г. Чита |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А19-24047/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Ломако Н.В., Басаева Д.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2020 года по делу N А19-24047/2019 по исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087, адрес: 664025, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА РОССИЙСКАЯ, 17) к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (ОГРН: 1028500567182, ИНН: 8504000413, адрес: 664081, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА БАЙКАЛЬСКАЯ, ДОМ 157/1) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН" (ОГРН: 1183850017273, ИНН: 3808204554, адрес: 664011, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД ИРКУТСК, УЛИЦА ДЕКАБРЬСКИХ СОБЫТИЙ, ДОМ 8) третье лицо ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ФИНТРЕЙД" (ОГРН 1143850048572, ИНН 3812158653, адрес: 664015, г. Иркутск, б. Гагарина,40) о признании недействительным договора N КРМ-116Х/2019, заключенного 30.04.2019 между областным государственным автономным учреждением "Лесхоз Иркутской области" и обществом с ограниченной ответственностью "Эталон", (суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
от прокуратуры Иркутской области: Казанцева Л.И. (служебное удостоверение, поручение);
от Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае: не явился, извещен;
от ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ": не явился, извещен;
от ООО "ЭТАЛОН": не явился, извещен;
от ООО "ФИНТРЕЙД": не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ (далее - истец, прокуратура) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ОБЛАСТНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ", учреждение, лесхоз) и ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН" (далее - общество, ООО "ЭТАЛОН", ответчик) о признании недействительным договора N КРМ-116Х/2019, заключенного 30.04.2019 между ОБЛАСТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" и ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН".
Решением Арбитражного суда Иркутской области договор N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., заключенный ОБЛАСТНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ АВТОНОМНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" с ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН", признан недействительным. Суд взыскал с ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 3000 рублей, с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН" в доход федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 3000 рублей.
В обосновании суд первой инстанции указал, что на основании спорного договора N N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных разделами 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания N 1 от 24.12.2018 ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ", в нарушение статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях", статьей 19, 83 ЛК РФ переданы лицу, фактически не являющемуся субъектом соответствующих правоотношений, а, следовательно, не имеющему законных оснований осуществлять какие-либо мероприятия (работы) в лесах, в том числе мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, на лесных участках.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭТАЛОН" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 27.11.2019 и принять новое решение об отказе заявленных исковых требований в полном объеме.
Полагает, что в Договоре между Ответчиком 1 и Ответчиком 2 не ставится вопрос о вырубках лесах, а стоит вопрос только о сборе уже вырубленной древесины, таким образом, Ответчик 1 не приступал к санитарной вырубке, как говорит нам Истец, а уже постфактум собирал вырубленное и приводил в порядок территорию. Таким образом, довод, что Ответчик 2 нарушил ч.2.1. ст. 4 ФЗ "Об автономных учреждениях" полагаем не находит своего подтверждения, поскольку древесину, перед тем, как продать Ответчику 1, вырубили без его участия. Кроме того, Ответчик 2 при заключении спорного договора не руководствовался государственным заданием, а покупал услуги для собственных нужд, поэтому и договор считается действительным.
На апелляционную жалобу поступил отзыв прокурора, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2020 судебное заседание отложено до 04 июня 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 11.04.2020, 16.05.2020.
Представитель прокуратуры поддержала доводы отзыва, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В суд апелляционной инстанции поступило ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области заявлено о замене стороны по делу (процессуальном правопреемстве), в котором управление просит апелляционный суд заменить истца - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.
Заявленное ходатайство мотивировано приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 28.05.2019 N 128, по которому Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае реорганизовано в форме разделений на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебном актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из анализа статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что необходимым условием процессуального правопреемства является замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
Согласно свидетельству от 17.01.2020 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области поставлен на учет в налоговом органе по месту нахождения Межрайонной Федеральной налоговой инспекции N 20 по Иркутской области.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области является правопреемником прав и обязанностей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
При таких обстоятельствах, заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области о процессуальном правопреемстве подлежит удовлетворению на основании части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением министерства лесного комплекса Иркутской области от 24.12.2018 N 4407-мр утверждено государственное задание N 1 от 24.12.2018, которое предусматривает в числе прочего проведение ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" на территории Братского лесничества Иркутской области санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных и выборочных санитарных рубок. В комплекс мероприятий включены следующие виды работ: валка леса; обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание.
