город Омск |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А81-11417/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Еникеевой Л.И., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Моториной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3371/2020) общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2020 по делу N А81-11417/2019 (судья Соколов С.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ИНН 7736186950, ОГРН 1027739841370) к департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854) о взыскании 10 962 794 руб. 92 коп.,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (далее - ООО "Газпром энерго", истец, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к Ямало-Ненецкому автономному округу в лице департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, ответчик) о взыскании 10 962 794 руб. 92 коп. убытков за июнь, июль 2019 года.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2020 в удовлетворении заявленных исковых требований ООО "Газпром энерго" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает следующее: суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что оплату за поставленные коммунальные ресурсы производит юридическое лицо, а не наниматели жилых помещений; независимо от того, кому принадлежит жилое помещение, конечным потребителем коммунального ресурса являются граждане, проживающие в таком жилом помещении; поскольку коммунальные ресурсы используются с целью удовлетворения коммунально-бытовых нужд граждан, подлежит применению льготный тариф "население".
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Помимо прочего, истец заявляет о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям, поскольку оспариваемый судебный акт может повлиять на права и законные интересы юридических лиц (общества с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Надым" (далее - ООО Газпром добыча Надым") и общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Югорск" (далее - ООО "Газпром трансгаз Югорск"), не привлеченных судом к участию в деле.
В материалы апелляционного производства 25.05.2020 поступил отзыв департамента, в котором ответчик выразил несогласие с позицией, изложенной апеллянтом в жалобе, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции, в порядке статьи 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и поступившие к ней дополнения, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Газпром энерго" является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), включенной в реестр организаций (предприятий), в отношении которых осуществляется государственное регулирование тарифов и контроль на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, и осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (тепловая энергия, техническая вода, водоотведение), в том числе по льготным тарифам отдельным категориям потребителей коммунальных ресурсов.
Стоимость реализуемых РСО коммунальных ресурсов определяется на основании установленных департаментом тарифов.
04.03.2019 между департаментом и ООО "Газпром энерго" заключено соглашение N 4001-19/100 о предоставлении субсидии (далее - соглашение), предметом которого является предоставление РСО субсидии из окружного бюджета в 2019 году в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги), льготных тарифов на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек ресурсоснабжающих организаций.
В соответствие с пунктом 4.3 соглашения, ООО "Газпром энерго" ежемесячно представляет департаменту заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приложением N 1 к настоящему соглашению.
Согласно доводам истца, РСО представила в адрес департамента заявку на получение субсидии за июнь 2019 года на сумму выпадающего дохода в размере 37 120 550 руб. 91 коп. и заявку на получение субсидии за июль 2019 года на сумму выпадающего дохода в размере 31 748 887 руб. 05 коп.
В адрес РСО поступили ответы, из содержания которых следует, что Законом Ямало-Ненецкого автономного округа N 107-ЗАО от 01.12.2014 (далее - Закон N 107-3АО) установлен перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, к которым юридические лица, владеющие жилыми помещениями на праве собственности, равно как и граждане, проживающие в жилых помещениях, принадлежащих таким юридическим лицам, не отнесены.
Поскольку департамент не обеспечил надлежащего исполнения своих обязательств в рамках соглашения и не перечислил субсидии в полном размере, сумма недополученной компенсации выпадающего дохода, согласно расчету истца составила: за июнь 2019 года 5 687 543 руб. 06 руб., за июль 2019 года 5 275 251 руб. 86 коп.
04.09.2019 истцом в адрес департамента направлена претензия N 59-59-07/4116, на которую поступил ответ, в котором ответчик указывает, что граждане, проживающие в жилищном фонде, принадлежащем на праве собственности юридическому лицу, не относятся к отдельным категориям потребителей, имеющим в соответствие с Законом N107-3АО право на льготу, в связи с чем, не представляется возможным предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов данной категории граждан.
По мнению истца, отказ департамента в компенсации убытков, является неправомерным, поскольку ООО "Газпром энерго", как ресурсоснабжающая организация, реализовавшая коммунальные ресурсы юридическому лицу - собственнику жилых помещений в многоквартирных жилых домах, имеет право на компенсацию выпадающих доходов, возникших в связи с установлением РСО льготных тарифов на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.
