г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А56-107665/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баженовой Ю.С., Галенкиной К.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шахрзаевым М.И.
при участии:
от заявителя: Малышева Т.Н. (доверенность от 06.06.2019)
от заинтересованного лица: Денисов В.В. (доверенность от 28.12.2019)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7811/2020) Администрации МО "Выборгский район" ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 по делу N А56-107665/2019(судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ООО "Житково"
к Администрации МО "Выборгский район" ЛО
о признании незаконным отказа, об обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Житково" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Комитет) от 12.08.2019 N оз-4455 о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, и обязании не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав Общества путем предварительного согласования предоставления земельных участков, обладающих следующими площадями: 13 217 кв.м., 14 228 кв.м., 11 079 кв.м., 26 255 кв.м., 18 281 кв.м., 56 440 кв.м., 12 299 кв.м., 41 142 кв.м., 83 287 кв.м., 17 005 кв.м., и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению Общества от 01.08.2019.
Общество также обратилось с заявлением о взыскании 50000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.
Решением от 23.01.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены, суд признал незаконным отказ Администрации от 12.08.2019 N оз-4455 в предварительном предоставлении земельных участков и об утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, обязал Администрацию в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав Общества путем предварительного согласования предоставления земельных участков, обладающих следующими площадями: 13 217 кв.м., 14 228 кв.м., 11 079 кв.м., 26 255 кв.м., 18 281 кв.м., 56 440 кв.м., 12 299 кв.м., 41 142 кв.м., 83 287 кв.м., 17 005 кв.м., и утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению общества с ограниченной ответственностью "Житково" от 01.08.2019, с Администрации в пользу Общества взыскано 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 25 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
В апелляционной жалобе Администрация, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, указывая, что представленные схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не соответствуют требованиям, установленным п.п. 6,8 Приказа Минэкономразвития России от 27.11. 2014 N 762, в схемах расположения земельных участков не указан условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка. Кроме того, заявителем не представлено доказательств использования земельного участка по целевому назначению.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 23.07.2019 об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя.
Как указывает Общество, раздел земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 производится с целью уточнения его границ, так как при уточнении границ без раздела получится многоконтурный земельный участок, который будет иметь более 100 контуров на значительном удалении друг от друга. Кроме того, образование земельных участков путем раздела является необходимой процедурой, предшествующей выкупу земельных участков заявителем как обладателем права постоянного бессрочного пользования.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков и об утверждении схем расположения земельных участков.
Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области от 12.08.2019 N оз-4455 в утверждении схем расположения земельных участков отказано.
Полагая данный отказ в части десяти земельных участков площадью: 13 217 кв.м., 14 228 кв.м., 11 079 кв.м., 26 255 кв.м., 18 281 кв.м., 56 440 кв.м., 12 299 кв.м., 41 142 кв.м., 83 287 кв.м., 17 005 кв.м., недействительным и нарушающим права Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ в случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 названного Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
Как указано в пункте 13 статьи 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Согласно пункту 16 той же статьи основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 той же статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По смыслу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказать соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган, принявший соответствующее решение.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанция пришел к правильному выводу о том, что Администрация не подтвердила наличие предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении представленных заявителем схем расположения спорных земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Оснований для переоценки данного вывода у апелляционного суда не имеется.
Факт предоставления Обществу земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421 на праве бессрочного пользования подтверждается материалами дела и установлен арбитражным судом при рассмотрении дел N А56-6258/2013, А56-6965/2019.
Названный участок является ранее учтенным, поставлен на кадастровый учет, в связи с чем по смыслу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является объектом недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Несоответствие представленных заявителем схем установленным законом и иными нормативными правовыми актами требованиям Администрацией не доказано.
Вместе с тем, учитывая, что земельный участок уже находится у Общества на праве бессрочного пользования, раздел земельного участка с кад.N 47:01:0000000:421 не требует предварительного уточнения местоположения его границ, а границы образуемых земельных участков уточняются в соответствии со схемой расположения земельных участков, надлежащим способом защиты является удовлетворение требований Общества в части признания незаконным решения об отказе в утверждении схем земельных участков с обязанием утвердить приложенные к заявлению Общества схемы спорных участков.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями данными в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" транспортные расходы и расходы на проживание представителя стороны возмещаются другой стороной спора в разумных пределах исходя из цен, которые обычно устанавливаются за транспортные услуги, а также цен на услуги, связанные с обеспечением проживания, в месте (регионе), в котором они фактически оказаны (статьи 94, 100 ГПК РФ, статьи 106, 112 КАС РФ, статья 106, часть 2 статьи 110 АПК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.12.2004 N 454-О указал, что часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет арбитражному суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя. Реализация названного права судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, взыскание расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах процессуальным законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда и направлено на пресечение злоупотребления правом и недопущение взыскания несоразмерных нарушенному праву сумм, установлению баланса между правами лиц, участвующих в деле.
Критерий разумности, используемый при определении суммы расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), является оценочным.
При этом для установления разумности подобных расходов суд оценивает их соразмерность применительно к условиям договора на оказание услуг по представлению интересов участвующего в деле лица и характеру услуг, оказанных в рамках этого договора, их необходимости и разумности для целей восстановления нарушенного права, учитывает размер удовлетворенных требований, количество судебных заседаний и сложность рассматриваемого дела, а также принимает во внимание доказательства, представленные другой стороной и свидетельствующие о чрезмерности заявленных расходов.
В обоснование расходов на оплату услуг представителя в материалы дела представлены адвокатское соглашение от 15.10.2019 N 3164/ЮЛ, платежное поручение от 25.11.2019 N 33 об оплате 50 000 рублей.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отнесения на ответчика заявленных Обществом ко взысканию судебных расходов в размере 25 000 рублей.
Апелляционный суд полагает, что определенный судом первой инстанции размер судебных расходов на оплату судебных расходов на оплату услуг представителя является соразмерным, соответствующим объему оказанных услуг.
При этом, согласно абзацу 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" правило о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежит применению при разрешении исков неимущественного характера.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит изменению, в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Администрации в предварительном согласовании предоставления земельных участков следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.01.2020 по делу N А56-107665/2019 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакцией:
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области от 12.08.2019 N оз-4455 в утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:01:0000000:421.
Обязать Администрацию муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области в срок не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав путем утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приложенных к заявлению общества с ограниченной ответственностью "Житково" от 01.08.2019.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Выборгский муниципальный район" Ленинградской области (адрес: 188800, Ленинградская область, город Выборг, Выборгский район, ул. Ушакова, дом 1, ОГРН: 1054700191391) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Житково" (адрес: 188903, поселок Житково, Ленинградская область, Выборгский район, Центральная улица, дом 15, ОГРН: 1184704017629) 3000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 25 000 руб. судебных расходов по оплате услуг представителя.
В остальной части заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-107665/2019
Истец: ООО "ЖИТКОВО"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