г. Москва |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А40-192559/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Поповой Г.Н.,
судей: Алексеевой Е.Б., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Федеральная пассажирская компания"на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2016 года по делу N А40-192559/15, принятое судьёй Л.Н. Агеевой
по иску АО "Федеральная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 60 577 рублей 20 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Луценко Е.В. по доверенности от 01.12.2014 г., Загородняя М.Н. по доверенности от 11.03.2015 г.,
от ответчика: Лобова Е.Н. по доверенности от 29.09.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 60 577 рублей 20 копеек.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2016 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требований удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ответчик по доводам апелляционной жалобы возражал.
Заслушав представителей истца и ответчика, рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2016 г. по делу N А40-192559/15 подлежит отмене, исходя из следующего:
Как следует из материалов дела, в период с января 2014 г. по декабрь 2014 г. истец оказал услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортном на общую сумму 60 577 рублей 20 копеек в Саратовской, Астраханской, Волгоградской областях.
В подтверждение указанного обстоятельства истцом в материалы дела представлены: акт сверки взаимных расчетов с ответчиком за период с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г., реестры персонифицированного учета, оформленных проездных документов на проезд во внутригосударственном сообщении по группам "Участники ВОВ и лица, приравненные к участникам ВОВ за 2014 г., "Инвалиды ВОВ, их сопровождающие и лица, приравненные к инвалидам за 2014 г., купоны кассиров, талоны на право льготного проезда к ним, в соответствии с реестрами за 2014 г.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец ссылается на положения "Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее по тексту - Соглашение), на нормы Федерального Закона от 10.01.2003 г. N 17 - ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сослался на норы ст.ст. 16, 790, 1069 ГК РФ и указал, что протоколом от 22.11.2007 г. о внесении изменений и дополнений в Соглашение, предусмотрено, что государства несут расходы, связанные с реализацией прав на льготный проезд лиц, указанных в статьях 2, 3 Соглашения, в полном объеме в соответствии с национальным законодательством в отношении постоянно проживающих на их территориях ветеранов, кроме того, государствам предоставлено право вместо установленных льгот по проезду на соответствующих видах транспорта осуществлять денежные выплаты в соответствии с национальным законодательством.
На основании изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 г.
N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) произведена замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации.
С 01.01.2010 г. финансирование мер социальной поддержки на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта из федерального бюджета прекращено.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу, что в федеральных законах не содержится норм, устанавливающих льготу по проезду в транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении гражданам льготных категорий; предоставление инвалидам и ветеранам ВОВ, а также лиц к ним приравненных, бесплатного проезда в натуральной форме в международном сообщении законодательством Российской Федерации не предусмотрено, поскольку с 01.01.2005 г. листы талонов на льготный проезд по территории государств - участников Соглашения в Российской Федерации не изготавливались и ветеранам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, не выдавались, как следствие, правовых оснований для предоставления истцом ветеранам, не относящимся к постоянно проживающем на территории Российской Федерации, льготного проезда по территории Российской Федерации на основании листов талонов не имеется; данная льгота может быть распространена только на лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации согласно п.8 соглашения, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее:
С 01.01.2005 г. в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", натуральные льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте маршрутами дальнего следования, предоставленные отдельным категориям российских граждан на основании Закона о ветеранах, были заменены ежемесячными денежными выплатами.
В то же время был сохранен прежний порядок предоставления льгот инвалидам и участникам Великой отечественной Войны, а также для лиц, приравненных к ним, являющихся гражданами СНГ, в дальнем сообщении в соответствии с действующим международным договором.
Между тем, Российская Федерация, в силу участия в действующем межгосударственном соглашении от 12.03.1993 г., не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот гражданам стран, являющихся участницами упомянутого соглашения.
Согласно статьям 6 и 7 межгосударственного соглашения от 12.03.1993 г. транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд; сохранены также сезонные льготы (с 01 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним; лицам, сопровождающим в поездах инвалидов ВОВ 1 группы и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50 - процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
В соответствии с Реестрами оформленных проездных документов в период с января 2014 г. по декабрь 2014 г., АО "ФПК", в лице Приволжского филиала АО "ФПК", оказало услуги по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортном на основании Соглашения от 12 марта 1993 г., а именно инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, сумма, недополученная АО "ФПК" в результате продажи льготных проездных документов, составила 60 577 рублей 20 копеек с учетом налога на добавленную стоимость по следующим субъектам продажи: Саратовская область, Астраханская область, Волгоградская область.
