город Ростов-на-Дону |
|
08 июня 2020 г. |
дело N А32-45789/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Емельянова Д.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Сервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2019 по делу N А32-45789/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубань-Сервис" к государственной жилищной инспекции Краснодарского края
при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Эксор"
о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кубань-Сервис" (далее - ООО "Кубань-Сервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - ГЖИ КК, инспекция) о признании незаконным решения от 29.08.2019 N 2127 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов.
Решением от 26.12.2019 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на общем собрании собственники помещений многоквартирного дома выбрали новую управляющую компанию ООО "ЭксОр", обстоятельства дела подтверждают наличие у инспекции правовых оснований для вынесения решения от 29.08.2019 N 2127 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Кубань-Сервис" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявление.
В обоснование апелляционной жалобы общество сослалось на то, что договор на управление МКД расположенного по адресу г. Краснодар ул. Восточно-Кругликовская, д.80, между собственниками МКД и управляющей компанией был заключен 01.07.2019, о чем свидетельствуют бюллетени голосования. В случае заключения договора управления между собственниками МКД и заявителем управляющая компания обязана раскрыть информацию на сайте www.reformagkh.ru и обратиться с заявлением о внесении в реестр лицензий сведений о МКД. Из протокола от 22.08.2019 N 4 не следует, что собственники помещений МКД г. Краснодар, ул.Восточно - Кругликовская д.80 приняли решения о расторжении договора управления с ООО "Кубань-Сервис". В связи с тем, что ООО "Эксор" в ГЖИ заключенный договор управления МКД Краснодар, ул.Восточно-Кругликовская д.80 с собственниками помещений в данном доме, обладающими более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме не был предоставлен, то инспекция не имела права отказывать ООО "Кубань-Сервис" во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края N 93 от 30.04.2016.
Определением от 03.03.2020 общество с ограниченной ответственности "Эксор" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Эксор" просило решение суда оставить без изменения.
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 28.05.2020 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в связи с заключением договора управления многоквартирным домом N 80 по ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре (далее - МКД) на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД ООО "Кубань-Сервис" обратилось в инспекцию с заявлением о внесений изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части включения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, и необходимым пакетом документов.
В ходе рассмотрения заявления и документов инспекцией было выявлено наличие противоречий, а именно наличие сведений о МКД в реестре лицензий у ООО "ЭксОр". В связи с этим, инспекцией рассмотрение заявления ООО "Кубань-Сервис" было приостановлено и была проведена проверка достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных ООО "Кубань-Сервис", условиям пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя от 25.12.2015 N 938/пр. (далее - Порядок N 938/пр).
В период проведения проверки в инспекцию обратилось ООО "ЭксОр" и представило решение общего собрания собственников помещений в МКД, подтверждающее ранее принятое решение о выборе данной управляющей организацией для управления МКД, датированное позже решения о выборе ООО "Кубань-Сервис".
По окончании проверки в связи с тем, что МКД находился в управлении ООО "ЭксОр", а также в связи с предоставлением более позднего протокола общего собрания, подтверждающего выбор ООО "ЭксОр", инспекцией было принято решение от 29.08.2019 N 2127 об отказе ООО "Кубань-Сервис" во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов.
Полагая, что решение от 29.08.2019 2127 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края и возврате заявления и документов является незаконным, ООО "Кубань-Сервис" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
К компетенции общего собрания относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом (пункт 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
В силу части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Анализ приведенных положений, а также положений статей 45, 47, 48, 162, 164 ЖК РФ позволяет прийти к выводу о том, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме.
Статьей 192 ЖК РФ, подпунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора по решению лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1).
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра предусмотрены статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, пунктом 2 которого предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; в) реквизиты договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия); д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; е) данные о реорганизации лицензиата в случаях: реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); реорганизации лицензиата в форме преобразования; реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
В пункте 3 Порядка N 938/пр перечислены документы, прилагаемые к заявлению о внесении изменений в реестр.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве);
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 Порядка N 938/пр установлено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов (подпункта "а" пункта 15 Порядка).
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной инспекцией проверки заявления, представленного обществом, установлено, что многоквартирный дом N 80 по ул. Восточно-Кругликовской в г. Краснодаре числятся в перечне многоквартирных домов, находящихся в управлении иной организации - ООО "Эксор".
В ходе проведения проверки достоверных сведений, содержащихся в заявлении и документах, представленных ООО "Кубань-Сервис", в государственную жилищную инспекцию Краснодарского края обратилось ООО "ЭксОр" о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, в части изменения основания управления многоквартирным домом по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, д. 80, в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме.
К указанному заявлению был представлен протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Краснодар ул. Восточно-Кругликовская, д. 80 от 22.08.2019 N 4, на котором было принято решение о расторжении договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, д. 80 с ООО "ООО "Кубань-Сервис".
Инспекцией, таким образом, в ходе рассмотрения заявления ООО "Кубань-Сервис" установлено, что на основании протокола от 22.08.2019 N 4 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, договор управления, заключенный с ООО "Кубань-Сервис", послуживший основанием для направления заявления о внесении изменений в реестр лицензий, расторгнут.
Соответствующие сведения по многоквартирному дому размещены в информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Данный протокол от 22.08.2019 N 4, а также договор управления от 22.08.2019 размещены на официальном сайте ООО "Эксор" eksor.jfservice.ru.
Согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Право выбора способа управления многоквартирным домом принадлежит собственникам помещений в этом доме. Изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления домом. Это не противоречит общим правилам расторжения договора, предусмотренным пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, если такой отказ допускается в соответствии с законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2012 N 59-В12-5).
При этом, на момент вынесения инспекцией оспариваемого решения, сведения об обжаловании в судебном порядке протокола общего собрания, на котором принято решение о расторжении с ООО "Кубань-Сервис" договора управления многоквартирным домом по адресу: Краснодар ул. Восточно-Кругликовская, д. 80 у инспекции отсутствовали. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом непредставления заявителем инспекции доказательств признания незаконным решения общего собрания от 22.08.2019, у государственной жилищной инспекции Краснодарского края отсутствовали основания для внесения изменений в реестр лицензий Краснодарского края в части вкключения сведений о МКД в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Кубань-Сервис".
Инспекция действовала в рамках предусмотренной Жилищным кодексом Российской Федерации и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем оспариваемое обществом решение инспекции на момент принятия соответствовало действующему законодательству.
Довод о том, что из протокола от 22.08.2019 N 4 не следует, что собственники помещений МКД г. Краснодар, ул.Восточно - Кругликовская д.80 приняли решения о расторжении договора управления с ООО "Кубань-Сервис" подлежит отклонению, как противоречащий содержанию указанного протокола.
Ссылка на заключение договора на управление МКД между собственниками МКД и обществом 01.07.2019, подлежит отклонению, поскольку инспекция установила, что в дальнейшем собственники приняли решение о расторжении договора управления многоквартирным домом по адресу: г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, д. 80 с ООО "ООО "Кубань-Сервис" и заключении нового договора с ООО "Эксор".
Как указано выше, согласно части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2019 по делу N А32-45789/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45789/2019
Истец: ООО "Кубань-Сервис", ООО "Кубань-Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция КК, Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: ООО "Эксор"