г. Саратов |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А12-46641/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.06.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 09.06.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Волгоградской области апелляционную жалобу Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2020 года по делу N А12-46641/2019
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" (404120, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. Машиностроителей, д. 9б, ОГРН 1143435001951, ИНН 3435311173)
к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (404130, Волгоградская обл., г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д. 30, ОГРН 1043400050759, ИНН 3435110561)
с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Ковалевой Виолетты Михайловны (Волгоградская обл., г. Волжский)
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Лада Дом" - Беджанян Г.Г., представитель по доверенности от 30.12.2019;
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области - Ракова А.В., представитель по доверенности N 15/51-Д от 26.12.2019;
от Ковалевой Виолетты Михайловны - Ковалёва В.М., лично (паспорт).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лада Дом" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Комитету по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 01.11.2019 года N 808-л/2019.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ковалева Виолетта Михайловна.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области N 808-л/2019 от 01.11.2019, выданное Обществу с ограниченной ответственностью "Лада Дом" о прекращении нарушений обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Комитет по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области в судебном заседании, состоявшимся путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Волгоградской области в соответствии со ст. 153.1 АПК РФ поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ООО "Лада Дом" представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ковалева Виолетта Михайловна в судебном заседании поддержала доводы Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2019 года в администрацию городского округа - город Волжский Волгоградской области поступило заявление Ковалевой В.М., проживающей по адресу: г. Волжский, ул. Пионерская, д. 33, кв. 40, в том числе по вопросу нарушения порядка начисления платы за предоставление дополнительной услуги - мероприятия по экономическому и эффективному использованию энергетических ресурсов (далее - ЭР), предоставленные потребителям жилых помещений многоквартирного жилого дома (далее - МКД) - т. 1 л.д. 98-101.
На основании приказа от 07.10.2019 N 808-л/2019, Комитетом по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области проведена внеплановая документарная проверка ООО "Лада Дом", результаты которой отражены в акте проверки от 01.11.2019 N 808-л/2019 (т. 1 л.д. 80-86).
Из акта проверки от 01.11.2019 N 808-л/2019 следует, что в ходе проверки установлено, что ООО "Лада Дом" допущены нарушения обязательных требований ЖК РФ в части начисления платы за мероприятия по экономичному и эффективному использованию энергетических ресурсов многоквартирного дома N 33 по ул. Пионерская г. Волжского Волгоградской области, в связи с отсутствием принятого решения собственниками помещений в многоквартирном доме по данному вопросу на общем собрании собственников.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО "Лада Дом" выдано предписание от 01.11.2019 N 808-л/2019 о прекращении нарушений обязательных требований Жилищного кодекса Российской Федерации, которым ООО "Лада Дом" предложено в срок до 15 января 2020 года произвести корректировку платы за мероприятия по экономичному и эффективному использованию ЭР, включенные отдельной строкой в платежные документы, предоставленные потребителям жилых помещений многоквартирного дома N 33 по ул. Пионерская, с момента начала предоставления данной дополнительной услуги. Предоставить подтверждающие документы (т. 1 л.д. 87).
ООО "Лада Дом", полагая, что предписание от 01.11.2019 N 808-л/2019 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание выдано при отсутствии нарушений требований закона и содержит требования, которые являются неисполнимыми со стороны управляющей организации.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 ЖК РФ).
В части 1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно сведениям из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства многоквартирный дом N 33 по ул. Пионерская г. Волжского Волгоградской области внесен в реестр объектов жилищного фонда и находится в управлении управляющей организации ООО "Лада Дом".
Между собственниками помещений многоквартирного дома N 33 по ул. Пионерской и ООО "Лада Дом" заключен договор управления от 01.07.2015 N 2/33-У.
Согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 7, 8 ст. 156 ЖК РФ все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
В статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников является волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме посредством принятия решения об этом на общем собрании.
Как следует из материалов дела, до собственников помещений многоквартирного дома N 33 по ул. Пионерская г. Волжского Волгоградской области управляющей организацией было доведено сообщение о проведении внеочередного общего собрания 16 мая 2019 года в 10 часов, в котором указано, что в случае отсутствия кворума голосование будет производиться опросным путем в период с 17 мая 2019 года по 16 июня 2019 года (т. 1 л.д. 24-25).