В связи с указанными обстоятельствами ООО "Газпром энерго" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
12.02.2020 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с частью 14 статьи 10 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Таким образом, Закон о теплоснабжении не содержит в себе правовых норм, устанавливающих население как льготную категорию потребителей. Об этом также свидетельствует тот факт, что в федеральном законе отсутствуют указания на механизм компенсации выпадающих доходов.
Исходя из системного анализа норм федерального законодательства следует, что под льготами, установленными федеральными законами, понимаются льготы, установленные в отношении отдельных категорий потребителей, таких как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (статья 17 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"), Герои Советского Союза (статья 5 Закона Российской Федерации N 4301-1 от 15.01.1993 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"), Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и проживающие совместно с ними члены их семей (статья 3 Федерального закона N 5-ФЗ от 09.01.1997 "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы") и другие категории потребителей прямо указанные в федеральных законах.
Учитывая указанные обстоятельства, Закон о теплоснабжении наделяет полномочиями по установлению категорий потребителей, в отношении которых устанавливаются льготные тарифы, исключительно субъекты Российской Федерации в лице представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичные нормы, содержатся и в Федеральном законе N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (часть 26 статьи 32).
Вопреки доводам истца, факт того, что спорные помещения являются жилыми, сам по себе не свидетельствует об обязанности субъектов Российской Федерации устанавливать льготные тарифы в отношении категорий помещений, а не категорий потребителей.
В соответствии с частью 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).
Таким образом, субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют категории потребителей, имеющих право на льготы, исходя из наличия бюджетных средств.
В исковой период и по настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа действует Закон N 107-ЗАО от 01.12.2014 "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО").
Законом N 107-ЗАО, помимо льгот, установленных указанными выше федеральными законами в отношении отдельных категорий физических лиц, установлен дополнительный перечень категорий потребителей, имеющих право на льготы на территории автономного округа. Установление категорий потребителей, имеющих право на льготы, осуществляется с учетом финансовых возможностей бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. К таким потребителям отнесены:
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы в целях оказания коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды гражданам, проживающим в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, находящихся в их собственности;
- граждане, проживающие в жилых помещениях муниципального и государственного жилищного фонда, а также в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, домовладениях, находящихся в их собственности, и не предназначенных для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды.
Таким образом, для отнесения потребителя к категории потребителей в соответствии с Законом N 107-3АО необходимо наличие одновременно 3-х (трех) критериев:
1) жилое помещение, в котором они проживают должно находится в их собственности, муниципальной либо государственной собственности;
2) жилое помещение не предназначено для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) приобретение коммунального ресурса в целях потребления коммунальных услуг на индивидуальные и общедомовые нужды.
Отсутствие у потребителя хотя бы одного из перечисленных критериев не позволяет относить его к категории потребителей имеющих право на льготы в соответствии с Законом N 107-3АО.
С 01.01.2019 года в Закон N 107-ЗАО внесены изменения, в силу которых статья 3 дополнена частью 1-2, в соответствии с которой прямо поименованы отдельные категории потребителя, не имеющие в соответствии с настоящим Законом право на льготы, а именно:
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключившие с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
- организации (в том числе некоммерческие объединения), заключившие от своего имени и в интересах граждан с региональным оператором договоры в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами гражданам, пользующимся жилыми домами (частью жилых домов), домовладениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
- граждане, пользующиеся жилыми помещениями частного жилищного фонда, находящимися в собственности юридических лиц;
- категории потребителей, указанные в частях 1 и 1-1 настоящей статьи, в случае использования жилых домов (части жилых домов), домовладений, жилых помещений в многоквартирном доме для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности;
- юридические лица, приобретающие коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, а также используемые для предоставления коммунальной услуги гражданам, пользующимся жилыми помещениями, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
- органы местного самоуправления, органы государственной власти автономного округа, а также созданные ими учреждения в целях осуществления управления, распоряжения, организации учета жилищного фонда, находящегося в их собственности, приобретающие коммунальные ресурсы в целях содержания незаселенного жилищного фонда.
- управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные, иные специализированные потребительские кооперативы, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальных услуг гражданам, пользующимся жилыми помещениями в многоквартирном доме, находящимися в собственности юридических лиц, частного жилищного фонда;
Таким образом, в связи с внесенными изменениями перечень потребителей коммунальных ресурсов, имеющих право на льготы, в силу статьи 3 Закона N 107-ЗАО), изложен в новой редакции, которая прямо указывает как лиц, имеющих право на льготы (части 1, 1-1 статьи 3), так и лиц, не относящихся к соответствующим категориям потребителей (часть 1-2 статьи 3).
Юридические лица из перечня лиц, имеющих право на льготы, Законом N 107-ЗАО исключены, что обоснованно отмечено судом первой инстанции.
Основная цель Закона N 107-ЗАО заключается в социальном льготировании слабозащищенных категорий потребителей коммунальных ресурсов и регламентации порядка субсидирования РСО, несущих убытки в связи с получением оплаты ресурса от этих категорий потребителей по экономически необоснованным (социальным) тарифам.
В соответствии с положениями Закона N 107-ЗАО принадлежность жилых помещений публичным или слабозащищенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения.
Исходя из принципа телеологического толкования нормы права, следствием внесенных изменений является исключение из перечня субъектов, попадающих под действие Закона N 107-ЗАО, собственников жилых помещений, использующих принадлежащее им имущество в целях, не направленных на обеспечение конституционного права на жилище.
Направленность льгот именно на обеспечение указанного права подтверждается также исключением из числа субъектов, имеющих право на льготы, органов государственной власти и местного самоуправления, а также созданных ими учреждений, если они приобретают коммунальные ресурсы в целях содержания незаселенного жилищного фонда (абзац восьмой части 1 - 2 статьи 3 Закона N 107-ЗАО).
Жилые помещения могут принадлежать на праве собственности юридическим лицам, используемым их в целях получения прибыли в процессе предпринимательской деятельности. Целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 50 ГК РФ).
Поэтому принадлежность жилого помещения юридическому лицу по общему правилу создает обратную презумпцию, заключающуюся в том, что жилое помещение используется не в целях постоянного удовлетворения личных бытовых нужд граждан, а в целях коммерческого употребления этого помещения в своей деятельности самим юридическим лицом (например, использование собственного жилого фонда в качестве конкурентного преимущества на рынке работодателей для целей привлечения наиболее квалифицированного персонала из других регионов).
Сам по себе жилой характер принадлежащего юридическому лицу помещения, а также факт проживания в нем граждан, установленные при рассмотрении настоящего спора, недостаточны для вывода о необходимости применения тарифа для группы "население", а не "прочие потребители", поскольку иное не отвечало бы целям Закона N 107-ЗАО в редакции, действовавшей с 01.01.2019.
Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления тарифов (цен), дифференцированных по группам потребителей, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается с применением тарифов (цен), установленных для соответствующей группы потребителей.
Вопреки доводам подателя жалобы, подлежащий применению тариф зависит не от объекта в который поставляется ресурс, а от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги и потребляющего эти услуги. При этом согласно пункту 1 Правил N 354 указанные Правила самостоятельно не регламентируют вопросы применения тарифов, а содержат отсылочные нормы к законодательству о государственном регулировании тарифов.
На 2019 год приказами департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.12.2018 N 175-т, N 179-т,182-т, 180-т, 176-т, 178-т, 174-т, 181-т истцу утверждены на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение на 2019 год дифференцированы по следующим группам потребителей: "население", "потребители, имеющие право на льготы" и "иные потребители".
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с таким решениями.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для применения истцом в отношении юридических лиц тарифа, установленного для потребителей, имеющих право на льготы в соответствии с Законом N 107-ЗАО.
Исходя из порядка установления тарифа для истца, юридическое лицо не вправе претендовать на льготу, поскольку последняя является адресной и применяется только к категориям граждан, имеющим право на льготы, указанным в Законе N 107-ЗАО.
Обосновывая свои требования, истец ссылается на положения статей 15, 17, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 288, 678 ГК РФ, считая, что, поскольку жилое помещение можно использовать только для проживания граждан и назначение жилого помещения не меняется в случае, если такое жилое помещение находится в собственности юридического лица, то, вне зависимости от собственника жилого помещения, потребителем коммунального ресурса являются граждане, проживающие в таком жилом помещении.
