 23112025564.
5. Утверждение условий и заключение договора управления МКД по адресу: г. Краснодар, ул. Агрохимическая д. 136/1 (с приложениями) с ООО "УК КС" ИНН 23112025564 (Основной текст договора управления МКД с ООО "УК КС" ИНН 23112025564, а также приложения, являющиеся неотъемлемой частью договора).
6. Утверждение размера обязательного ежемесячного платежа для собственников жилых (нежилых) помещений согласно перечня и стоимости работ и услуг по содержанию, ремонту общего имущества МКД и управлению МКД из расчета стоимости на 1 кв.м общей площади помещения: с тарифом в размере 22,79 руб./кВ.м.
7. Распределение платы за подключение МКД к коммуникациям, а также распределение платы за строительные, отделочные и прочие работы путем включения в счет квитанции по оплате коммунальных и жилищных услуг.
8. Распределение объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
9. Определить местом размещения оповещений, уведомлений и решений собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Агрохимическая д. 136/1 -доску объявлений ЖСК "Солнечный", расположенную в коридоре первого (1) этажа каждого подъезда.
Инспекцией проведена проверка правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе способа управления.
По результатам данной проверки инспекция пришла к выводу, что имеет место признак ничтожности решений общего собрания собственников помещений по указанному адресу, поскольку вопрос 9 повестки дня по определению места размещения оповещений, уведомлений принят за рамками вопросов, указанных в извещении о проведении общего собрания.
Согласно пункту 1 статьи 181.5 Гражданского кодекса решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества.
Вместе с тем, из протокола следует, что по всем девяти вопросам принимались самостоятельные решения.
Протокол общего собрания в установленном законом порядке собственниками помещений многоквартирного дома не оспаривалось, протокол от 30.10.2018 N А136-1-1/2018 не признан недействительным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также, что инспекцией не оспаривается указание восьми вопросов в извещении о проведении общего собрания, в рассматриваемом случае отсутствовало основание для признания протокола от 30.10.2018 N А136-1-1/2018 в части пунктов с 1 по 8 ничтожным, по основаниям, приведенным инспекцией в оспариваемом решении.
При этом, девятый вопрос относился к определению места размещения оповещений, уведомлений и решений собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Агрохимическая д. 136/1, не взаимосвязан с иными вопросами повестки собрания и не мог повлиять на результат голосования и рассмотрения вопросов с 1 по 8.
При изложенных обстоятельствах по делу, оспариваемое решение инспекции не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным требование общества о признании незаконным и отмене решения инспекции об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления вх. N Л75-1955 от 04.07.2019 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
При этом суд не может подменять собой административный орган и в рассматриваемом случае обязать инспекцию внести изменения в реестр лицензий, поскольку проверка представленных документов осуществляется в рамках административной процедуры, предусмотренной Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о возможном восстановлении права заявителя путем обязания инспекции рассмотреть заявление общества, поданное 04.07.2019 о включении спорного МКД в реестр лицензий Краснодарского края в составе перечня домов под управлением ООО "УК КС".
При таких обстоятельствах решение первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2019 по делу N А32-37988/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить решение государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным решения от 16.07.2019 N 1666 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов.
Обязать государственную жилищную инспекцию Краснодарского края рассмотреть заявление общества с ограниченной ответственностью "УК КС" (ОГРН 1152311018672, ИНН 2311202564), поданное 04.07.2019 о внесении изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирного дома N 136/1 по улице Агрохимической в городе Краснодаре.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-37988/2019
Истец: ООО "УК КС"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края