г. Пермь |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А50-30539/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Яринского С.А.,
судей Гладких Д.Ю., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Можеговой Е.Х.,
при участии:
представителя истца ОАО "МРСК Урала" - Мукониной Е.М., действующей на основании доверенности от 31.12.2019,ъ
представителя ответчика МО "Нытвенский городской округ" в лице администрации Нытвенского городского округа - Ермаковой М.В., действующей на основании доверенности от 20.01.2020,
в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенного надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 24 марта 2020 года
по делу N А50-30539/2019
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (ОГРН 1056604000970, ИНН 6671163413)
к муниципальному образованию "Нытвенский городской округ" в лице администрации Нытвенского городского округа (ОГРН 1195958042060, ИНН 5916035385)
третье лицо: публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания"
о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Нытвенский городской округ" в лице администрации Нытвенского городского округа (далее - МО "Нытвенский городской округ", ответчик) с учетом уточненных требований в порядке ст. 49 АПК РФ о взыскании неосновательного обогащения в размере 354 177,89 рублей.
Решением арбитражного суда Пермского края от 24.03.2020 (резолютивная часть от 18.03.2020, судья Корлякова Ю.В.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Автор жалобы полагает, что факт обогащения одного лица за счет другого в данном деле доказан. ОАО "Пермская энергосбытовая компания" подтверждает отсутствие договора с энергосбытовой компанией у Ответчика, что само по себе доказывает факт бездоговорного потребления электроэнергии, а именно самовольное подключение к объектам энергетики Истца в нарушение действующего законодательства в отсутствие заключенного договора на электроснабжение.
Считает, что органы местного самоуправления Нытвенского городского округа являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Нытвенского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории. В акте неучтенного потребления электроэнергии (мощности) N 523/БД 14426 от 24.06.2019 указано надлежащее лицо, и процедура уведомления проведена в соответствии с действующим законодательством без нарушения каких-либо пунктов Основных положений N 442.
Также считает, что поскольку Нытвенский район, д.Косинцы, где выявлено самовольное подключение сети уличного освещения к ТП-50217, расположены в территориальных границах ответчика, именно он должен доказать, что освещение улиц производится другим лицом. Само по себе отсутствие в реестре муниципальной собственности спорных светильников уличного освещения не снимает с ответчика указанные обязанности.
От МО "Нытвенский городской округ" поступил письменный отзыв, в котором ответчик опроверг доводы апелляционной жалобы истца, считает решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства.
Явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители истца и ответчика придерживались позиций, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой проверки представителями ОАО "МРСК Урала" было выявлено незаконное потребление электроэнергии ответчиком по объекту: объект наружное освещение расположенных д. Косинцы Нытвенский район, 3 светильников от ТП 50217.
По результатам проверки составлен акт N БД 14426 от 24.06.2019 о неучтенном потреблении электрической энергии, в соответствии с которым ответчиком за период с 15.06.2018 по 14.06.2019, незаконно потреблена электроэнергия, стоимость которой составила 354 177,89 рублей.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате стоимости потребленной электрической энергии в размере 354 177,89 рублей послужило основанием для обращения истца в суд настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия на стороне ответчика факта бездоговорного потребления электроэнергии.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, заслушав объяснения представителя истца и ответчика в судебном заседании и оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
В соответствии со статьями 539 и 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" поставка электрической энергии осуществляется на основании договора энергоснабжения.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В пункте 9 Основных положений N 442 указано, что гарантирующий поставщик обязан заключать в соответствии с разделом III настоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого 3 потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 34 Основных положений N 442 потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), непосредственно, а в случае заключения договора до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, в отношении которых заключается договор, - непосредственно либо через сетевую организацию предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106, документы, указанные в настоящем пункте.
В соответствии с пунктом 167 Основных положений N 442, сетевые организации проводят проверки на предмет выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии.
В силу пункта 2 Основных положений N 442 под бездоговорным потреблением электрической энергии понимается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей Согласно пункту 192 Основных положений N 442 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление. Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.
В соответствии с пунктом 193 Основных положений N 442 в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
Пунктом 193 Основных положений N 442 предусмотрено, что при составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.
В обоснование заявленных требований истец представил акт неучтенного потребления электроэнергии N БД 14426 от 24.06.2019.
Вопреки указанным выше требованиям Основных положений N 442 спорный акт составлен без участия представителя ответчика, со стороны ответчика не подписан.
В силу пункта 4 части 1, части 3 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами осуществляет местная администрация. Пунктом 4 части 2 статьи 45.1. Закона N 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Таким образом, организация благоустройства - оборудование освещения территории общего пользования, должна быть возложена на муниципальное образование.
Заявляя требования о взыскании бездоговорного потребления, истец должен доказать, что внедоговорное потребление имело место в интересах того лица к которому предъявлены требования, а не совершено иными лицами, за действия которых местный орган власти не должен нести ответственность.
