г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А21-15566/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6161/2020) общества с ограниченной ответственностью "Крылья" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2020 по делу N А21-15566/2019 (судья А.В. Брызгалова), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Крылья"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об отмене постановления от 20.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крылья", (далее - Общество, заявитель, ООО "Крылья") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N ДС-73/241-19 от 20.08.2019.
Решением от 07.02.2020 Арбитражный суд Калининградской области в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 07.02.2020 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления в полном объеме, ссылаясь на то, что действующее законодательство не содержит определений - восстановление денежных средств. Использование денежных средств и движение денежных средств выражается через определение бухгалтерской (финансовой) отчетности содержащейся в статье 3 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Податель жалобы указывает, что вменяемые застройщику нарушения нашли отражение в аудиторском заключении, при этом претензий административного органа к аудиторскому заключению не предъявлялось.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании апелляционного суда не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Министерством регионального контроля в ходе проведения анализа ежеквартальной отчетности ООО "Инвестжилстройплюс" (с 25.04.2019 - ООО "Крылья") об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, бухгалтерской отчетности за 3 квартал 2018 года (вх. от 30.10.2018 N СН-1766/отч) выявлено, что по данным бухгалтерского баланса ООО "Инвестжилстройплюс" на 30.09.2018 величина затрат, понесенных Обществом в связи со строительством многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калининград, ул. Генерала Толстикова, 75А составляет 154 610 рублей 96 копеек.
04.04.2019 Министерством в адрес Общества выдано предписание N ДС/15 об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области долевого строительства, согласно которому Обществу предписано до 30.06.2019 восстановить и использовать денежные средства участников долевого строительства в размере 25 000 960 рублей на строительство многоквартирного жилого дома: г. Калининград, ул. Генерала Толстикова, 75А в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно Предписанию N ДС/15 от 04.04.2019 Обществу в срок 30.06.2019 необходимо восстановить и использовать денежные средства участника долевого строительства в размере 25 000 960 рублей на строительство объекта в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 214-ФЗ.
Информацию об устранении указанных нарушений с приложением подтверждающих документов Общество должно было представить в Министерство в течение 10 рабочих дней, но не позднее 12.07.2019.
27.06.2019 в адрес Министерства от ООО "Крылья" представлены корректировочное приложение N 3 к Отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 3 квартал 2018 года, корректировочный бухгалтерский баланс на 30.09.2018.
Регистры бухгалтерского учета (карточки счета, обортно-сальдовые ведомости), первичные учетные документы (договоры генерального подряда, акты стоимости выполненных работ (форма N КС-2, КС-3), договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями на выполнение работ, оказание услуг и поставку товаре (материалов), связанные со строительством Объекта, накладные, платежные поручения, чеки и т.д.) ООО "Крылья" в адрес Министерства не были представлены.
На момент составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО "Крылья" предписание не исполнило. Документы, подтверждающие исполнение предписания, в полном объеме в адрес Министерства не представлены.
24.07.2019 ведущим консультантом отдела контроля долевого строительства и ЖСК департамента строительного надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области составлен протокол об административном правонарушении N ДС-73/241-19 в отношении юридического лица - ООО "Крылья" за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Непредставление Обществом документов, подтверждающих исполнение предписания, послужило основанием для вынесения 20.08.2019 постановления N ДС-73/241-19 о назначении административного наказания по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, которым Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении. Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Законом N 214-ФЗ, который также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении им своих обязательств по договорам, по формам и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также бухгалтерскую отчетность (в том числе годовую), составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган вправе направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений.
Согласно Правил предоставления застройщиком ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, утвержденных Постановлением N 645 и Методических указаний:
- сведения о привлечении денежных средств участников долевого строительства застройщиком заполняются на основании документов бухгалтерского учета (первичные документы, регистры бухгалтерского учета) и бухгалтерской отчетности застройщика;
- данные о количестве денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде для приобретения строительных материалов, а также на осуществление строительных работ и (или) оплату услуг подрядчиков, отражаются в сведениях об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства на основании первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве;
- данные о количестве денежных средств, израсходованных застройщиком, а также остаток привлеченных денежных средств за отчетный период указываются в сведениях об использовании застройщиком привлеченных денежных средств участников долевого строительства на основании данных бухгалтерского учета (первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета) и бухгалтерской отчетности.
Согласно выданному Обществу предписанию, ему было необходимо в срок до 30.06.2019 восстановить и использовать денежные средства участника долевого строительства в размере 25 000 960 рублей на строительство объекта в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 214-ФЗ
В целях исполнения предписания от 04.04.2019 N ДС/15, зЗастройщику необходимо было представить копии первичной учетной документации (договоры с поставщиками и подрядчиками, акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), связанных со строительством Объектов, накладные, счета-фактуры на приобретение строительных материалов и иных ценностей, связанных со строительством объектов, платежные поручения по расчетам при строительстве объектов за выполнение работ, оказание услуг и поставку товаров, другие, связанные со строительством документы и регистры бухгалтерского учета (карточки счета, оборотно-сальдовые ведомости (аналитические ведомости) по счетам 08, 10, 50, 51, 60, 62, 76, 86 и субсчетам).
Представленная Обществом в адрес Министерства корректирующая (уточненная, исправленная) отчетность за 3 квартал 2018 года без документов бухгалтерского учета не является доказательством надлежащего исполнения предписания в полном объеме, поскольку не подтверждает использование привлеченных денежных средств участников долевого строительства в сумме 25,96 млн. рублей на строительство объектов в соответствии со статьей 18 Закона N 214-ФЗ.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности выполнения Обществом в установленный срок законного предписания Министерства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений. Что также соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа по аналогичному делу N А21-7402/2019.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 19.5 КоАП РФ
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, объект посягательства и характер совершенного правонарушения, отсутствие исключительности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.02.2020 по делу N А21-15566/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-15566/2019
Истец: ООО "Крылья"
Ответчик: Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области