В сообщении содержалась повестка дня собрания, в том числе вопрос 5: принятие решения об утверждении порядка определения расходов в составе платы за содержание жилого/нежилого помещения на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании и использовании общедомового имущества, а также определение порядка, размера и сроков финансирования мероприятий по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
Аналогичная повестка дня указана в протоколе общего собрания от 16.06.2019 N 2/2019 (т. 1 л.д. 26-30).
На голосование по 5 пункту повестки дня поставлены следующие вопросы:
5.1. Утвердить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, электроэнергия), потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии), по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе в объеме, превышающем объем, рассчитанный исходя из норматива потребления), а также утвердить мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома. Установить срок проведения таких мероприятий - в течение 12 месяцев с момента вступления в действие принятого по данному вопросу решения. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов на КР СОИ применяется в расчетах с 01.08.2019. В случае отсутствия иного решения собственников помещений решение, принятое по настоящему вопросу, продлевает свое действие на следующий аналогичный период.
5.2. Утвердить размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, с проведением перерасчета таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади жилого и нежилого помещения. Утвердить дополнительные расходы на мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома в размере 2,30 руб. в месяц с 1 м2 общей площади помещений, в течение 12 месяцев путем включения таких расходов в ежемесячный платежный документ отдельной строкой. Определить срок проведения таких мероприятий - в течение 12 месяцев с момента вступления в действие решения, принятого по данному вопросу. Указанный в настоящем вопросе порядок определения размера расходов на КР СОИ и дополнительных расходов применяется в расчетах с 01.08.2019. В случае отсутствия иного решения собственников помещений решение, принятое по настоящему вопросу, продлевает свое действие на следующий аналогичный период.
Как следует из материалов дела, общее собрание собственников помещений состоялось в очно-заочной форме.
Согласно представленным решениям собственников помещений, заполненным в письменной форме (т. 2 л.д. 11-150, т. 3 л.д. 1-20) и протоколу внеочередного общего собрания от 16.06.2019 N 2/2019 большинство собственников (58,859% от числа проголосовавших) проголосовали за формулировку решения по 5 вопросу повестки дня, изложенную в пункте 5.2, в котором установлены дополнительные расходы в размере 2,30 руб. в месяц с 1 м2 общей площади помещений.
В обоснование заявленных требований и доводов апелляционной жалобы Комитет указывает на то, что в нарушение пункта 2 статьи 46 Жилищного кодекса РФ вопрос N 5, включенный в повестку общего собрания собственников помещений, не выносился на голосование.
Апелляционная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что данный довод Комитета опровергается содержанием протокола N 2/2019 от 16 июня 2019 года.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В повестке дня в пункте 5 в числе прочего указано определение порядка, размера и сроков финансирования мероприятий по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.
На голосование предложено два варианта решения по данному пункту повестки дня: пункт 5.1 и пункт 5.2.
В пункте 5.2, предложенном на голосование как один из вариантов, установлен размер дополнительных расходов на мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов для многоквартирного дома в сумме 2,30 руб. в месяц с 1 м2 общей площади помещений, который применяется с 1 августа 2019 года.
В соответствии с решением общего собрания управляющей организацией с августа 2019 года в платежных документах отдельной строкой указан вид услуги - мероприятия по экономии и повышению эффективности использования ЭР, тариф - 2,30 рублей и общая сумма начисления исходя из размера площади помещений (т. 1 л.д. 102).
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований названного Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Доказательств того, что решение общего собрания собственников, оформленное протоколом от 16.06.2019 N 2/2019, было оспорено в судебном порядке в соответствии с частью 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что у Комитета отсутствовали основания для вывода об отсутствии решения собственников помещений многоквартирного дома N 33 по ул. Пионерская г. Волжского по вопросу об установлении платы за мероприятия по экономии и повышению эффективности использования энергетических ресурсов, а также для вывода о незаконности начисления платы в размере 2,30 рублей в месяц за 1 м2 общей площади помещений.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04 марта 2020 года по делу N А12-46641/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-46641/2019
Истец: ООО "ЛАДА ДОМ"
Ответчик: КОМИТЕТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Арбитражный суд Волгоградской области, ОТДЕЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КОМИТЕТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОД ВОЛЖСКИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Ковалева Виолетта Федоровна