В данном случае истцом такие доказательства не представлены, лица, установившие объекты уличного освещения, за потребление электроэнергии которыми ответчику предъявлены требования, не установлены.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении N 2516-О от 09.11.2017, направления деятельности администраций городских округов - в рамках общих принципов правового регулирования компетенции муниципальных образований - выражены в правовых нормах общего характера, поэтому содержание такой деятельности, включая конкретные способы, методы, средства решения вопросов местного значения, должно раскрываться во взаимосвязи с положениями специального отраслевого, в том числе бюджетного, законодательства. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг. Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.
Таким образом, при определении полномочий органов местного самоуправления в части организации электроснабжения населения недопустимо произвольно возлагать на муниципальные образования публично-правовых обязательств и выходить за пределы своих компетенции. Основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При этом предполагается лишь определенная степень участия муниципальных образований в реализации соответствующих публичных задач, что не ограничивает органы местного самоуправления в определении оптимальных вариантов их решения, в частности с учетом существующих финансовых возможностей муниципального образования.
Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выявленные подключения уличных светильников было выполнено в соответствии с правилами благоустройства и именно муниципальным образованием либо по его поручению.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обязанности по контролю за возможными подключениями к электросетям ОАО "МРСК Урала" третьими лицами не должны вменяться в компетенцию муниципального образования. Возложение на ответчика обязанности устанавливать принадлежность энергопринимающих устройств и лиц, допустивших самовольное подключение, а также иных обстоятельств, имеющих значения для дела, не может быть признано обоснованным.
Истец не представил доказательств установления владельца обнаруженных светильников.
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, представленные фотоматериалы не позволяют достоверно установить место и способ осуществления бездоговорного потребления электрической энергии.
Вывод суда о том, что предъявление истцом в отношении указанной точки объема бездоговорного потребления общей стоимостью 354 177,89 рублей противоречит понятию, приведенному в абз. 8 пункта 2 Правил N 442 "бездоговорного потребления электрической энергии" (в том числе потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках) является верным.
Также при принятии оспариваемого решения судом первой инстанции установлено, что на момент проведения истцом проверки и составления акта неучтенного потребления (24.06.2019) в отношении администрации Нытвенского городского поселения такое муниципальное образование как Нытвенское городское поселение утратило статус муниципального образования, то есть перестало существовать (статья 5 Закона N 386-ПК).
Со дня вступления в силу Закона Пермского края от 25.04.2019 N 386-ПК, то есть с 07.05.2019 прекращены полномочия администрации Нытвенского городского поселения (абз. 4 ч. 4 ст. 4). Исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения на территории Нытвенского городского округа до формирования администрации Нытвенского городского округа осуществляла администрация Нытвенского муниципального района (абз. 5 ч.4 ст. 4 Закона N 386-ПК). Думой Нытвенского городского поселения 08.05.2019 принято решение о ликвидации администрации Нытвенского городского поселения. Согласно постановлению администрации Нытвенского муниципального района N 68 от 08.05.2019 "Об осуществлении исполнительно-распорядительных полномочий администрации поселений по решению вопросов местного значения" в переходный период, установленный статьей 4 закона Пермского края N 386-ПК, администрация Нытвенского муниципального района осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений; организация в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территорий поселений, организация благоустройства территорий поселений в соответствии с указанными правилами.
Вопреки доводам жалобы, обращаясь с иском в суд к администрации Нытвенского городского поселения (с учетом ходатайства о замене ответчика), ОАО "МРСК Урала" не учтено, что администрация Нытвенского городского поселения, которая на день проведения проверки и составления акта безучетного потребления осуществляла исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения на территории Нытвенского городского округа, в том числе в вопросах благоустройства территорий, и в нарушение требований статьи 193 Основных положений N 442 не была уведомлена истцом о составлении акта неучтенного потребления. Уведомления вручены истцом ненадлежащему лицу - администрации Нытвенского городского поселения, полномочия которой на момент уведомления были прекращены на основании абзаца 4 статьи 4 Закона N 386-ПК. Спорный акт неучтенного потребления также составлен в отношении ненадлежащего лица - администрации Нытвенского городского поселения. Соответственно, акт неучтенного потребления, составленный в отношении ненадлежащего лица, в отсутствие уведомления ответчика (администрации Нытвенского муниципального района), не может являться надлежащим доказательством бездоговорного потребления электрической энергии.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно признал, что указанный акт не может являться допустимым и достоверным доказательством факта и объема бездоговорного потребления электроэнергии МО "Нытвенский городской округ", в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Доводы жалобы о том, что поскольку Нытвенский район, д.Косинцы, где выявлено самовольное подключение сети уличного освещения к ТП-50217, расположены в территориальных границах ответчика, именно он должен доказать, что освещение улиц производится другим лицом. Само по себе отсутствие в реестре муниципальной собственности спорных светильников уличного освещения не снимает с ответчика указанные обязанности, не основаны на вышеприведенных нормах права, факт бездоговорного потребления со стороны ответчика в спорный период не доказан.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, что не свидетельствует о допущенных им нарушениях норм процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда является обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2020 года по делу N А50-30539/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
С.А. Яринский |
Судьи |
Д.Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30539/2019
Истец: ОАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ УРАЛА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ НЫТВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Третье лицо: ОАО "ПЕРМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"