Между тем, в силу пункта 38 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Довод истца о том, что применению подлежит тариф для населения, льготный в силу статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что жилое помещение предназначено для проживания граждан, ресурсы используются в таких помещениях на коммунально-бытовые нужды, основаны на жилищном законодательстве, несостоятелен и не может быть принят в отношении вопросов регулирования тарифов.
В силу пунктов 1,3 части 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в частности, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, юридические лица, приобретающие у истца коммунальные ресурсы, владея на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирных домах, обязаны содержать эти жилые помещения, в том числе приобретать коммунальные ресурсы и услуги водоотведения (статья 210 ГК РФ, 30 ЖК РФ), и заключать с ресурсоснабжающей организацией договоры на поставку коммунальных ресурсов и услуги водоотведения в жилые помещения.
Ввиду чего, у граждан, проживающих в жилых помещениях, находящихся в собственности юридических лиц, возникают обязательства перед собственниками данных жилых помещений, а не ресурсоснабжающей организацией.
В свою очередь юридическое лицо не осуществляет социальные функции для граждан с целью обеспечения их жилым помещением, приобретая жилые помещения для осуществления коммерческой деятельности, а не по причине нуждаемости граждан муниципального образования в жилых помещениях.
Сам факт приобретения жилых помещений, их содержание и сдача в наем, свидетельствует об использовании юридическим лицом жилых помещений с целью осуществления предпринимательской деятельности и идет вразрез с основной целю, предусмотренной Законом N 107-ЗАО - социальном льготировании слабозащищенных категорий потребителей коммунальных ресурсов.
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ убытки, причинённые юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Для наступления ответственности, установленной нормами статьи 15 ГК РФ, необходимо установление совокупности следующих условий: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, наличие собственно убытков.
Материалами настоящего дела установлено отсутствие незаконности в действиях (бездействии) департамента, отказавшего истцу в предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов.
В силу пункта 1.2 Порядка предоставления субсидий из окружного бюджета на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа N 94-П, субсидия - средства окружного бюджета, предоставляемые ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам в целях компенсации им выпадающих доходов, возникающих в связи с применением при расчетах льготных тарифов.
Следовательно, для предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации по предоставленным коммунальным ресурсам определенной категории потребителей обязательным условием является установление для этой категории потребителей льготного тарифа.
Приказами Департамента истцу установлены тарифы на коммунальные ресурсы с дифференциацией по следующим категориям потребителей:
- все потребители, потребляющие коммунальные ресурсы, за исключением потребителей, имеющих право на льготы;
- потребители, имеющие право на льготы в соответствии с Законом N 107-ЗАО.
При этом под "населением" в рамках указанных приказов понимаются потребители, имеющие право на льготы в сфере теплоснабжения, водоснабжении и водоотведения, в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 3 Закона N 107-ЗАО.
Поскольку приказами департамента льготный тариф, для такой категории потребителей как юридические лица, являющиеся собственниками жилых помещений, не устанавливался, применен истцом самостоятельно, без законных оснований, то причинно-следственная связь между возникшими у истца убытками и действиями ответчика по установлению льготного тарифа для категории потребителей - юридических лиц, являющихся собственниками жилых помещений, отсутствует.
В силу пункта 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Порядком N 94-П, принятым во исполнение Закона N 107-ЗАО, установлено предоставлять субсидию ресурсоснабжающим организациям в целях компенсации им выпадающих доходов, возникающих в связи с установлением исполнительным органом государственной власти автономного округа льготных тарифов на уровне, не обеспечивающем возмещение издержек.
Таким образом, отказ департамента от предоставления субсидии ресурсоснабжающей организации по категориям потребителей, которым Законом N 107-ЗАО льготный тариф не установлен, не является нарушением Порядка N 94-П.
Расходование средств бюджета субъекта Российской Федерации в виде субсидирования выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, поставляющим коммунальные ресурсы в жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, с применением льготных тарифов, является необоснованным и противоречащим воле предоставляющего льготы публичного субъекта.
Возникновение убытков у истца, реализовавшего товар по тарифам ниже экономически обоснованного по своему усмотрению, не влечет обязанности ответчика по возмещению таких убытков.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "Газпром энерго" в удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании с департамента 10 962 794 руб. 92 коп. убытков за июнь, июль 2019 года.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, ранее заявленные истцом в суде первой инстанции, не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права.
