город Томск |
|
5 июня 2020 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Киреевой О.Ю., |
судей |
|
Павловой Ю.И., |
|
|
Фертикова М.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хасанзяновым А.И., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Алтайского края (N 07АП-3868/2020) на решение от 12.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20221/2019 по иску акционерного общества "Алтайкрайэнерго", г. Барнаул Алтайского края (ИНН 2224132840, ОГРН 1092224002331) к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края, г. Барнаул, Алтайского края (ИНН 2221020369, ОГРН 1022200912029), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам", с. Смоленское, Смоленского района Алтайского края, о взыскании 47 268 руб. 31 коп. убытков.,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайкрайэнерго" (далее - АО "Алтайкрайэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Алтайскому краю в лице Министерства финансов Алтайского края (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 50 000 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам", с. Смоленское, Смоленского района Алтайского края.
От истца поступило уточненное исковое заявление о взыскании 47 268 руб. 31 коп. убытков, возникших в результате не возмещения расходов за предоставленные льготы. Размер требований уточнен в связи с предоставлением дополнительной информации третьим лицом.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2020 (резолютивная часть объявлена 06.03.2020) иск удовлетворен, с Алтайского края в лице Министерства финансов Алтайского края за счет казны Алтайского края в пользу истца взыскано 47 268 руб. 31 коп. убытков, а также 2 000 руб. в счет возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, которым отказать АО "Алтайкрайэнерго" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь, в том числе на то, что истцом не доказан факт и размер убытков, поскольку представленные истцом доказательства не соответствуют требованиям относимости, допустимости и достаточности, предъявляемым к ним арбитражным процессуальным законодательством; из представленных истцом карт начислений не представляется возможным проследить, из какого расчета выставляется размер коммунальной услуги и на сколько проживающих человек начисляется льгота, карты начислений с потребителями не согласованы; федеральное законодательство не предусматривает возможность включения в похозяйственную книгу посторонних лиц, совместно проживающих с владельцем личного подсобного хозяйства; АО "Алтайкрайэнерго" не были представлены доказательства, подтверждающие наличие обязательств по предоставлению электроэнергии конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных, в заявленном размере (количестве проживающих и их соотношении с числом льготополучателей); истцом пропущен срок исковой давности по исковым требованиям за период с января по декабрь 2016 года; поскольку расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, удовлетворение требований за счет казны Алтайского края является незаконным и необоснованным; спорные убытки не относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и не подлежат взысканию за счет казны Алтайского края.
От АО "Алтайкрайэнерго" в порядке статьи 262 Арбитражный процессуальный кодекс РФ (далее - АПК РФ) поступил отзыв, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что лицевые карты потребителей подписаны потребителями электрической энергии и АО "Алтайкрайэнерго" без разногласий. В связи с тем, что как в спорный период, так и до настоящего времени законодательством Российской Федерации и Алтайского края не утвержден обязательный перечень документов для предоставления льготы, АО "Алтайкрайэнерго" предоставило в материалы судебного дела документы, которые были предоставлены гражданами при обращении за предоставлением льготы, правовых оснований для истребования у граждан других документов нет.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что истец в 2016 году оказывал услуги по электроснабжению населения на территории с. Быстрый Исток, Быстроистокского района Алтайского края.
При начислении платы за электроэнергию истцом учитывались требования Указа Президента РФ N 431 от 05.05.1992 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (далее - Указ Президента РФ N431), в соответствии с которым для многодетных семей предоставляется льгота в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией (далее - коммунальные услуги).
По расчетам истца сумма затрат, понесенных им в связи с предоставлением льгот согласно Указу Президента РФ N 431, за период 2016 года составила с учетом уточнений 47 268 руб. 31 коп.
Полагая, что причиненные обществу убытки подлежат возмещению за счет казны Алтайского края, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Правовая позиция по применению положений статьи 26.3.1 Закона N 184-ФЗ выражена Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 30.11.2015 N 303-ЭС15-8812, от 11.12.2015 N , в силу которой в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей).
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (часть 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа N 431 правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
При таких обстоятельствах суд первой инстанций пришел к правомерному выводу, что в данном случае предоставленная льгота на оплату коммунальных услуг льготникам, относящимся к федеральному регистру, признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.
