г. Владимир |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А38-8335/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.02.2020 по делу N А38-8335/2019, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Завод емкостного оборудования" (ИНН 1215180250, ОГРН 1141215002851) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле от 21.11.2018 N 57262.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле - Средина Л.Р. по доверенности от 19.12.2019 N 03-09/037230 сроком действия до 31.12.2020;
от общества с ограниченной ответственностью "Завод емкостного оборудования" - Лисин А.В. по доверенности от 05.06.2019 (удостоверение адвокат N 455).
от Управления Федеральной налоговой службы по Республики Марий Эл - Средина Л.Р. по доверенности от 10.01.2020 N 04-04/00052@ сроком действия до 31.12.2020.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная налоговая проверка представленной обществом с ограниченной ответственностью "Завод емкостного оборудования" (далее по тексту - Общество) уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года (корректировка N 5).
По результатам налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 14.05.2018 N 67813 и принято решение от 21.11.2018 N 57262 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 447 868 рублей. Данным решением Обществу доначислен налог на добавленную стоимость в размере 4 478 678 рублей и пени в размере 460 388 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл (далее по тексту - Управление) от 28.01.2019 N 10 в удовлетворении жалобы Общества отказано.
Не согласившись с решением Инспекции в части определения размера налоговой санкции Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании его недействительным в оспариваемой части.
Решением от 13.02.2020 решение Инспекции от 21.11.2018 N 57262 признано недействительным в части суммы штрафа, превышающей 100 000 рублей.
В апелляционной жалобе Инспекция не согласна с решением суда и ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что уменьшение штрафных санкций до 100 000 рублей, нарушит принцип соразмерности и вызовет несоответствие баланса частных и публичных интересов.
Считает, что заявленные Обществом смягчающие ответственность обстоятельства не могут быть учтены, поскольку отплата Обществом произведена после вынесения решения Инспекцией, документы, подтверждающие тяжелое материальное положение Обществом не представлены, выполнение государственных заказов по заниженным ценам не подтверждено.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит удовлетворить апелляционную жалобу Инспекции.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
Из решения Инспекции усматривается, что основанием для доначисления налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года послужил вывод налогового органа о неправомерном применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным от имени обществ с ограниченной ответственностью "Антей" и "Виктория".
Как следует из материалов дела, в обоснование правомерности заявленных налоговых вычетов Общество представило в налоговый орган счета-фактуры, выставленные от обществ с ограниченной ответственностью "Антей" и "Виктория".
В ходе налоговой проверки Инспекцией установлено, что счета-фактуры, выставленные от обществ с ограниченной ответственностью "Антей" и "Виктори", по которым обществом во 2 квартале 2017 года заявлены налоговые вычеты, содержат недостоверные сведения, поскольку указанные в них работы не могли быть выполнены данными организациями.
Изложенные обстоятельства позволили налоговому органу прийти к выводу о выполнении спорных работ силами самого Общества, в связи с чем Общество было не вправе уменьшить сумму исчисленного за 2 квартал 2017 года налога на добавленную стоимость на налоговые вычеты в общей сумме 4 478 678 рублей на основании счетов-фактур, выставленных обществами с ограниченной ответственностью "Антей" и "Виктори".
Правомерность доначисления налога Обществом не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Сумма штрафа определена Инспекцией с учетом смягчающих ответственность обстоятельств (осуществление производственной деятельности и обеспечение рабочими местами 47 человек) в сумме 447 867 рублей.
Согласно статье 114 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных нормами главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
При этом пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации и в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, арбитражный суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств и т.д.) вправе уменьшить размер подлежащего взысканию штрафа более чем в два раза.
Налоговый кодекс Российской Федерации содержит открытый перечень обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, а также смягчающих ответственность за его совершение (статьи 111 - 112 Налогового кодекса Российской Федерации). Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
При этом размер снижения штрафа при оценке смягчающих обстоятельств является самостоятельным субъективным правомочием правоприменителя.
Прямого запрета на снижение штрафа судом, если смягчающие обстоятельства были учтены налоговым органом, действующее законодательство не содержит. Размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации и статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 N 130-о санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
При этом налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер, имеет карательно-превентивный характер, что требует учета действия принципов индивидуализации и соразмерности наказания.
Оценив размер штрафа, назначенного налоговым органом Обществу, а также обстоятельства правонарушения, признание Обществом вины, уплату доначисленных налогов, тяжелое финансовое положение организации, суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа до 100 000 рублей.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 13.02.2020 по делу N А38-8335/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-8335/2019
Истец: ООО Завод Емкостного оборудования
Ответчик: ИФНС России по г. Йошкар-Оле
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-12549/20
08.06.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2446/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-8335/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-8335/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-8335/19
04.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-8335/19