г. Саратов |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А57-19510/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 08.06.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 10.06.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алижановой С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2020 года по делу N А57-19510/2019 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН: 1056315070350, ИНН: 6315376946, 143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, строение 3, офис 506)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ОГРН: 1026402664353, ИНН: 6452057998, 410012, г. Саратов, ул. им Челюскинцев, д. 114)
третьи лица: Юдин Александр Владимирович (г. Энгельс Саратовской области)
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
от Публичного акционерного общества "Т Плюс" - Ашуркова Е.А., представитель по доверенности N 11Н от 02.11.2018 (срок доверенности по 31.12.2020), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Государственной жилищной инспекции Саратовской области с заявлением о признании недействительным предписания от 13.05.2019 N 128-05-05 о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Юдин Александр Владимирович.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области N 128-05-05 от 13.05.2019
Государственная жилищная инспекция Саратовской области не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ПАО "Т Плюс" представил письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Государственная жилищная инспекция Саратовской области, третье лицо - Юдин Александр Владимирович - в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 16.05.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения N 389-05-07 от 27.03.2019 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "Т Плюс" обязательных требований при определении размера платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению в многоквартирном доме N 3 по ул. Менделеева в г. Энгельсе (т. 1 л.д. 12-13).
Результаты проверки отражены в акте проверки от 13.05.2019 N 309-05-06 (т. 1 л.д. 30-33).
Так из акта проверки от 13.05.2019 N 309-05-06 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению за ноябрь и декабрь 2018 года производилось без учета требований п. 42 (1), 54 Правил N 354, начисленный размер платы за коммунальную услугу по отоплению не соответствовал размеру, определенному по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354. При определении удельного расхода тепловой энергии, использованного за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам показатель Qот - не соответствует произведению площади каждого жилого и нежилого помещения на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, что привело к неверному определению объема тепловой энергии используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома (показатель формулы 20 приложения N 2 к Правилам). Данное нарушение привело к неверному определению объема потребленной за расчетный период тепловой энергии на нужды отопления, определяемого как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема тепловой энергии, используемой на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ПАО "Т Плюс" выдано предписание от 13.05.2019 N 128-05-05 (т. 1 л.д. 34-35), которым на Общество возложена обязанность в срок до 16.09.2019 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за ноябрь, декабрь 2018 года в соответствии с требованиями п. 42 (1), п. 54 Правил N 354, а именно:
- удельный расход тепловой энергии, использованной за расчетный период в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определить по формуле 20.1 приложения N 2 к Правилам N 354, при этом показатель Qот - рассчитать как произведение общей площади жилых и нежилых помещений на величину утвержденного норматива потребления тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению;
- объем тепловой энергии, использованной на приготовление объема горячего водоснабжения, предоставленного в многоквартирном доме, определить по формуле 20 приложения N 2 к Правилам N 354 (показатель q крv x V пгвi);
- объем потребленной за расчетный период тепловой энергии на нужды отопления определить как разность объема тепловой энергии, определенной по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии и объема горячего водоснабжения, предоставленного потребителям многоквартирного дома;
- размер платы за коммунальную услугу по отоплению определить по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
ПАО "Т Плюс", полагая, что предписание от 13.05.2019 N 128-05-05 не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что тепловая энергия в многоквартирном доме не производится, в связи с чем, у Государственной жилищной инспекции Саратовской области отсутствовали основания возлагать на ПАО "Т Плюс" обязанности применения формулы 20 (1) при расчете рассматриваемой платы.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 1 статьи 354 Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В многоквартирном доме по адресу: г. Энгельс, ул. Менделеева, д. 3 коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" приготавливаются самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (теплообменники). Дом оборудован общедомовым прибором учета - тепловычислителем ТЭМ-104 N 0465540, осуществляющим совместный учет потребления тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения.
Вышеуказанное следует из акта проверки от 13.05.2019 N 309-05-06 (т. 1 л.д. 30-33) и сторонами не оспаривается.
Тепловая энергия подается от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в целях ее использования для приготовления коммунальных услуг "отопление" и "горячее водоснабжение".
Поскольку общедомовой прибор учета многоквартирного дома фиксирует суммарный объем тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Правилами N 354 предусмотрено распределение суммарной тепловой энергии, затрачиваемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальных услуг каждого вида.
На основании пункта 54 Правил N 354 в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно абзацу 3 пункта 54 Правил N 354 общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42 (1) настоящих Правил.
В пункте 6 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в многоквартирном доме, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 5 пункта 54 Правил N 354 размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
Порядок определения показателя * формулы 20 установлен абзацем 6 пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354.
Данный показатель представляет собой удельный расход v-го коммунального ресурса на подогрев воды, утвержденный в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом норматив расхода v-го коммунального ресурса на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом в силу абзаца 6 пункта 22 приложения N 2 к Правилам N 354 формула 20 (1) применяется для определения показателя *в случае наличия коллективного (общедомового) прибора учета v-го коммунального ресурса, использованного за расчетный период на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и подогреву воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома.
В многоквартирном доме по адресу: г. Энгельс, ул. Менделеева, д. 3 коммунальная услуга горячего водоснабжения приготавливается за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения от поставщика коммунального ресурса - ПАО "Т Плюс".
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в связи с тем, что тепловая энергия в многоквартирном доме не производится, общедомовой прибор учета, фиксирующий объем поставляемой ПАО "Т Плюс" готовой тепловой энергии, не может рассматриваться в качестве прибора учета коммунального ресурса, используемого при производстве тепловой энергии.
Доказательством того, что при расчете платы ПАО "Т Плюс" использовались только Гкал, а не кубы - представлены: информационные письма ПАО "Т Плюс" от 24.04.2019, от 15.03.2019 в адрес начальника ГЖИ СО, а также Акты о количестве потребленной тепловой энергии по приборам учета N 98 за период с 22.10.2018 по 21.11.2018, где учтена только тепловая энергии Гкал (96,21), N 98 за период с 22.11.2018 по 21.12.2018 (Гкал 115,22), Ведомости учета параметров теплопотребления за те же периоды, счета на оплату за ноябрь и декабрь 2018 года по кв. 70 ул. Менделеева г. Энгельса - также учтены только Гкал (кубы - отсутствуют) - т. 1 л.д. 17-22, 25-27.
Доказательств производства тепловой энергии в котельной дома и наличия прибора учета ресурса, используемого при производстве тепловой энергии, в материалы дела не представлено.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что поскольку в формуле 20 (1) приложения N 2 к Правилам N 354 учтен объем коммунального ресурса, использованного на производство тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, потребленной в жилых и нежилых помещениях и на общедомовые нужды многоквартирного дома, указанная формула может применяться в случае производства тепловой энергии для приготовления горячей воды при помощи автономной котельной, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 29.07.2019 года N 309-ЭС19-2341.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные нормы свидетельствуют об отсутствии у Государственной жилищной инспекции Саратовской области оснований возлагать на ПАО "Т Плюс" обязанность применения формулы 20 (1) при расчете рассматриваемой платы.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы Государственной жилищной инспекции Саратовской области отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 января 2020 года по делу N А57-19510/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19510/2019
Истец: ПАО "Т плюс"
Ответчик: ГЖИ СО, Государственная жилищная инспекция Саратовской области
Третье лицо: Юдин А.В.
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-64227/20
10.06.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2670/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19510/19
26.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19510/19
08.08.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19510/19