Поскольку подателем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
При этом довод истца о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям, поскольку оспариваемый судебный акт может повлиять на права и законные интересы юридических лиц (ООО "Газпром добыча Надым", ООО "Газпром трансгаз Югорск"), не привлеченных к участию в деле, признается апелляционным судом необоснованным и подлежащим отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
На основании позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 1302-О от 29.05.2014, согласно положению части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Соответственно, если суд приходит к выводу об отсутствии влияния судебного акта по данному делу на права или обязанности лица, подавшего ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, не усматривает и оснований для вступления этого лица в дело или привлечения к участию в деле, поскольку права и законные интересы такого лица (не затрагиваемые принимаемым судебным актом), не нуждаются в судебной защите.
Предусмотренный в процессуальном законодательстве институт третьих лиц призван обеспечить судебную защиту всех заинтересованных в исходе спора лиц и не допустить принятия судебных актов о правах и обязанностях этих лиц без их участия.
Судебный акт может быть признан принятым о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права или обязанности этого лица по рассматриваемым судом правоотношениям.
Чтобы быть привлеченным к участию в процессе, лицо должно иметь очевидный материальный интерес, то есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон.
При этом допустить в процесс третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, или не допустить определяет суд, которому предоставлено законом именно право, а не вменена обязанность допустить в арбитражный процесс указанное лицо.
Основанием для вступления в дело третьего лица является, в том числе, возможность предъявления иска к третьему лицу или возможность возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной спора и третьим лицом.
Из изложенного следует, что при разрешении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора арбитражный суд должен исходить из того, что третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, не является субъектом спорного материального правоотношения, существующего между сторонами спора, однако находится в таковых с одной из сторон спора, в связи с чем, в последующем решение по рассматриваемому делу может иметь преюдициальное значение для рассмотрения спора между соответствующим третьим лицом и стороной спора.
Интерес третьего лица в возникшем споре состоит в обеспечении своих прав и интересов по отношению к истцу либо ответчику на случай предполагаемого в будущем судебного процесса, с учетом того, что в идущем процессе будут оцениваться доказательства и устанавливаться обстоятельства, которые могут иметь преюдициальное значение в будущем процессе.
Таким образом, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, может быть привлечено лицо, у которого после разрешения соответствующего дела могут возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон спора.
В то же время заинтересованность в исходе дела сама по себе, равно как и наличие договорных отношений со стороной спора, в силу положений статьи 51 АПК РФ, не является основанием для привлечения лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Как указывает ООО "Газпром энерго", решение суда по настоящему делу может повлиять на права ООО "Газпром добыча Надым" и ООО "Газпром трансгаз Югорск", не привлеченных к участию в настоящем деле в деле.
Предметом настоящего иска является требование ООО "Газпром энерго" о взыскании о взыскании с департамента убытков в размере 10 962 794 руб. 92 коп. Основанием иска явилось недополученная истцом компенсация выпадающего дохода.
Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, является предотвращение неблагоприятных для него последствий.
В рассматриваемом случае истцом не обосновано, каким образом принятый по делу судебный акт, исходя из предмета и основания заявленного иска, может повлиять на объем прав и обязанностей указанных лиц.
Учитывая предмета настоящего иска, суд апелляционной инстанции полагает, что принятый по делу судебный акт не повлияет на возникновение прав и обязанностей у указанных истцом лиц по отношению к одной из сторон. Доказательств, свидетельствующих об обратном, истцом в материалы дела не представлено.
Признавая довод истца необоснованным, суд апелляционной инстанции принимает во внимание также тот факт, что при рассмотрении дела судом первой инстанции истцом ходатайство о привлечении к участию в деле третьих лиц не заявлялось, доказательства, обосновывающие необходимость их привлечения не предоставлялись, непосредственно от самих лиц ходатайств о вступлении в дело, а также возражений относительно вынесенного судом решения, в материалах дела не представлено.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12.02.2020 по делу N А81-11417/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Д.Г. Рожков |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-11417/2019
Истец: ООО "Газпром энерго"
Ответчик: Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: ООО Надымский филиал "Газпром энерго", ООО О Надымский филиал "Газпром энерго"
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3358/20
17.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3358/20
09.06.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3371/20
12.02.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-11417/19