Факт предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом на основании Соглашения о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников ВОВ, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993 г., подтверждается данными продажи билетов автоматизированной системы "Экспресс" (АСУ "Экспресс"), содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, паспортных данных пассажира, дате поездки, виде льготы (со скидкой, бесплатно), номере билета, номера терминала, через который продан билет, общей стоимости проезда, фактически уплаченной пассажиром суммы, размере неполученных средств; согласно реестру оформленных проездных документов АСУ"Экспресс", АО "Федеральная пассажирская компания", в лице Приволжского филиала АО "ФПК", оказало услуги по перевозке 39 граждан по территории Российской Федерации.
Использование указанной системы для продажи проездных билетов предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473.
Из пункта 17 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 г. N 473, следует, что отрывные талоны, полученные в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты), прилагаются к отчету билетного кассира;при этом необходимо отметить, что по общему правилу (статья 7 Соглашения) основанием для приобретения льготного проездного документа является соответствующее удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В решении от 24.06.2003 г. N 01-1/2-03, Экономический Суд Содружества Независимых Государств в рамках своих полномочий (п.п. 5,16 Положения об экономическом Суде СНГ), дал официальное толкование применения статей 2, 3, 4, 7 Соглашения, согласно которому, в период действия сезонных льгот количество поездок инвалидам ВОВ, лицам, приравненным к ним, не ограничивается; документом, служащим основанием для предоставления сезонных льгот, является только удостоверение инвалида ВОВ, в связи с чем, оформление льготных проездных документов в период с 01 октября по 15 мая указанным категориям граждан (сезонные льготы) осуществляются без талона.
В соответствии с преамбулой Соглашения, целью его является взаимное признание государствами - участниками прав инвалидов и участников Великой Отечественной войны на льготы по проезду, независимо от их места жительства, что означает, что льготный проезд указанным в Соглашении лицам, должен быть предоставлен как при передвижении внутри государства его места жительства, так и передвижении из одного государства в другое.
Данная позиция отражена в судебной практике, в том числе, в определении Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2015 г. N 305-ЭС15-8213.
Соглашение от 12.03.1993 г. является действующим межгосударственным документом о взаимном признании прав на льготный проезд инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В соответствии с ст. 6 Соглашения, транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Обязанность государства по возмещению транспортной организации понесенных расходов в связи с предоставлением льготного проезда инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возникает из Соглашения.
Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 г. является нормативным актом (международным договором), исполнение которого является обязательным в данной ситуации всеми субъектами - перевозчиком (АО "ФПК"), льготной категорией лиц (льготникам) и органами власти (Министерство финансов Российской Федерации).
Из писем истца в адрес: Министра социального развития Саратовской области от 14.07.2015 г. N ФПКФФдл-422, Министра социального развития Волгоградской области от 14.07.2015 г. N ФПКФФдл-423, Министра социального развития Астраханской области от 14.07.2015 г. N ФПКФФдл-424 и ответы от данных лиц в адрес истца: письмо Министерства труда и социальной защиты населения Волгоградской области от 23.07.2015 г N13-4335.; письмо Министерства труда и социального развития и труда Астраханской области от 21.07.2015 г. N 6765/04-03.; письмо Министерства социального развития Саратовской области от 12.08.2015 г. N 09-04/5182. следует обращение истца в органы социальной защиты или какие-либо иные органы за компенсацией произведенных расходов во внесудебном порядке.
АО "ФПК" был предъявлен иск о взыскании убытков, связанных с оказанием услуг по перевозке граждан, пользующихся правом льготного (бесплатного) проезда железнодорожным транспортом.
Суд, отказывая в удовлетворении иска пришел к выводу, что указанная льгота была отменена внутренним законодательным актом Российской Федерации, что противоречит нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике, в том числе, Верховного Суда Российской Федерации, согласно определениям: от 08.04.2016 г. N 305-ЭС15-20067 по делу N А40-212276/2014, от 13.05.2016 г. N 305-ЭС16-6554 по делу N А40-143947/2015, от 22.03.2016 г. N 305-ЭС16-1077 по делу N А40-26851/2015, от 31.03.2016 г. N 305-ЭС16-1430 по делу
N А40-67643/2015.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии с нормами ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2016 года по делу N А40-192559/15 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" убытки в сумме 60577(шестьдесят тысяч пятьсот семьдесят семь)рублей 20 копеек, расходы по оплате госпошлины по иску в сумме 2423(две тысячи четыреста двадцать три)рубля; расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе в сумме 3000(три тысячи)рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.Н. Попова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192559/2015
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15030/16
06.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27111/16
06.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27111/16
19.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-192559/15