Во исполнение указанного задания министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключено соглашение от 18.01.2019 N 1 о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение работ, предметом которого является предоставление учреждению из областного бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на выполнение работ N 1 от 24.12.2018.
На основании государственного задания N 1 от 24.12.2018 на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы между министерством лесного комплекса Российской Федерации (продавец) и ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 25.04.2019 г. N4ктн, по условиям которого продавец обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины, а покупатель обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату, предусмотренную разделом 3 договора. Место нахождения лесных насаждений: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Наратайская дача, квартал N28, выдел N 34,35,36,37.
Разделом 2 договора от 25.04.2019 г. N 4ктн предусмотрены условия заготовки древесины: форма рубки - выборочная, вид рубки - рубка погибших и поврежденных лесных насаждений (пункт 5); сроки и условия вывоза - одновременно с заготовкой, до 25.12.2019 г.(пункт 7); очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины, следующим способом: сбор порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в не пожароопасный сезон до 25.12.2019 г. (пункт 8).
В соответствии с пунктом 15 договора от 25.04.2019 г. N 4ктн ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" приняло на себя обязательства, в том числе выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой лесосечных работ (подпункт "г"); осуществлять складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ (подпункт "д"); обеспечить вывоз древесины в срок, установленный договором (подпункт "е"); осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (подпункт "ж").
Лесные насаждения для заготовки древесины, определенные договором от 25.04.2019 г. N 4ктн переданы ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" по акту приема-передачи лесных насаждений от 25.04.2019 г.
Между тем, ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" (продавец) с ООО "ЭТАЛОН" (покупатель) заключен договор N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., по условиям которого продавец обязался передать в собственность покупателя древесину, находящуюся на лесосеке в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленную в результате механического воздействия (далее - "хлыст у пня" или "товар"), а покупатель принять за свой счет погрузить её в транспортные средства, вывезти и оплатить стоимость товара, а также выполнить мероприятия, определенные подпунктом 4.2.1, 4.2.2 договора (пункт 1.1 договора).
Место нахождения товара: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Наратайская дача, квартал N 28, выдел N 34,35,36,37 - объем древесины 3758 м3. (пункт 1.2 договора от N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г.).
Схема расположения лесных насаждений до заготовки товара приводится в приложении N 1 к договорам.
Пунктом 4.2.2 договора предусмотрено, что покупатель обязан выполнить все мероприятия, связанные с трелёвкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины, а также очистку от порубочных остатков и представить лесной участок, указанный в пункте 1.2. настоящего договора, к осмотру в полном соответствии с правилами заготовки, утвержденными приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 и от 27.06.2016 N 367 в срок до 24.12.2019. Продавец имеет право в одностороннем порядке, без присутствия покупателя, проводить осмотр лесного участка, а также оформлять и подписывать акт осмотра лесного участка.
Согласно пункту 4.2.3 договора ООО "Эталон" приняло на себя обязательства не позднее 24.12.2019 предоставить продавцу фото (видео) отчет об использовании лесов по определенным в названных пунктах параметрам, в том числе материалы фото- и видеофиксации, представляющие собой серию фотоснимков и видеофайлов, фиксирующих выполнение лесосечных работ.
