город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2020 г. |
дело N А53-1115/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от ответчика - представитель Мащенко Д.С., доверенность от 13.02.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства транспорта Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2020 по делу N А53-1115/2020
по иску министерства транспорта Ростовской области
к ответчику - ПК Проектно-технологический институт "Ростовавтодорпроект"
о взыскании пени
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к производственному кооперативу Проектно-технологический институт "Ростовавтодорпроект" о взыскании пени в размере 2185747 руб. 20 коп.
Решением от 13.03.2020 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 100094 руб. 40 коп. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком нарушен срок выполнения работ по государственному контракту N 237-ГК от 05.12.2016. В связи с просрочкой исполнения обязательств выполнению работ, к ответчику применена договорная ответственность в виде взыскания неустойки. Размер подлежащей взысканию неустойки определен судом первой инстанции в сумме 100094 руб. 40 коп. в связи с перерасчетом неустойки за период с 20.11.2018 по 16.10.2019.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения в части отказа в удовлетворении требований, просил его отменить в указанной части и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что истцом начислена неустойка за период с 06.09.2017 по 16.10.2019. По мнению заявителя, исключение судом периода с 20.11.2018 по 16.10.2019 неправомерно. Ответчик допустил нарушение срока выполнения работ. По состоянию на 16.10.2019 работы были выполнены на сумму 388000 рублей.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель министерства транспорта Ростовской области не явился. Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель ответчика в заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя истца, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между министерством транспорта Ростовской области (государственный заказчик) и ПК ПТИ "Ростовавтодорпроект" (подрядчик) заключен государственный контракт N 237-ГК от 05.12.2016, согласно которому подрядчик обязался подготовить проектную документацию, включая проведение необходимых инженерных изысканий, подготовку проекта планировки и межевания территории, а государственный заказчик - принять и оплатить работы по подготовке проектной документации на реконструкцию пересечения на км 3+330 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - х. Камышеваха - г. Ростов-на-Дону в Аксайском районе.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта стоимость работ составляет 1940000 рублей.
Согласно пункту 4.1 контракта подрядчик обязался выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1 контракта, включая прохождение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, проверку достоверности определения сметной стоимости строительства, в течение 9 месяцев с момента заключения государственного контракта.
В пункте 7.4.1 контракта установлено, что за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, указанной в пункте 2.1 контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Во исполнение названного контракта подрядчиком выполнены работы на сумму 388000 рублей. Результат работ передан по акту сдачи - приемки проектной документации N 183 от 20.12.2016 (л.д. 50).
В связи с просрочкой выполнения работ по контракту истцом заявлено о взыскании неустойки в размере 2185747 руб. 20 коп. за период с 06.09.2017 по 16.10.2019.
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу статьи 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В статье 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ.
Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта работы подлежали выполнению в течение 9 месяцев с момента заключения государственного контракта.
Как отмечено выше, результат работ передан заказчику по акту сдачи - приемки проектной документации N 183 от 20.12.2016.
Факт просрочки выполнения работ не оспаривается.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, вытекающие из договора, должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
В пункте 7.4.1 контракта установлено, что за просрочку исполнения подрядчиком своих обязательств подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет пени в размере, определенном в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, указанной в пункте 2.1 контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Расчет неустойки проверен судом первой инстанции и признан неправильным. Размер подлежащей взысканию неустойки определен судом первой инстанции в сумме 100094 руб. 40 коп. в связи с перерасчетом неустойки за период с 20.11.2018 по 16.10.2019.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом начислена неустойка за период с 06.09.2017 по 16.10.2019, исключение судом периода с 20.11.2018 по 16.10.2019 неправомерно.
Согласно пункту 1 статьи 404 Гражданского кодекса Российской Федерации, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Правила пункта 1 настоящей статьи соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (пункт 2 названной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
В пункте 5.4.4 контракта установлена обязанность заказчика передать подрядчику утвержденные в установленном законом порядке проект планировки территории и проекта межевания территории в течение трех месяцев после их передачи подрядчиком государственному заказчику.
Судом первой инстанции установлено, что подрядчику несвоевременно передано распоряжение Правительства Ростовской области от 03.08.2017 N 427 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории размещения линейного объекта "Реконструкция пересечения на км 3+330 автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Магистраль "Дон" - х. Камышеваха - г. Ростов-на-Дону в Аксайском районе".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов" (действующему в спорный период) письмо о согласовании предельной стоимости объекта является обязательным при сдаче проектной документации на рассмотрение в экспертизу.
Оформленное в установленном порядке письмо о согласовании предельной стоимости объекта выпущено 03.09.2018 N 15/3769.
Таким образом, передать проектную документацию на рассмотрение в экспертизу до 04.09.2018, то есть через 21 месяц после подписания контракта, не представлялось возможным по причинам, не зависящим от проектировщика.
Договор на проведение экспертных работ с ГАУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" подписан 10.09.2018.
Принимая во внимание, что срок проведения экспертизы составляет 60 дней, а также то, что после получения положительного заключения экспертизы необходимо дополнительное время на размножение большого объема документации (10 дней), период просрочки исполнения обязательств по спорному контракту обоснованно определен судом первой инстанции с 20.11.2018 (10.09.2018 + 60 дней +10 дней).
По методике расчета пени истцом возражения не заявлены, контррасчет не представлен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.03.2020 по делу N А53-1115/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1115/2020
Истец: Министерство транспорта Ростовской области
Ответчик: ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ "РОСТОВАВТОДОРПРОЕКТ"
Третье лицо: ООО "ЮЖПРОЕКТДОРСТРОЙ"