Город Чита |
|
31 января 2024 г. |
Дело N А19-7876/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 января 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., с участием представителя ответчика Пилецкой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Иркутск (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 380813127), на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2023 года по делу N А19-7876/2023 по исковому заявлению Администрации города Иркутск (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 380813127) к обществу с ограниченной ответственностью "Байкальская энергетическая компания" (ОГРН: 1133850020545, ИНН: 3808229774) об обязании организовать раздельный учет потребляемой тепловой энергии для многоквартирных домов N 26 и N 24 по ул. Степана Разина, путем установки общедомового прибора учета тепловой энергии для дома N 26 в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, о взыскании 1 000 руб. неустойки за каждый день просрочки неисполнения судебного акта, третьи лица общество с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Коммунальные системы", общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Иркутская"
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с вышеуказанным иском указывая, что теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом N 26 б(далее - МКД N26 б), осуществляется от внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом N 24 (далее - МКД N 24). МКД N 26 б не имеет непосредственного присоединения к централизованным тепловым сетям, принадлежащим ООО "Байкальская энергетическая компания", не оборудован собственным индивидуальным тепловым пунктом. Понижение параметров теплоносителя (температуры, давления) до допустимых значений осуществляется посредством теплового пункта МКД N 24. Истец полагает, что ответчик не выполняет обязанность по предоставлению качественной и безопасной услуги теплоснабжения потребителям, а Администрация г. Иркутска, являющаяся в силу Закона от 06.10.2021 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органом, обязанным организовать теплоснабжения населения, в связи с чем, просят суд понудить ответчика организовать раздельный учет потребляемой тепловой энергии для многоквартирного дома N 26 б и многоквартирного дома N 24 по ул. Степана Разина путем установки общедомового прибора учета тепловой энергии для дома N 26 в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда, о взыскании 1 000 руб. судебной неустойки за каждый день просрочки неисполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Иркутской области 01 ноября 2023 года в иске отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой указывает на то, что ответчиком не исполняется возложенная на него ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность, что соответственно ведет к нарушению прав жильцов МКД поименованных в иске, создавшаяся ситуация может повлечь за собой срыв отопительного сезона, также считает заявленный ко взысканию размер судебной неустойки обоснованным с точки зрения стимула для ответчика по исполнению своих обязательств и решения суда.
Как следует из отзыва на апелляционную жалобу все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения и исследования судом первой инстанции, им была дана соответствующая оценка, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель ответчика против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение без изменения, дополнительно пояснил, что указание в материалах дела дома расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, в одних случаях как МКД N 26, а в других как МКД N 26 б - не существенно, так как данные адреса принадлежат одному дому и по этому поводу разногласия у сторон отсутствуют.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в пределах, изложенных в ней доводов (абз.3 п. 27 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12),
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, теплоснабжение многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом N 26 б, осуществляется от внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Степана Разина, дом N 24.
Указанные дома управляются разными управляющими компаниями.
МКД N 26 б не имеет непосредственного присоединения к централизованным тепловым сетям, принадлежащим ООО "Байкальская энергетическая компания", не оборудован собственным индивидуальным тепловым пунктом. Понижение параметров теплоносителя (температуры, давления) до допустимых значений осуществляется посредством теплового пункта МКД N 24.
ООО "Байкальская энергетическая компания" в присутствии представителя управляющей организации ООО "Холдинговая компания "Коммунальные системы", и собственника помещения в МКД 22.10.2020 проведено обследование указанного МКД на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии, по результатам которого составлен акт от 22.10.2020 (л.д.18), согласно которого техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, по проектным характеристикам многоквартирного дома, невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых инженерных систем (внутриквартирного оборудования). Для установки прибора учета необходимо создание собственного индивидуального теплового пункта.
Как указывается в иске, перед началом отопительного сезона собственники помещений МКД N 24 самовольно произвели демонтаж трубопровода теплоснабжения МКД N 26 б, в связи с чем Администрацией совместно с представителями ООО "Байкальская энергетическая компания", ООО "Иркутскэнергосбыт", управляющих компаний МКД N 26 б и МКД N 24, прокуратуры, Службы государственного и строительного надзора Иркутской области, аппарата уполномоченного по правам человека Иркутской области, проводились совещания ( протоколы рабочих совещаний от 25.01.2021, от 19.03.2021), с принятием решений, во исполнение которых ООО "Байкальская энергетическая компания" 28.01.2021 в присутствии представителя управляющей организации ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Коммунальные системы" и собственника помещения в МКД N 26 б произвело обследование на предмет установки наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, по результатам которого составлен акт от 28.01.2021, из которого следует, что техническая возможность установки общедомового прибора учета МКД N 26 б имеется при выполнении следующих условий: изменение схемы распределения границ ответственности в акте разграничения эксплуатационной ответственности сторон за оборудование тепловых сетей и оборудования с принадлежностью трубопроводов системы отопления МКД N 26 б в индивидуальном тепловом пункте МКД N 24 по запорную арматуру (первые фланцы запорных задвижек) "на гребенке" после элеваторного узла (после смешения теплоносителя) в сторону МКД N 26 б.
