г. Владивосток |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А51-23902/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-2461/2020
на решение от 03.03.2020
судьи Е.М. Попова
по делу N А51-23902/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФарПост" (ИНН 2536133126, ОГРН 1032501290227)
к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439)
о признании незаконным приказа N 788 от 30.10.2019 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год,
при участии:
от государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шандер Ж.Е. по доверенности N 169 от 26.12.2019, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, копия диплома всг N 3813835; Тюрюханова Н.П. по доверенности N 45 от 14.05.2020, сроком действия до 31.12.2020, паспорт, диплом кс N 46619;
от общества с ограниченной ответственностью "ФарПост": Козырева Т.С. по доверенности от 01.11.2019, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, диплом бвс N 0979251;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФарПост" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, фонд) о признании незаконным приказа N 788 от 30.10.2019 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Решением от 03.02.2020 суд удовлетворил заявленные требования.
Фонд, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В доводах жалобы указывает на то, что показатели ООО "Фарпост" а, Ь, с - равны показателю - 0, но не меньше как указано в пункте 6 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 N 524 (далее - Правила N 524) и пунктом 4 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденной пунктом 2 приказа Минтруда России от 01.08.2012 N 39н (ред. от 07.02.2017). Ноль - целое число, которое при сложении с любым числом или вычитании из него не меняет последнее, то есть даёт результат, равный этому последнему; умножение любого числа на ноль даёт ноль. На числовой прямой 0 разделяет положительные и отрицательные числа.
Так как, показатель авэд ООО "Фарпост", по коду ОКВЭД 62.01 равен нулю, а согласно пункту 4 Методики скидка устанавливается страховщиком в случае, если все указанные в пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 показатели (а, Ь, с) меньше (скидка) или больше (надбавка) утвержденных трех аналогичных показателей по виду экономической деятельности, то именно по этой причине обществу было отказано в установлении скидки к страховому тарифу.
Представитель Фонда в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель общества на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "ФарПост" зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале N 3 Государственного Учреждения - Приморского отделения Фонда социального страхования Российской Федерации под регистрационным номером N 2503368065.
Основной вид деятельности Общества (ОКВЭД) - 62.01 разработка компьютерного программного обеспечения.
28.10.2019 года общество обратилось в Фонд с заявлением об установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год.
Приказом Фонда N 788 от 30.10.2019 (далее - Приказ) обществу было отказано в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2020 год, в связи с тем, что в результате расчета скидки к страховому тарифу, при котором один из рассчитанных основных показателей, указанных в пункте 3 Правил, больше аналогичного показателя по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.
Не согласие общества с Приказом Фонда, послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Исходя из содержания и смысла пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 4 АПК РФ целью обращения лица, право которого нарушено, в арбитражный суд является восстановление нарушенного права этого лица.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 названного Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенный исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации срок начислять и перечислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования.
Пунктом 1 части 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Таким образом, названный Закон рассматривает установление надбавки и скидки к страховому тарифу как право страховщика.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 N 524 утверждены Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила N 524), в соответствии с пунктом 3 которых установлено, что размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 524 установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам условиями рассмотрения страховщиком вопроса об установлении страхователю скидки являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Из буквального содержания Правил N 524 установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам усматривается, что скидка должна устанавливаться по заявлению страхователя при выполнении условий, предусмотренных пунктом 8 Правил, либо государственный орган отказывает в предоставлении скидки.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 524, размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Скидка или надбавка устанавливается страховщиком страхователю, если все указанные в пункте 3 Правил N 524 показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя. При этом надбавка также устанавливается в случае наличия у страхователя в предшествующем финансовом году группового несчастного случая (2 человека и более) со смертельным исходом, произошедшего не по вине третьих лиц (пункт 6 Правил N 524).
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно пункту 2 которой скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлено, что скидки и надбавки к страховым тарифам рассчитываются Фондом социального страхования в текущем финансовом году и устанавливаются на очередной финансовый год в размерах не более 40 процентов установленного страхового тарифа по итогам деятельности страхователя за три года, предшествующих текущему, исходя из основных показателей с учетом состояния охраны труда на основании сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и сведений о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах по состоянию на 1 января текущего календарного года.
В силу пункта 9 Правил N 524 решение об установлении страхователю надбавки на очередной финансовый год принимается страховщиком не позднее 1 сентября текущего финансового года, об установлении скидки - не позднее 1 декабря текущего финансового года.
В случае выявления страховщиком фактов представления страхователем недостоверных сведений по начисленным страховым взносам и по произведенным страхователем расходам на обеспечение по страхованию, а также сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, страховщик отменяет решение об установлении скидки.
Обоснованное решение страховщика об установлении (отказе в установлении) скидки или надбавки, а также решение об отмене установленной скидки в 5-дневный срок со дня его принятия вручается страхователю (его представителю) под расписку или направляется страхователю иным способом, свидетельствующем о дате его получения страхователем (его представителем).
Постановлением Фонда социального страхования РФ от 23 05.2019 N 64 "Об утверждении значений основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год" установлены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год.
Судом установлено, что по виду деятельности общества: разработка компьютерного программного обеспечения (62.01) установлены показатели:
1) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0,00;
2) количество страховых случаев по виду экономической деятельности и на тысячу работающих - 0,05;
3) количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности и на один несчастный случай, признанный страховых, исключая случаи со смертельным исходом - 65,22.
Исходя из пункта 3 Правил N 524 основные показатели общества, определенные по итогам деятельности страхователей за 3 года, предшествующих текущему году составляют:
A) отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими у страхователя страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов - 0.00;
Б) количество страховых случаев у страхователя на 1 тыс. работающих - 0;
B) количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на 1 несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом - 0.
Таким образом, основной показатель "А" согласно пункта 3 Правил N 524 и показатель "А" по соответствующему виду деятельности общества на 2020 год одинаковые и составляют - 0,00.
Из материалов дела следует, что Фондом отказано в предоставлении скидки обществу по причине того, что показатель "отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности и страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов" у заявителя не ниже среднего, указанного в постановлении ФСС РФ от 23 05.2019 N 64.
С данным мнением Фонда нельзя согласиться поскольку, утвержденный показатель по соответствующему виду деятельности общества на 2020 год составляет 0,00, соответственно, заявитель объективно не имеет возможности представить показатель ниже, чем установлен в Постановлении от 23.05.2019 N 64, в связи с чем, основания для отказа в предоставлении скидки у Фонда в рассматриваемом случае отсутствовали.
Учитывая изложенное, коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что приказ Государственного учреждения - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 3) N 788 от 30.10.2019 "Об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не соответствует закону, нарушает права и законные интересы общества, поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного права заявителя, суд правомерно возложил на Фонд обязанность устранить допущенные нарушения, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны. Таким образом, отнесение на Фонд судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины по заявлению правомерно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2020 по делу N А51-23902/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23902/2019
Истец: ООО "ФарПост"
Ответчик: ГУ ПРИМОРСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