город Омск |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А75-20960/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2927/2020) Сургутского территориального потребительского общества, Гусейнова Ганбара Юсиф оглы и Мирзоева Мирзы Арзуман оглы на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2020 по делу N А75-20960/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Сургутского территориального потребительского общества (ОГРН 1028601679700, ИНН 8617012716, место нахождения: 628446, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, деревня Русскинская, улица Просвещения, 4), Гусейнова Ганбара Юсиф оглы (ОГРНИП 304860209200181) и Мирзоева Мирзы Арзуман оглы (ОГРНИП 304860230900356) к Администрации города Сургута об оспаривании решения от 26.09.2019 N 01-02-8744/9 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101075:101 в собственность,
в отсутствие надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Сургутское территориальное потребительское общество, индивидуальный предприниматель Гусейнов Ганбар Юсиф оглы и индивидуальный предприниматель Мирзоев Мирза Арзуман оглы (далее - заявители) обратились в суд с заявлением к Администрации города Сургута (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании решения от 26.09.2019 N 01-02-8744/9 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 86:10:0101075:101 в собственность.
Решением от 30.01.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-20960/2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявители обратились в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податели указывают, что заявители являются собственниками нежилого помещения, расположенного на спорном участке по адресу: ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Рыбников 31/2 (запись о регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок ним N 86 -01/09-14/2000-0106/01 от 04.12.2010, N 86-86/003-86/003/023/2015-267/2 от 11.03.2015, N 86-86/003- 86/003/023/2015-267/3 от 11.03.2015). Кроме того, спорный земельный участок не является земельным участком общего пользования, поскольку изначально был сформирован с целью размещения нежилых зданий.
До начала судебного заседания Администрацией предоставлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проведено в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, между Администрацией (арендодатель) и Сургутским территориальным обществом (арендатор), гражданином Гулиевым Расимом Мурад оглы заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 26.09.2019 N 01-02-8744/9 (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок из земель поселений общей площадью 3561 кв.м., в том числе за "красной линией" 1786 кв.м., имеющий кадастровый номер 86:10:01 01 075:0101, расположенный в микрорайоне 28 по ул. Рыбников 31, занимаемый 1-этажным нежилым зданием холодильника (площадь для расчета арендной платы: 2429 кв.м., в том числе 850 кв.м. за "красной линией" Сургутскому территориальному потребительскому обществу; 1132 кв.м., в том числе 936 кв.м. за "красной линией" с 13.04.2004 гражданину Гулиеву Р.М.о.) (пункт 1.1 договора).
Срок аренды устанавливается с 29.03.2005 до начала плановой застройки (строительство улицы 1 "З") (пункт 1.5 договора).
На основании соглашений от 22.11.2019 к договору аренды в договор с 11.03.2015 вступил гражданин Гусейнов Ганбар Юсиф оглы (л. д. 51) и гражданин Мирзоев Мирза Арзуман оглы (л. д. 52).
30.08.2019 заявители обратились в адрес Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 865:10:0101075:101 под 1-этажное нежилое здание холодильник, на основании пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 26.09.2019 N 01-02-8744/9 Администрация города отказала в предоставлении в собственность земельного участка со ссылкой на пункты 6, 7 статьи 39.16 ЗК РФ.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителей в сфере осуществления экономической деятельности, общество, Гусейнов Г.Ю.о. и Мирзоев М.А.о. обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
30.01.2020 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу статьи 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в статье 39.14 ЗК РФ, и включает в себя следующие процедуры:
- подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
- подачу гражданином или юридическим лицом в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
- принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
- подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
- заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.17 ЗК РФ.
Частью 1 статьи 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в частности, основания предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Кодекса оснований.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 17 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Совокупностью взаимосвязанных положений приведенной выше части статьи 39.16 ЗК РФ и пункта 12 статьи 85 ЗК РФ, а также пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" устанавливается специфический правовой режим земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Согласно положениям статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);
5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса. Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Из материалов дела усматривается, что согласно постановлению Администрации города от 26.01.2017 N 463 "Об утверждении проекта межевания и внесения изменений в проект планировки (в части красных линий улиц) территории улично-дорожной сети города Сургута" испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий автомобильной дороги - "Югорский тракт".
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что спорный участок не находится на территории земель общего пользования, как следует из материалов дела, автомобильная дорога - "Югорский тракт" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, утвержденный распоряжением Администрации города от 08.10.2008 N 2754 "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения".
Согласно указанному проекту межевания земельный участок с кадастровым номером 86:10:0101075:101, о правопритязаниях на который заявлено обществом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков публичной собственности общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автомобильная дорога местного значения). При этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании обществом проекта межевания в данной части, равно как и о признании указанного нормативного правового акта недействительным.
Отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику недвижимого объекта, расположенного на этом участке, подлежит признанию судом правомерным, если спорный земельный участок входит в границы планируемого размещения объектов транспорта, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения. Указанный подход изложен в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017.
Таким образом, поскольку испрашиваемый для предоставления в собственность земельный участок частично находится в границах автомобильной дороги, Администрация обоснованно отказала в его предоставлении в собственность.
Доводы заявителей о владении собственностью, а именно, нежилым помещением, расположенным на спорном участке, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как отказ Администрации в предоставлении спорного участка в собственность заявителей не ограничивает их как собственников объектов недвижимости в использовании объектов в соответствии с их назначением на основании договора аренды земельного участка, до изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений ЗК РФ факт нахождения части спорного земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги сам по себе является основанием для принятия решения об отказе заявителям в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к заключению о законности отказа в предоставлении в собственность земельного участка Администрацией, выраженного в письме от 26.09.2019 N 01-02-8744/9, ввиду нахождения на месте испрашиваемого заявителями земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории улично-дорожной сети города Сургута, что с учетом положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ препятствует удовлетворению заявления общества.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, отказав в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.01.2020 по делу N А75-20960/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-20960/2019
Истец: Гусейнов Ганбар Юсиф оглы, Мирзоев Мирза Арзуман оглы, СУРГУТСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: Администрации города Сургута, Администрация города Сургута, Администрация муниципального образования городского округа города Сургут