Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 сентября 2020 г. N Ф07-5460/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А42-9905/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6003/2020) индивидуального предпринимателя Лонской Галины Яновны на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2020 по делу N А42-9905/2019 (судья Н.Ю. Алексина), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Лонская Галина Яновна
к Администрации ЗАТО г.Североморск
3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области
о признании незаконным постановления от 02.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Донская Галина Яновна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления Администрации ЗАТО гГ.Североморск (далее - Администрация) от 02.08.2019 N 1467 "Об отмене постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 08.09.2011 N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области (далее - третье лицо, Управление).
Решением от 21.01.2020 Арбитражный суд Мурманской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой в которой просила решение суда отменить, жалобу удовлетворить, ссылаясь на то, что не изъявляла желание по переводу помещения из нежилого в жилое, с соответствующим заявлением не обращалась, не приводила помещение в пригодное для проживания. Предприниматель приобрела уже нежилое помещение, выведенное из жилого фонда, в связи чем нарушены ее права как добросовестного приобретателя.
Податель жалобы считает, что отсутствие обращений, жалоб и заявлений собственников МКД является доказательством их согласия на перевод помещения из жилого в нежилое, с установлением отдельного входа и крыльца.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу в котором просила решение суда оставить без изменения, по основаниям изложенным в отзыве, полагая, что действовала в рамках своей кометенции..
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направили, представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию третьего лица. Дело рассмотрено в отсутствие Управления в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ходатайство о проведении онлайн - заседания от сторон не поступало.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Донская Г.Я. является собственником помещения, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Североморск, ул. Комсомольская, д. 21, общей площадью 31,2 кв.м, кадастровый номер 51:06:0030104:2210, на основании договора купли-продажи от 08.05.2015.
В связи с обращением предыдущего собственника Уфаркиной Л.Р. Администрация 08.09.2011 вынесла в отношении указанного объекта постановление N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение".
02.08.2019, придя к выводу о нарушении условий перевода жилого помещения, несоответствия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.08.2011 требованиям пункта 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Администрация вынесла постановление N 1467 "Об отмене постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 08.09.2011 N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение"".
Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что принятое Администрацией постановление не нарушает права Предпринимателя.
Однако, апелляционный суд не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, считает, что решение суда подлежит отмене на основании следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В статье 288 ГК РФ установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан; размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое; перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Нормы, регламентирующие перевод нежилого помещения в жилое, изложены в главе 3 ЖК РФ. В соответствии с частями 1 и 4 статьи 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности; перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен в статье 23 ЖК РФ. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Установленный законом порядок предусматривает ряд последовательных этапов, начиная от подачи заявления заинтересованного лица, с приложением необходимых документов, до принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения.
Кроме того, принимая первоначально постановление о переводе жилого помещения в нежилое помещение, администрация руководствовалась протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.08.2011, в котором приняло участие большинство собственников, что соответствовало требованиям п. 6 ч.2 ст. 23, п. 4,5 ч. 2 ст. 44, ч. 2, 3 ст. 45, ч. 1,2 ст. 46 ЖК РФ, в связи чем собрание собственников было правомочно на принятие такого решения. Следует учесть, что указанное решение собственников не оспорено в установленном законом порядке и недействительным не признано, что не было учтено администрацией и судом первой инстанции.
Таким образом, перевод жилого помещения в нежилое был согласован собственниками помещений в многоквартирном доме с учетом положений действующего жилищного законодательства.
Из материалов дела следует, что согласно акту осмотра от 04.10.2019, составленного представителями Комитета по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г. Североморск, в спорном помещении оборудован отдельный вход с улицы с крыльцом, лестницей из 5-ти ступеней с верхней площадкой, с поручнями по обе стороны. Над входом установлен металлический козырек, металлоконструкция крыльца вмонтирована в грунт, на пешеходной зоне уложена тротуарная плитка. Также специалисты Комитета пришли к выводу, что в целях оборудования отдельного входа в помещение оконный блок был увеличен до размера дверного проема.
Администрация, придя к выводу о нарушении условий перевода жилого помещения, несоответствия протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 01.08.2011 требованиям пункта 3 статьи 36 ЖК РФ вынесла 02.08.2019 постановление N 1467 "Об отмене постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 08.09.2011 N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение"".
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе отменить принятые им правовые акты только в том случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Вместе с тем такая отмена, как и любые другие действия, и акты органа местного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Следовательно, реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Полномочия администрации по самоконтролю, установленные частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в виде отмены, прекращения действия или приостановления принятого ею ненормативного акта не могут распространяться на неограниченный период времени, если такой ненормативный акт породил соответствующие права и обязанности у лица, в отношении которого он был принят.
Вынесенное постановление администрацией ЗАТО г. Североморск от 08.09.2011 N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение, равно как и его отмена, направлены в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав лиц, ставших в результате ряда юридических фактов правообладателями спорного нежилого помещения, породило соответствующие права и обязанности у заинтересованного круга лиц, включая государственные органы, начиная с даты его издания. В связи принятием указанного постановления были совершены ряд последовательных действий, регистрация нежилого помещения в установленном законом порядке, последующее его отчуждение и приобретение по возмездной сделке Лонской Г.Я, являющейся в настоящее время добросовестным приобретателем и собственником именно нежилого помещения. Зарегистрированное право собственности Предпринимателя на объект недвижимости в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Администрации отсутствовали правовые основания для издания оспариваемого постановления, последнее издано органом местного самоуправления с превышением полномочий и нарушает права и интересы Предпринимателя.
При наличии у Предпринимателя зарегистрированного права собственности на объект недвижимости, на основании ранее выданного постановления Администрации, орган местного самоуправления не вправе был отменять в порядке самоконтроля ненормативные правовые акты, на основании которых произведена государственная регистрация права, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции. Рассмотрение указанных вопросов должно осуществляться исключительно судом.
Ранее вынесенное постановление не может считаться автоматически отмененным, поскольку отмена ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц. В связи с чем, администрация не лишена возможности обратиться в суд с самостоятельным иском, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
Оспариваемое постановление органа местного самоуправления фактически направлено на прекращение у Предпринимателя права собственности на объект недвижимости, в связи, с чем позиции Администрации и суда первой инстанции о том, что ненормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы заявителя, является несостоятельными.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы Предпринимателя, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.01.2020 по делу N А42-9905/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление от 02.08.2019 N 1467 об отмене постановления администрации ЗАТО г. Североморск от 08.09.2011 N 702 "О переводе жилого помещения в нежилое помещение", вынесенное Администрацией ЗАТО г. Североморск.
Взыскать с Администрации ЗАТО г. Североморск в пользу индивидуального предпринимателя Лонской Галины Яновны 300 рублей государственной пошлины за подачу заявления и 150 рублей расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-9905/2019
Истец: Лонская Галина Яновна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО Г.СЕВЕРОМОРСК
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ, Петровская Ольга Григорьевна