Полагая, что оспариваемый договор является недействительным (ничтожным), заключенный с нарушением действующего лесного и гражданского законодательства Российской Федерации, поскольку нарушен порядок их заключения, а выполнение работ, определенных в названном договоре, в силу принятого и утвержденного в отношении ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" государственного задания, является обязанностью автономного учреждения и не может передаваться третьим лицам, в том числе ООО "ЭТАЛОН" по договору N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., прокурор обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании указанного договора недействительной (ничтожной) сделкой.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЭТАЛОН" обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения прокурора в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Обращаясь с настоящим иском в суд, прокурор сослался на несоответствие договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. положениям частей 1, 2 статьи 19, подпункта 4 части 1 статьи 83 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), части 2.1. статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее -Федеральный закон "Об автономных учреждениях").
В соответствии со статьей 50.7 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству. Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
В силу статьи 60.1 ЛК РФ леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам).
Согласно статьям 60.2, 60.3, 60.7, 60.8 ЛК РФ проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений является мерой санитарной безопасности в лесах, проводимой в целях защиты лесов от вредных организмов.
Защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 3 статьи 50.7, часть 4 статьи 60.1, часть 2 статьи 60.8, часть 1 статьи 19 ЛК РФ).
Полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты от вредных организмов переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 1 статьи 83 ЛК РФ).
Согласно пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение реализации указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Пунктом 1 части 1 статьи 82 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, организацию использования лесов, их охрану (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (часть 2 и 6 статьи 83 ЛК РФ).
Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 N 838.
В соответствии с частью 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р "Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором, и обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства
Таким образом, государство посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересовано в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок. Эта заинтересованность закреплена нормативно - посредством государственного задания, а также соглашения об условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения такого государственного задания.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях" основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. При этом финансовое обеспечение деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (часть 4 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Как правильно указывает суд первой инстанции, Министерством лесного комплекса Иркутской области для ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" утверждено государственное задание N 1 от 24.12.2018, которое предусматривает в числе прочего проведение автономным учреждением на территории Братского лесничества Иркутской области санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошных и выборочных санитарных рубок. В комплекс мероприятий включены следующие виды работ: валка леса; обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание (разделы 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания).
Во исполнение государственного задания N 1 от 24.12.2018 между министерством лесного комплекса Иркутской области и ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" заключено соглашение от 18.01.2019 N 1 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020-2021 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнение работ, а лесные насаждения, расположенные на землях федеральной собственности: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Наратайская дача, квартал N28, выдел N 34,35,36,37 переданы ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" для заготовки древесины в соответствии с частями 2-4 статьи 29.1 ЛК РФ на основании договора купли-продажи лесных насаждений от 22.01.2019 г. N9.
Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания (часть 2.1 статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, с учетом положений Федерального закона "Об автономных учреждениях" и соглашения о предоставлении субсидии, в обязанности АУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" входит самостоятельное выполнение государственного задания N 1 от 24.12.2018 (сплошные и выборочные санитарные рубки: валка леса бензомоторными пилами; обрезка сучьев и вершин бензомоторными пилами; раскряжевка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок).
Согласно части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок, в том числе: средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами (пункт 2 части 2 статьи 16 ЛК РФ).
По части 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 1 статьи 16.1 ЛК РФ лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 16.1 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 (зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45040) утверждены виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки (далее - Приказ от 27.06.2016 N 367).
В соответствии с пунктом 1 Приказа от 27.06.2016 N 367 лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 настоящего приказа. При заготовке древесины на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, лесосечные работы выполняются на основании договора купли-продажи лесных насаждений (пункт 3 Приказа от 27.06.2016 N 367).
К видам осуществляемых последовательно лесосечных работ отнесены: подготовительные лесосечные работы; основные лесосечные работы; заключительные лесосечные работы (пункт 6 Приказа от 27.06.2016 N 367).
Согласно пункту 8 Приказа от 27.06.2016 N 367 к основным лесосечным работам относятся процессы, связанные с осуществлением рубок лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах), определенные частью 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации: 1) валка (в том числе спиливание, срубание, срезание) лесных насаждений; 2) трелевка древесины; 3) частичная переработка древесины; 4) хранение древесины в лесу; 5) иные процессы, технологически связанные с рубкой лесных насаждений.
