город Омск |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А46-15589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-677/2020) акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-15589/2019 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению акционерного общества "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" (ИНН 5507062941, ОГРН 1025501396436) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 233 от 06.08.2019 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителя Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Поповой Татьяны Ивановны по доверенности от 09.01.2020,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" (далее - заявитель, АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области, Управление) о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 N 233 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-15589/2019 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал следующее: дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие заявителя и без его надлежащего уведомления; предписание от 18.04.2019 N 06-03-10/48 в адрес заявителя не направлялось; имеются основания для признания допущенного правонарушения малозначительным, поскольку общественно опасные последствия, вызванные неисполнением предписания, не наступили.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявило, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя административного органа, установил следующие обстоятельства.
В ходе внеплановой выездной проверки по контролю за соблюдением требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ, Закон об участии в долевом строительстве), проводимой в отношении АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" 18.04.2019 выявлены нарушения требований Федерального закона, а именно:
- в нарушение пункта 1 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информации я о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации в отношении многоквартирного дома (подразделы 10.2, 10.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 3 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о собственнике земельного участка в отношении многоквартирного дома (подраздел 12.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 4 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о планируемых элементах благоустройства территории в отношении многоквартирного дома (подраздел 13.1 проектной декларации);
- в нарушение пункта 6 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи (подразделы 14.1, 14.2 проектной декларации);
- в нарушение пункта 5 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о местоположении и основных характеристиках строящегося многоквартирного дома, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (подразделы 15.2, 15.3 проектной декларации);
- в нарушение пункта 8 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о составе общего имущества в строящегося многоквартирного дома (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (раздел 16 проектной декларации);
- в нарушение пункта 9 части 1 статьи 21 Закона N 214-ФЗ не указана информация о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в отношении в отношении каждого из этапов: 20 процентов готовности; 40 процентов готовности; 60 процентов готовности; 80 процентов готовности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (Приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации") (раздел 17 проектной декларации);
- в нарушение части 5 статьи 19 Закона N 214-ФЗ АО "Первая Инвестиционная Компания - Западная Сибирь" не указана информация о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, а именно на 30.09.2018, 29.03.2019 (раздел 6 проектной декларации).
По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание N 06-03-10/48 об устранении выявленных нарушений, со сроком исполнения до 17.06.2019.
На основании распоряжения первого заместителя начальника Главного управления N 427-р от 19.06.2019 в отношении Общества в период с 27.06.2019 по 24.07.2019 проведена внеплановая документарная проверка исполнения предписания N 06-03-10/48, по результатам которой должностным лицом Госстройнадзора Омской области составлен акт проверки N 06-03-11/106 от 24.07.2019, а также выдано предписание N 06-03-10/88 со сроком устранения нарушений до 30.09.2019.
Определением Управления от 25.07.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении Общества назначено на 06.08.2019 на 09 час. 30 мин.
06.08.2019 первым заместителем начальника Главного управления - начальника управления государственного строительного надзора Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области Анциферовой Е.Н., в отсутствие представителя АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь", вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 233, которым АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 102 000 руб.
Полагая, что постановление по делу об административном правонарушении является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ, в том числе виновности лица в его совершении, а также соблюдении Управлением предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Законом N 214-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений.
Полномочия, в том числе, по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства МКД и иных объектов недвижимости на территории Омской области согласно Указу Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2 "О реорганизации Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области", Положению о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, Положению о Государственной жилищной инспекции Омской области") полномочия, в том числе, по осуществлению государственного контроля и надзора в области долевого строительства МКД и иных объектов недвижимости на территории Омской области возложены на Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области.