Довод ответчика о том, что поскольку расходное обязательство Алтайского края по вопросу предоставления льгот на коммунальные услуги многодетным семьям отсутствует, удовлетворение требований за счет казны Алтайского будет являться незаконным и необоснованным, отклоняется как противоречащий вышеуказанным нормам права, их толкованию и правоприменительной практике.
При отсутствии надлежащих доказательств, подтверждающих наличие иного органа, которому предоставлены соответствующие полномочия и финансирование, Министерство является органом, уполномоченным выступать от имени публично-правового образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт и размер убытков, поскольку представленные истцом доказательства не соответствуют требованиям относимости, допустимости и достаточности, предъявляемым к ним арбитражным процессуальным законодательством, отклоняется, как противоречащий материалами дела.
Так, размер убытков подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно: ответом на запрос КГКУ Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам от 20.01.2020 N 48 о сверке списков многодетных семей, и периоде действия льготы (л.д. 80-81 т.2), реестром сведений о предоставлении гражданам льгот по оплате электрической энергии, лицевыми картами потребителей, заявлениями, копиями лицевых счетов хозяйства и другими.
Довод апеллянта о том, что из представленных истцом карт начислений не представляется возможным проследить, из какого расчета выставляется размер коммунальной услуги и на сколько проживающих человек начисляется льгота, карты начислений с потребителями не согласованы, отклоняется, поскольку лицевые карты потребителей содержат сведения по оплате электрической энергии (даты оплат, суммы оплат), сведения по объему потребленной электрической энергии, определенному по нормативу, по среднему, по показаниям расчетных приборов электрической энергии (начальные, конечные, расход) и т.д. Лицевые карты потребителей подписаны потребителями электрической энергии и АО "Алтайкрайэнерго" без разногласий.
Статус многодетных семей, которым АО "Алтайкрайэнерго" предоставило льготы по оплате электрической энергии, подтверждался справками Управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району.
В целях подтверждения статуса многодетных семей в рамках судебного дела запрашивалась информация от КГКУ Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам.
В соответствии с ответом КГКУ Управление социальной защиты населения по Смоленскому и Быстроистокскому районам от 20.01.2020 N 48 информация о наличии статуса многодетных семей и периоде его действия предоставлена в материалы дела (л.д. 58-61, 80-83 т.2).
Таким образом, наличие актуальной информации уполномоченного органа о наличии статуса многодетных семей и периоде его действия, исключает необходимость приобщения дополнительных справок.
Ссылки на то, что федеральное законодательство не предусматривает возможность включения в похозяйственную книгу посторонних лиц, совместно проживающих с владельцем личного подсобного хозяйства; АО "Алтайкрайэнерго" не были представлены доказательства, подтверждающие наличие обязательств по предоставлению электроэнергии конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных, в заявленном размере (количестве проживающих и их соотношении с числом льготополучателей), также не принимается.
В статье 1 Закона Алтайского края от 29.12.2006 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае", многодетная семья определяется, как семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей в возрасте до 18 лет, то есть, льготополучателями являются родители и их несовершеннолетние дети.
В целях исключения иных членов семей, не относящихся к льготной категории граждан, но при этом проживающих совместно с многодетной семьей истцом предоставлены в материалы судебного дела дополнительные доказательства, а именно: справки о составе семей, выданные администрацией Быстроистокского сельсовета, и похозяйственные книги.
На основании справок о составе семей, и похозяйственных книг установлено, что совместно с многодетными семьями, а именно: Аникиной Л.Н. (пер. Дальний, д. 2), Ки-бирева К.В. (ул. Кирпичная, 34), Нестеровой М.В. (ул. Красноармейская, д. 108), ул. Л. Толстого, д. 2/а, Шиковой Л.В. (ул. Мира, д. 13), Стазевой Е.Ю. (ул. Партизанская, д. 28), Кошубаевой Ю.В. (ул. Партизанская, д. 86), Фердер Н.М. (ул. Пролетарская, д. 21), Лихачевой Г.Н. (ул. Телеграфная, д. 59. кв. 1), проживают иные члены, не относящиеся к льготной категории, и которые подлежат исключению из расчета размера убытков, а сумма исковых требований подлежит корректировке. В связи с установлением вышеуказанных обстоятельств, Истцом произведено уменьшение размера исковых требований на 9493,28 руб. (заявление об уточнении размера исковых требований от 28.01.2020 N 1732).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 30.12.2008 N 302-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в похозяйственной книге в числе прочей информации содержатся следующие сведения: Фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи.