К заключительным лесосечным работам относятся среди прочего работы по очистке (доочистке) мест рубок от порубочных остатков (пункт 9 Приказа от 27.06.2016 N 367).
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что из приведенных положений Лесного кодекса РФ и Приказа от 27.06.2016 N 367 следует, что лесосечные работы, связанные с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений представляют собой единый технологический процесс, включающий в себя не только валку леса (в том числе спиливания, срубания, срезания), но и иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу), при этом государственным заданием N 1 от 24.12.2018 и договору купли продажи лесных насаждений от 29.01.2019 N 56, заключенным во исполнение данного государственного задания, к условиям заготовки древесины отнесены не только рубка погибших и поврежденных лесных насаждений (валка леса), но и обрезка сучьев и вершин; раскряжовка хлыстов; зачистка сучьев после раскряжевки; трелевка хлыстов; сортировка, штабелевка древесины; очистка мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание, то есть частичная переработка (разделы 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания), а также складирование заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ, обеспечение вывоза древесины, осуществление работ по очистке лесосек от порубочных остатков в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках (статья 23 ЛК РФ), утвержденными приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474, Правилами ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22.11.2017 N 626, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденных приказом Рослесхоза от 05.12.2011 N 512, Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными приказом Минприроды России 27.06.2016 N 367.
Из условий оспариваемого прокурором договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. следует, что предметом данного договора является древесина, находящаяся на лесосеке в виде неочищенных от сучьев стволов дерева с прикорневой частью и вершиной, поваленных в результате механического воздействия - "хлыст у пня", место нахождения данной древесины определено: Иркутская область, Куйтунское лесничество, Барлукское участковое лесничество, Наратайская дача, квартал N28, выдел N 34,35,36,37 в объеме 3758 куб. м., которую ООО "Эталон" обязалось принять, за свой счет погрузить в транспортные средства, вывезти, а также выполнить мероприятия, связанные с трелёвкой, частичной переработкой, хранением, очисткой от порубочных остатков и представить лесной участок к осмотру (пункты 4.2.2. договоров).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно посчитал, что часть мероприятий, предусмотренных государственным заданием N 1 от 24.12.2018 и договора купли-продажи лесных насаждений от 25.04.2019 г. N4ктн, в нарушение требований частей 1, 2 статьи 19, подпункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ, части 2.1. статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" передано покупателю (ООО "Эталон") на основании договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., а именно: мероприятия по обрезке сучьев и вершин; раскряжовке хлыстов; зачистке сучьев после раскряжевки; трелевке хлыстов; сортировке, штабелевке древесины; очистке мест рубок со сбором порубочных остатков в кучи на перегнивание либо сжигание, складированию заготовленной древесины в местах, предусмотренных технологической картой лесосечных работ, обеспечению вывоза древесины.
Согласно пункту 5 Приказа от 27.06.2016 N 367 при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
При толковании условий оспариваемого договора, суд исходит в соответствии с правилами статьи 431 ГК РФ из буквального значения содержащихся в них слов и выражений, согласованных в пункте 1.1 оспариваемого договора.
Следовательно, порядок исполнения обязательств сторонами оспариваемой сделки (исполнение договора) не имеет в рассматриваемом случае квалифицирующего значения для оценки соответствия оспариваемой сделки требованиям действующих норм материального права, поскольку оценка такой сделки дается судом в контексте ее определения как юридического факта, а не как фактически сложившимся между сторонами обязательственным правоотношениям.
Суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что на основании спорного договора N N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. проведение санитарно- оздоровительных мероприятий, предусмотренных разделами 3 "Профилактика возникновения очагов вредных организмов", 4 "Локализация и ликвидация очагов вредных организмов" государственного задания N 1 от 24.12.2018 ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ", в нарушение статьи 4 Федерального закона "Об автономных учреждениях", статьей 19, 83 ЛК РФ переданы лицу, фактически не являющемуся субъектом соответствующих правоотношений, а, следовательно, не имеющему законных оснований осуществлять какие-либо мероприятия (работы) в лесах, в том числе мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений, на лесных участках.
