Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2020 г. N Ф01-12110/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А43-48401/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 05.06.2020.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" (ОГРН 1055236075520, ИНН 5259047735) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-48401/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 13.11.2019 N 515-13-272/7-19.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее - Инспекция, административный орган) в отношении акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" (далее - АО "ДК Московского района", Общество, заявитель) проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт акте проверки от 01.11.2019 N 515-13-272/7-19.
В ходе проверки установлен факт нарушения Обществом требований части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпунктов 3.7.1, 3.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившихся в отсутствии на контейнерных площадках многоквартирных домов, обслуживаемых Обществом, контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в количестве, определенном Перечнем мест накопления твердых коммунальных отходов в Московском районе г.Н.Новгорода, согласованных администрацией Московского района г.Н.Новгорода с обществом с ограниченной ответственностью "Нижэкология-НН" (далее - Перечень).
Так, на контейнерной площадке многоквартирного дома N 5 по ул. Баранова г. Н.Новгорода отсутствует 1 контейнер (вместо 5 контейнеров установлено 4); дома N 43 по ул. Мечникова - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3); дома N 6 по ул. Чаадаева, - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3); дома N 50 по ул. Чаадаева - 1 контейнер (вместо 5 контейнеров установлено 4); дома N 64 по ул. Березовская - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3); дома N 33 по ул. Рябцева - 3 контейнера (вместо 5 контейнеров установлено 4), дома N 5 - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3), дома N 12 - 1 контейнер (вместо 2 контейнеров установлен 1); дома N 48 по ул. Народная - 2 контейнера (вместо 3 контейнеров установлен 1); дома N 31 по ул. М.Тореза -1 контейнер (вместо 3 контейнеров установлено 2); дома N 4 по ул. Шаляпина - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3), дома N 8 - 1 контейнер (вместо 4 контейнеров установлено 3); дома N 1 по ул. Левинка - 1 контейнер (вместо 3 контейнеров установлено 2); дома N 40 по ул. Глинки - 1 контейнер (вместо 3 контейнеров установлено 2); дома N 16 по ул. Гвардейцев - 2 контейнера (вместо 4 контейнеров установлено 2); дома N 17 по ул. Страж Революции - 1 контейнер (вместо 3 контейнеров установлено 2).
Усматривая в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс, КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо Инспекции 11.11.2019 составило протокол об административном правонарушении N 515-13-272/7-19.
Постановлением Инспекции от 13.11.2019 N 51513-272/7-19 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 252 000 рублей.
АО "ДК Московского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 размер назначенного Обществу административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
При этом, руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) положениями КоАП РФ, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), ЖК РФ, Правил N 170, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции установил наличие в деянии Общества состава вмененного административного правонарушения и отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель указывает, что количество контейнеров на контейнерной площадке должно соответствовать фактическому накоплению отходов и может изменяться исходя из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, срока хранения отходов.
АО "ДК Московского района" считает, что расчет необходимого количества контейнеров должен производиться индивидуально по каждой контейнерной площадке в конкретный период времени.
По мнению Общества, представленный Инспекцией Перечень с указанием количества размещаемых на контейнерных площадках контейнеров не является надлежащим доказательством по делу, подтверждающим его вину в совершении административного правонарушения.
Заявитель отмечает, что при проведении проверки Инспекцией не устанавливалось соответствие количества контейнеров фактическому накоплению отходов, какие-либо расчеты в материалах дела отсутствуют.
Подробно доводы заявителя приведены в апелляционной жалобе.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами Общества не согласилась, просила оставить обжалуемое решение суда без изменения.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (статья 1.6 КоАП РФ).
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 ЖК РФ, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 1110 лицензионным требованием к лицензиату, устанавливаемым в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ, является, в том числе соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
В силу части 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В статье 36 ЖК РФ определено, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, относятся к общему имуществу дома.
В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями по содержанию, обслуживанию и эксплуатации объектов, входящих в состав общего имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление N 290).
Согласно пункту 26(1) Постановления N 290 работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда установлены в Правилах N 170.
Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов (пункт 3.7.1 Правил N 170).
Количество и емкость дворовых мусоросборников определяется в установленном порядке (пункт 3.7.7 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 (далее - Правила N 269), нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 14.02.2007 N 462 администрации Московского района города Нижнего Новгорода поручено утвердить реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Московского района, в соответствии с требованиями санитарных норм и правил и закрепить контейнерные площадки для организации их обслуживания и технического содержания за Обществом.
Утвержденным администрацией Московского района г. Н.Новгорода Перечнем мест накопления ТКО в Московском районе определено необходимое количество контейнеров для вывоза отходов подлежащих установке по вышеназванным адресам, однако в ходе проверки установлено, что фактически Обществом контейнеры установлены в меньшем количестве.
Суд установил и материалами дела подтверждено, что заявитель на основании договоров осуществляет управление спорными МКД, следовательно, обязан соблюдать требования действующего законодательства и обеспечивать надлежащее содержание общего имущества домов.
Факт отсутствия на контейнерных площадках многоквартирных домов, обслуживаемых Обществом, контейнеров для сбора ТКО в количестве, определенном Перечнем мест накопления твердых коммунальных отходов в Московском районе г. Н.Новгорода, подтверждается материалами дела, а именно актом проверки от 01.11.2019 N 515-13-272/7-19 и протоколом об административном правонарушении от 13.11.2019 N 515-13-272/7-19.
Соблюдение установленных требований находилось в пределах контроля Общества, однако доказательств принятия необходимых и своевременных мер для их соблюдения в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
Судом обоснованно отклонен довод АО "ДК Московского района" о том, что Инспекция при вынесении оспариваемого постановления не обосновала наличие недостаточности числа контейнеров для сбора ТКО, поскольку необходимое число контейнеров указано в вышеназванном Перечне мест накопления отходов.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительных и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении Инспекцией не допущено.
При таких обстоятельствах Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Возможности применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного заявителю административного штрафа на предупреждение в рассматриваемом случае не имеется ввиду отсутствия предусмотренных оснований.
Исходя из положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1, статьи 4.4 Кодекса и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд счел возможным снизить размер назначенного Обществу административного штрафа ниже низшего предела санкции части 2 статьи 14.1.3 Кодекса до 125 000 рублей.
Штраф в указанной сумме соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Апелляционная жалоба АО "ДК Московского района" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.02.2020 по делу N А43-48401/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая Компания Московского района" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-48401/2019
Истец: АО "ДК Московского района"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области