Исходя из содержания вышеуказанного пункта следует, что в похозяйственную книгу вносятся сведения о лицах, совместно проживающих с главой личного подсобного хозяйства и (или) осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи.
В пункте 16 Порядка ведения похозяйственной книги (приложение N 2) указано, что разделе I в строке "Отношение к члену хозяйства, записанному первым" для остальных членов хозяйства, кроме записанного первым, записываются родственные отношения к нему: "мать", "отец", "жена", "муж", "сестра", "брат", "дочь", "сын", "зять", "теща" и т.д. Записывать родственные отношения членов семьи друг к другу следует только по отношению к записанному первым, а не по отношению к другим членам семьи.
Из материалов дела следует, что истцом в обоснование своих требований представлены все необходимые и имеющиеся доказательства.
В связи с тем, что как в спорный период, так и до настоящего времени законодательством Российской Федерации и Алтайского края не утвержден обязательный перечень документов для предоставления льготы, АО "Алтайкрайэнерго" предоставило в материалы судебного дела документы, которые были предоставленные гражданами при обращении за предоставлением льготы, правовых оснований для истребования у граждан других документов нет. В свою очередь ответчик достоверность представленных истцом доказательств не опроверг.
Таким образом, все необходимые элементы для взыскания с ответчика убытков, в том числе их размер, истцом доказаны.
Довод ответчика об истечении срока исковой давности также был предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонен исходя из следующего.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются данным Кодексом и иными законами.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства (абзац 2 пункта 2 статьи 200 ГК РФ).
В силу изложенного норма абзаца 2 пункта 2 статьи 200 ГК РФ связывает начало течения срока исковой давности с реализацией кредитором правомочия на предъявление соответствующего требования. Следовательно, ключевым при определении начала течения срока исковой давности по требованию о возмещении понесенных истцом убытков является установление периода для исполнения спорного обязательства.
Согласно правовым положениям, изложенным в статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Поскольку денежные средства за предоставление льгот отдельным категориям граждан должны перечисляться из средств соответствующего бюджета, действующего в течение календарного года, финансирование названных расходов по компенсации льгот могло быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года. Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 ГК РФ убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Как верно указал суд первой инстанции, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2016 годах истец мог и должен было узнать по окончании соответствующего финансового года - то есть не позднее 01.01.2017, этих дат согласно статье 200 Гражданского кодекса и с учетом положений статьи 12 Бюджетного кодекса следует исчислять срок исковой давности по требованию, заявленному истцом, исковое заявление поступило в суд 06.12.2019, то есть в пределах срока исковой давности в отношении периода взыскания 2016 года.
Довод о том, что в нарушение вышеуказанных норм ОАО "Алтайкрайэнерго" не были представлены доказательства, подтверждающие наличие обязательств по предоставлению электроэнергии конкретным потребителям, отнесенным к категории многодетных, является несостоятельным и отклоняется, учитывая, что данная обязанность возложена на истца действующим законодательством, а также с учетом положений п.1 ст. 540 ГК РФ.
При этом как обоснованно отмечено истцом в возражениях на жалобу, в соответствии с п.72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.
Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии.
Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина.
В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим документом, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику (п. 73 Основных положений).
Учитывая все вышеизложенное, отсутствие доказательств выделения ответчиком средств на компенсацию соответствующих расходов, суд обоснованно удовлетворил требования истца.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.03.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20221/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Ю. Киреева |
Судьи |
Ю.И. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-20221/2019
Истец: АО "Алтайкрайэнерго"
Ответчик: Алтайский край в лице Министерства Финансов Алтайского края, Управление социальной защиты населения по Смоленскому району