В силу части 3 статьи 19 ЛК РФ при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 данной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с названным Кодексом.
При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта (часть 3 статьи 29.1 ЛК РФ).
ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" является некоммерческой организацией, созданной для обеспечения выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесного хозяйства (пункт 1.3 Устава). Основными целями деятельности учреждения является выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов, отводу и таксации лесосек лесных участков, в рамках заключаемых учредителем договоров купли-продажи лесных насаждений (пункт 2.3 Устава) (http://www.leshozirk.ru/).
В силу положений, установленных в частях 4, 5 статьи 19 ЛК РФ, в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом. При осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.
Таким образом, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) государственными (муниципальными) учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на указанные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Соответственно, если выполнение указанных мероприятий поручено государственному (муниципальному) учреждению в целях реализации государственных нужд, последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Суд первой инстанции правильно посчитал, что обязанностью ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" является самостоятельное выполнение государственного задания, обеспечивающего государственные нужды, однако, в случае выполнения части работ по охране, защите и воспроизводству лесов иными привлеченными лицами, необходимо соблюдение соответствующих конкурсных процедур в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в связи с чем приходит к выводу, что в рассматриваемом случае при заключении оспариваемого договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г. учреждением нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку не соблюдены положения о проведении конкурсных процедур, привлечение ООО "ЭТАЛОН" к выполнению части работ по государственному заданию, обеспеченному финансированием из бюджета, без проведения конкурса или аукциона свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является нарушением положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (части 1 статьи 15, части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Ссылка ответчика на то, что все закупки товаров работ и услуг для нужд учреждения осуществляются на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (как закупка у единственного поставщика), при этом реализация древесины на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ невозможна, поскольку указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, судом первой инстанции правильно отклонена в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно частям 4, 4.1 указанной нормы права при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Поскольку в рассматриваемом случае установлен факт передачи учреждением третьему лицу в рамках оспариваемого договора фактически лесных насаждений и право выполнения работ на землях лесного фонда во исполнение утвержденного государственного задания, следовательно, самостоятельным правом на распоряжение лесными насаждениями, расположенными на таком лесном участке, учреждение не наделено. Проводимые по оспариваемым договорам работы осуществляются по поручению государственного органа для государственных нужд за счет бюджетного финансирования, а не для собственных нужд учреждения. Учитывая изложенное и принимая во внимание, что выполнение данных мероприятий поручено учреждению в целях реализации государственных нужд, суд первой инстанции правильно признал, что последнее при обеспечении выполнения полномочий органа государственной власти в случае передачи выполнения части работ по охране, защите и воспроизводству лесов иными привлеченными лицам обязано руководствоваться положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Довод ответчика о распространении на спорные правоотношения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а не Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не имеет в рассматриваемом случае квалифицирующего значения для оценки соответствия оспариваемой сделки требованиям действующих норм материального права.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку оспариваемая сделка (договор N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г.) заключена с нарушением требований статей 16, 19, 29, 55, 76, 77, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего влечет нарушение публичных интересов и нарушает установленный законодателем порядок исполнения автономным учреждением предусмотренных законом обязанностей, а также нарушает права и законные интересы Российской Федерации и неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора о признании недействительным (ничтожным) договора N КРМ-116Х/2019 от 30.04.2019 г., заключенного между ОГАУ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" и ООО "ЭТАЛОН" являются правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили с его стороны надлежащую оценку. Апелляционным судом доводы общества отклоняются по тем же мотивам.
Судебные расходы распределены верно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену стороны по делу N А19-24047/2019 Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (ОГРН: 1103850013772 ИНН: 3808214087) на его правопреемника - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1203800000678 ИНН3808270980).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2020 года по делу N А19-24047/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-24047/2019
Истец: в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Прокуратура Иркутской области, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ", ООО "Эталон"
Третье лицо: ООО "Финтрейд"