г. Хабаровск |
|
09 июня 2020 г. |
А73-23610/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербак Д.А
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Центр": не явились; от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Центр"
на решение от 05.03.2020
по делу N А73-23610/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Центр"
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ-Центр" (далее - общество, управляющая компания, ООО "ЖКХ-Центр") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - управление, административный орган) от 30.10.2019 N А2019-17-01-1204 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 05.03.2020 оспариваемое постановление, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, признано незаконным в части назначения наказания, превышающего 125 000 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило его отменить и удовлетворить жалобу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела и проверив обоснованность доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, управление многоквартирным домом по адресу: г. Хабаровск, пер. Дежнева, д. 11 (далее - МКД N 11) осуществляет ООО "ЖКХ-Центр" на основании договора управления N 2-у от 22.09.2017.
На основании обращения гражданина и в соответствии с приказом N 94 от 29.08.2019 в отношении управляющей компании Комитетом администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом 04.09.2019 проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению указанным жилым домом, соблюдения обязательных требований в содержании, обслуживании указанного жилого дома.
В ходе проверочных мероприятий, проведенных с участием директора общества, установлено, что в квартире N 7 спорного МКД в жилых комнатах наблюдается увлажнение стен и потолка, под обоями наблюдаются черные пятна; в квартире N 3 в жилой комнате имеется увлажнение стен и потолка; при обследовании чердачного помещения видимых повреждений конструкций кровли и крыши не выявлено; на строительной системе наблюдается увлажнение, рядом с данным местом установлена емкость, наполненная водой. Данные факты отражены в акте проверки от 04.09.2019 N 17.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 04.09.2019 N 9 со сроком исполнения до 11.10.2019.
Материалы проверки переданы для принятия решения в Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, которым 22.10.2019 в отношении ООО "ЖКХ-Центр" составлен протокол N А2019-17-01-1204 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
30.10.2019 управлением вынесено постановление N А2019-17-01-1204 о привлечении общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения по части 2 данной статьи выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации (часть 2 статьи 193 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктами "а" " и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, предъявляются следующие требования: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 10 Правил N 491 управляющая организация обязана содержать общее имущество многоквартирного дома в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно пункту 4.6.1.10 данных Правил неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2
В соответствии с пунктом 4.10.2.1. Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, утепление дефектных ограждающих конструкций, тепло- и пароизоляции трубопроводов, на поверхности которых образуется конденсат, обеспечение бесперебойной работы дренажей, просушивание увлажненных мест, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.).
Согласно пункту 7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов включают в себя: проверка кровли на отсутствие протечек; проверка молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверка состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверка температурно-влажностного режима и воздухообмена на чердаке; контроль состояния оборудования или устройств, предотвращающих образование наледи и сосулек; осмотр потолков верхних этажей домов с совмещенными (бесчердачными) крышами для обеспечения нормативных требований их эксплуатации в период продолжительной и устойчивой отрицательной температуры наружного воздуха, влияющей на возможные промерзания их покрытий; проверка и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи; проверка и при необходимости восстановление защитного окрасочного слоя металлических элементов, окраска металлических креплений кровель антикоррозийными защитными красками и составами; проверка и при необходимости восстановление насыпного пригрузочного защитного слоя для эластомерных или термопластичных мембран балластного способа соединения кровель; проверка и при необходимости восстановление пешеходных дорожек в местах пешеходных зон кровель из эластомерных и термопластичных материалов; проверка и при необходимости восстановление антикоррозионного покрытия стальных связей, размещенных на крыше и в технических помещениях металлических деталей; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Кроме того, согласно пункту 2.1 договора управления от 22.09.2017 N 2-у, предметом настоящего договора является оказание обществом услуг по управлению общим имуществом, выполнению услуг, работ по содержанию и ремонту общего имущества спорного МКД.
В соответствии с пунктом 3.1.2 этого договора управляющая организация самостоятельно или с привлечением сторонних организаций обязана организовывать проведение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий установлено, что техническое состояние общего имущества жилого дома не соответствует Минимальному перечню услуг и работ Правил N 290; Правилам N 170 и Правилам N 491.
Доводы общества о том, что факт правонарушения не установлен, поскольку при обследовании чердачного помещения повреждений конструкции кровли и крыши не выявлено, отклоняются апелляционной коллегией.
Действительно, в акте проверки от 04.09.2019 N 17 (л.д.69-70 т.1) зафиксировано, что при обследовании чердачного помещения видимых повреждений конструкции кровли и крыши не выявлено. Вместе с тем, далее указано, что на строительной системе наблюдается увлажнение; рядом с данным местом установлена емкость, наполненная водой, что указывает на скрытые повреждения кровли.
Таким образом, факт нарушения обществом при осуществлении деятельности по управлению МКД N 11 требований приведенных норм права подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 04.09.2019 N17, протоколом об административном правонарушении от 22.10.2019 NА2019-17-01-1204.
Следовательно, арбитражный суд обоснованно указал на наличие в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
В силу положений части статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию факта принятия всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной законодательством обязанности, однако доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии вины общества в совершении административного правонарушения, поскольку у него имелась реальная возможность для соблюдения установленных требований миграционного законодательства.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись достаточные предусмотренные законом основания для привлечения ООО "ЖКХ-Центр" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, судом апелляционной инстанции не установлено.
Рассматривая вопрос о соразмерности назначенного обществу административного наказания суд первой инстанции с учетом части 3 статьи 4.1. КоАП РФ, исходя из принципа соразмерности и справедливости назначения наказания, принимая во внимание наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства (отражено в постановлении), тяжелого материального (финансового) положения, с целью недопустимости необоснованного подавления экономической инициативы хозяйствующего субъекта и избыточного ограничения прав юридического лица, соблюдение баланса частных и публичных интересов, посчитал возможным снизить размер наложенного на общество административного штрафа до 125 000 руб.
Судебная коллегия полагает, что назначенное административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности. Возражений в данной части со стороны административного органа не высказано.
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.03.2020 по делу N А73-23610/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-23610/2019
Истец: ООО "ЖКХ-ЦЕНТР", ООО представитель "ЖКХ-ЦЕНТР" Сидоренко Альбина Рашидовна
Ответчик: Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края