город Томск |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А27-22500/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Логачева К.Д., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (07ап-3993/20) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2020 по делу N А27-22500/2019 по заявлению по заявлению федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (Кемеровская область - Кузбасс, г.Юрга, ОГРН 1024202003352, ИНН 4230007696) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (г.Кемерово, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) третье лицо: Администрация города Юрги (Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ОГРН 1024202005156, ИНН 4230006082); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (Кемеровская область-Кузбасс, г. Кемерово, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) об обязании внести изменения в распоряжение,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Быстрова С.В., представитель по доверенности от 18.09.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: Павленко С.И., представитель по доверенности от 14.10.2019, паспорт;
от Администрация города Юрги: Иваницкая Е.Е., представитель по доверенности от 08.05.2019, паспорт;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу: без участия (извещен);
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 50 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области - Кузбассу" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее - Управление, МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях) по невнесению изменений в распоряжение от 16.03.2018 N 4-2/90 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", указав категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: обеспечение деятельности по исполнению наказаний, обязании внести изменения в распоряжение от 16.03.2018 N 4-2/90, указав: категория земель: земли населённых пунктов; вид разрешенного использования: обеспечение деятельности по исполнению наказаний. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Юрги, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу.
Решением суда от 05.03.2020 заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Заявитель, Администрация города Юрги в отзывах представленных в суд в соответствии со статьей 262 АПК РФ, каждый, представители в судебном заседании доводы апелляционной жалобы отклонили, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал, по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на железобетонное ограждение: назначение нежилое: протяженность 1868 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Кемеровская область, г. Юрга, ул. Шоссейная, д. 2 (запись регистрации от 08.06.2015).
Данный объект передан в оперативное управление заявителя (запись регистрации от 15.07.2010).
Комитетом архитектуры Администрации города Юрги выдана по месту требования справка от 06.03.2018 N 02-02/721 по принадлежности вновь образуемого земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Юрга, ул.Шоссейная, д. 2, на котором располагается сооружение нежилое - железобетонное ограждение с кадастровым номером 42:36:0202003:695, относительно территориальных зон.
В справке сообщается о том, что земельный участок в соответствии со схемой градостроительного зонирования территории города Юрги, утвержденной в составе "Правил землепользования и застройки Юргинского городского округа", решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 18.03.2016 N 273, входит в границы территориальной подзоны СН 4 (Подзона режимных объектов ограниченного доступа).
Основные виды разрешенного использования земельных участков: Обеспечение деятельности по исполнению наказаний; Обеспечение внутреннего правопорядка.
Условно разрешенные виды использования земельных участков: Магазины. Вспомогательные вида использования земельных участков: создание и уход за запретными полосами.
Распоряжением МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 16.03.2018 N 4-2/90 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории" утверждена "Схема расположения земельного участка на кадастровым плане территории" по образованию земельного участка площадью 81 528 кв.м, расположенного в территориальной зоне СН 4 (Подзона специального назначения для размещения режимных объектов ограниченного доступа) в границах населенного пункта, имеющего местоположение: Кемеровская область, г. Юрга, ул.Шоссейная, 2, в границах, указанных в Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к настоящему распоряжению.
Заявителю поручено подготовить межевой план, необходимый для постановки на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации права собственности Российской Федерации образуемого земельного участка площадью 81 528 кв.м.
Управление Росреестра по Кемеровской области уведомлением от 23.04.2018 N 4200/18-11838 приостановило государственный кадастровый учет в связи с несоответствием межевого плана требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921. Для устранения причины приостановления кадастрового учёта объектов недвижимости привести в соответствие: п. 50 (включить в состав Приложения межевого плана копию документа, содержащую сведения и принадлежности образуемого земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель в соответствии с федеральным законом к указанной категории земель).