Из материалов дела следует, что Управление в адрес Общества направила предписание от 18.04.2019 N 06-03-10/48 с требованием устранить в срок до 17.06.2019 выявленные нарушения статьи 21 Закона N 214 -ФЗ (т.1 л.д. 54), частности указать в проектной декларации: информацию о лицах, выполнивших инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, о результатах экспертизы проектной документации в отношении многоквартирного дома (подразделы 10.2, 10.3 проектной декларации); о собственнике земельного участка в отношении многоквартирного дома (подраздел 12.2 проектной декларации); о планируемых элементах благоустройства территории в отношении многоквартирного дома (подраздел 13.1 проектной декларации); о планируемом подключении (технологическом присоединении) многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, размере платы за такое подключение и планируемом подключении к сетям связи (подразделы 14.1, 14.2 проектной декларации); о местоположении и основных характеристиках строящегося многоквартирного дома, сумме общей площади всех жилых и нежилых помещений (подразделы 15.2, 15.3 проектной декларации); о составе общего имущества в строящегося многоквартирного дома (перечень помещений общего пользования с указанием их назначения и площади, перечень технологического и инженерного оборудования, предназначенного для обслуживания более чем одного помещения в данном доме) (раздел 16 проектной декларации); о примерном графике реализации проекта строительства, включающем информацию об этапах и о сроках его реализации, в том числе предполагаемом сроке получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в отношении в отношении каждого из этапов: 20 процентов готовности; 40 процентов готовности; 60 процентов готовности; 80 процентов готовности; получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости (Приказ Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр "Об утверждении формы проектной декларации") (раздел 17 проектной декларации); о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату, а именно на 30.09.2018, 29.03.2019 (раздел 6 проектной декларации).
Факт заполнения проектной декларации МКД с нарушениями положений закона N 214-ФЗ заявителем по существу не оспаривается.
При таких обстоятельствах у административного органа имелись основания для выдачи Обществу предписания, которое им не было исполнено в установленный срок.
Данное предписание в установленном порядке не было оспорено заявителем.
Поскольку предписание выдано уполномоченным органом при наличии у Общества обязанности предоставить соответствующую информацию, а также, поскольку предписание не было исполнено, постольку апелляционный суд считает установленным факт неправомерного неисполнения Обществом законного предписания административного органа.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершенном правонарушении выразилась в том, что, имея возможность для выполнения в установленный срок законного предписания Управления, проигнорировав требования законодательства, за нарушение которых частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность, заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о невыполнения Обществом в установленный срок законного предписания уполномоченного органа исполнительной власти и о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления от 06.08.2019 N 233 о привлечении общества к административной ответственности незаконным, не установлено.
Из материалов дела следует, что определением суда первой инстанции от 23.10.2019 в порядке части 5 статьи 66 АПК РФ от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области истребованы доказательства направления в адрес заявителя предписания, за неисполнение которого он привлечен к административной ответственности, документы в обоснования полномочий лица, вынесшего оспариваемое постановление.
Согласно представленным документам, сопроводительным письмом от 19.04.2019 Управлением в адрес Общества направлены акт проверки N 06-03-11/48 от 18.04.2019, а также протоколы об административном правонарушении от 18.04.2019 NN 153, 154. Направленная корреспонденция получена 24.04.2019 АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" по адресу: г. Омск, ул. Почтовая, 6 (согласно отметке на почтовом уведомлении).
Также, материалами дела подтверждается направление и получение АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь": протокола об административном правонарушении от 24.07.2019 N 324 (вручено адресату 29.07.2019 согласно информации об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 64409932374704), постановления по делу об административном правонарушении от 06.08.2019 N 233 (вручено адресату 21.07.2019 согласно информации об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором 64409932317145), определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 25.07.2019 получено представителем Плесовских О.В. 31.07.2019 (согласно отметке на почтовом уведомлении).
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что АО "Первая инвестиционная компания - Западная Сибирь" в нарушений положений КоАП РФ не было надлежащим образом извещено об возбужденном деле об административном правонарушении по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ, у суда первой инстанции не имелось.
Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области долевого строительства многоквартирных домов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого застройщика.
Наказание в виде административного штрафа назначено Обществу по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения в пределах санкции, установленной частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере.
С учетом изложенного, привлечение общества к административной ответственности является правомерным. Основания для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ отсутствуют.
Выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 23.12.2019 по делу N А46-15589/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15589/2019
Истец: АО "ПЕРВАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ - ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области