Управляющей компанией ООО "Холдинговая компания "Коммунальные системы" 26.03.2021 и 18.11.2022 инициировались общие собрания собственников помещений многоквартирного дома N 26 б по ул. Степана Разина г. Иркутска для решения вопросов в том числе по включению в перечень общего имущества МКД N 26 трубопровода тепловой сети на участке от запорной арматуры в индивидуальном тепловом пункте МКД N 24 до 5 места присоединения к внутренней системе отопления МКД N 26 б в целях создания условия для установки на данном трубопроводе узла тепловой энергии и теплоносителя, используемых в помещениях МКД N 26 б; о внесении изменений в акт разграничения ответственности сторон за оборудование между теплоснабжающей и ООО "Холдинговая компания "Коммунальные системы" с учетом принадлежности трубопровода системы отопления МКД N 26 б в индивидуальном тепловом пункте МКД N 24 от запорной арматуры "на гребёнке" после узла смешения теплоносителя в направлении МКД N 26 б; о возмещении затрат по договору с теплосетевой компанией, соразмерно занимаемой площади за тепловую сеть от дома, расположенного по ул. Степана Разина, дом N 24 до внешней границы стены многоквартирного дома N 26 по ул. Степана Разина. Собрания не состоялись в связи с отсутствием кворума, что следует из протоколов общих собраний собственников МКД N 26 от 26.03.2021, от 18.11.2022.
Отказывая в иске, суд первой инстанции с учетом норм гражданского права, регулирующего обязательственные правоотношения, норм жилищного права, норм Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (Правила N 491), исходил из наличия доказательств, указывающих на отсутствие технической возможности установки теплового пункта и прибора учёта тепловой энергии в многоквартирном доме N 26 б по ул. Степана Разина г. Иркутска без соответствующей реконструкции и отсутствия таковых, указывающих на обратное.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения представителя ответчика в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности урегулированы положениями Закона об энергоснабжении. При этом его целью является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно статье 9 Закона об энергоснабжении государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности помимо прочего осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов; требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений; порядка исполнения обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом; иных мер государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с данным Федеральным законом.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 13 Закона об энергоснабжении производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 статьи 13 Закона об энергоснабжении до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении на организации, указанные в части 9 этой статьи, возложена обязанность в срок до 1 июля 2013 года совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, предусмотренных частями 5 и 6 этой статьи (то есть жилых домов и многоквартирных жилых домов), инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
В силу части 9 статьи 13 Закона об энергоснабжении с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Из анализа названных положений Закона об энергоснабжении следует, что необходимым условием для возникновения у организаций, осуществляющих снабжение или передачу энергетических ресурсов, обязанности по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов является непосредственное присоединение их сетей инженерно-технического обеспечения к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует и что МКД N 26 б не имеет непосредственного присоединения к централизованным тепловым сетям, принадлежащим ООО "Байкальская энергетическая компания" и не оборудован собственным индивидуальным тепловым пунктом и ОДПУ.
В соответствии с абзацем 8 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, коллективным (общедомовым) прибором учета является средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, многоквартирный дом должен быть оснащен ОДПУ только при наличии технической возможности для его установки.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения утверждены Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (далее - Приказ N 485/пр).
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу N 485/пр техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;
в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Актами, составленными в соответствии с указанными требованиями от 22.10.2020, 28.01.2021, 24.10.2023 установлено фактическое отсутствие возможности установки ОДПУ, поскольку требуется совершение ряда иных работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих внутридомовых инженерных систем МКД N 26 б, что соответственно не является зоной ответственности ответчика, являющегося ресурсоснабжающей организацией.
Доказательств соответствия системы отопления спорного многоквартирного дома критерию соответствия на дату рассмотрения спора, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 ноября 2023 года по делу N А19-7876/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
А.Е.Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7876/2023
Истец: Администрация города Иркутска
Ответчик: ООО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания "Иркутская", ООО "Холдинговая компания "Коммунальные системы"