Заявитель обратился в МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях с заявлением от 27.04.2018 N 43/ТО/35-664 о внесении изменений в распоряжение от 16.03.2018 N 4-2/90, в части указания категории земель: земли населённых пунктов. Заявитель также сослался на необходимость указания вида разрешенного использования: обеспечение деятельности по исполнению наказаний, который соответствует пункту 8.4 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.04.2014 N 540 (ред. от 30.09.2015), для проведения кадастровой оценки земельного участка.
МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях в письме от 07.11.2018 N 4-6-11/226 (в дополнение к письму от 27.06.2018 N 4-6-06/956) сообщило, что согласно позиции Администрации Юргинского городского округа решение вопросов об изменении вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, не входит в компетенцию органа местного самоуправления. Вместе с тем согласно пункту 4 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 N 472, Межрегиональное территориальное управление не уполномочено принимать решения об установлении вида разрешенного использования земельным участком, находящимся в федеральной собственности. Для получения разъяснений о порядке изменения вида разрешенного использования земельных участков федеральной собственности и внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости Межрегиональным территориальным управлением в адрес Управлениям Росресстра по Кемеровской области направлено соответствующее обращение. Информацию о результатах настоящего вопроса будет направлена дополнительно.
Заявитель обратился с письмом от 20.06.2019 N 43/ТО/35-1417 (повторно к письму от 27.04.2018 N 43/ТО/35-664), в котором сообщил о том, что до настоящего времени в адрес учреждения окончательный результат рассмотрения обращения от МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях не поступил, что делает невозможным осуществить процедуру постановки земельного участка на кадастровый учёт.
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд исходил из их обоснованности.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участка из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. В соответствии с частью 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Пунктом 21 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории являются решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель. При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Согласно пунктам 3, 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) в кадастр недвижимости в числе иных вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также виде или видах его разрешенного использования.
Учитывая положения пункта 2 статьи 9 ЗК РФ, статьи 39.2 ЗК РФ, п.п. 12, 13 статьи 11.10 ЗК РФ, принимая во внимание, что земельный участок расположенный по адресу: г. Юрга, ул. Шоссейная, 2, образуется на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель или земельного участка, в отношении которых не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, уполномоченный орган государственной власти в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обязан кроме указания территориальной зоны установить вид разрешенного использования образуемого земельного участка, а также отнести земельный участок к определенной категории земель.
Кроме того, основанием для осуществления государственного кадастрового учета является, в том числе межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральном законом порядке. Требования к подготовке межевого плана установлены статьей 22 Закона о регистрации и приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015 N 921.
Согласно пункту 50 Требований, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" должны соответствовать сведениям ЕГРН о категории земель исходного земельного участка. Сведения о категории земель земельного участка, образуемого из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, указываются при наличии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель (копия такого документа включается в состав Приложения).
МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях распоряжением утвердило схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав, что земельный участок находится в территориальной зоне СН 4 (Подзона специального назначения для размещения режимных объектов ограниченного доступа), однако вид разрешённого использования образуемого земельного участка, об отнесении его к определенной категории земель в распоряжении не указан.
Учитывая вышеизложенное, распоряжение МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях от 16.03.2018 N 4-2/90 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", представленное в составе межевого плана, по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации ввиду отсутствия в нем сведений о категории земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Позиция Управления об обратном основана на ином толковании норм права и не принимается апелляционным судом.
Ссылки МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях на отнесение вопроса по установлению вида разрешенного использования указанного земельного участка к компетенции органа местного самоуправления, судом рассмотрены и обоснованно отклонены. Суд верно отметил, что МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях относится к органу, уполномоченному на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков, который вправе установить вид разрешенного использования образуемого земельного участка с учетом документов территориального планирования.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 05.03.2020 по делу N А27-22500/2019, оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22500/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 50 ГУФСИН по Кемеровской области"
Ответчик: МТУ Росимущество в Кемеровской и Томской областях
Третье лицо: Администрация города Юрги, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу в лице Прокопьевского отдела, УФСГРКиК по КО-Кузбасу