Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 октября 2020 г. N Ф04-3760/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А67-12213/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Терещенко Е.А. с использованием аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации (07АП-1483/2020) на решение от 24 декабря 2019 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39586/2018 (судья Майкова Т.Г.) по иску акционерного общества "Сибирская энергетическая компания" (г. Новосибирск, ИНН 5405270340, ОГРН 1045401912401) к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), третьи лица: временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" Соловьев Максим Вячеславович (г. Москва, ОГРНИП 317213000022968, ИНН 211501947903), федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889) в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 12 филиала (г. Новосибирск), федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Чита, Забайкальский край ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519), общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (г. Москва, ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305), о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию по договору ресурсоснабжения N 125 от 30.12.2015 за период с 01.06.2018 по 31.08.2018 в сумме 213 021,07 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца - Спинина Л.С. по доверенности от 11.07.2019;
от ответчика - не явился;
от третьих лиц - не явились;
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - АО "СИБЭКО", истец) обратилось к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны РФ, ответчик) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за период с 01.06.2018 по 31.08.2018 в размере 213 021,07 руб.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" Соловьев Максим Вячеславович, федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства Обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела N 12 филиала (г. Новосибирск), федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом".
Решением от 24.12.2019 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований АО "СИБЭКО" к Министерству обороны РФ в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что право собственности Минобороны России на спорное имущество не было подтверждено надлежащим образом. Приказ ГЖИ НСО N 2055/10, по мнению ответчика, не является достаточным и допустимым доказательством права собственности Российской федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации на спорные объекты недвижимости. На основании ответа на запрос полученного от ФГКУ "Сибирское ТУПО" Минобороны России здание казармы инв. N 941, расположенное по адресу: Новосибирская область, г. Новосибирск территория военного городка, д. 1066/1 принято ФГКУ "Сибирское ТУПО" Минобороны России от реорганизованной Новосибирской КЭЧ на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 г., передаточного акта от 01.04.2011 г. Таким образом данный факт подтверждает то, что спорное имущество в оспариваемый период находилось на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУПО". Соответственно, на Учреждение, владеющее имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Третьи лица отзывы на жалобу в материалы дела не представили.
23.03.2020 и 24.04.2020 рассмотрение дела откладывалось в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и невозможностью проведения судебного заседания.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на законности и обоснованности решения суда первой инстанции по основаниям, изожженным в отзыве.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 3 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным провести судебное заседание в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ли изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что АО "СИБЭКО" оказывало услуги теплоснабжения, в том числе в отношении общежития N 1066-1 расположенного по адресу Новосибирская область, г. Новосибирск, территория военного городка д. 1066/1.
Из представленного в материалы дела письма Военной прокуратуры Новосибирской области следует, что в рамках прокурорской проверки было установлено, что спорный объект является казармой.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Из письма ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России N 141/5/7 от 18.06.2019 также следует, что спорный объект является собственностью Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылаясь на статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, истец обратился в арбитражный суд с требования к ответчику о взыскании с него, как собственника спорного объекта, задолженности за оказанные услуги теплоснабжения.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции установив, что Российская Федерация в лице Минобороны РФ является собственником спорного помещения, в которое поставлялась тепловая энергия без заключения договора энергоснабжения, пришел к выводу, что обязательство по оплате стоимости тепловой энергии, в отсутствие доказанности факта передачи правпользования объектом иному лицу, лежит на собственнике нежилого помещения.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания своего имущества.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Приказом Министра обороны РФ от 17.12.2010 N 1871 "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ было реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Новосибирской квартирно-эксплуатационной части Министерства обороны Российской Федерации.
Передаточным актом при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 г. здание казармы (инв. N 941) по адресу: г. Новосибирск, военный городок N 1 передан на праве оперативного управления ФГКУ "Сибирское ТУИО" МО РФ.
В соответствии с Уставом ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство обороны РФ.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 Устава, основной целью деятельности Учреждения являются осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, а также управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации по решениям Министра обороны Российской Федерации и (или) руководителя Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункта 20 Устава, для достижения целей, указанных в п. 19 Учреждение осуществляет основные виды деятельности: проводит инвентаризацию, ведет учет имущества, в установленном порядке осуществляет действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации, выступает в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, истцом, ответчиком и заинтересованным лицом.
Пунктом 21 Устава Учреждению запрещено осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Реализуя решения Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению недвижимым имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, Учреждение, в порядке пункта 20 Устава, осуществляет мероприятия по расквартированию войск, передавая имущество Минобороны России в пользование и владение конкретным органам и организациям Минобороны России.
Актом приема-передачи здания в эксплуатацию от 01.04.2017 N 26 здание казармы передано ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 создано ФГБУ "ЦЖКУ" и с 01.04.2017 года приняло на себя обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 приказа Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 года основной целью ФГБУ "ЦЖКУ" является - содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Возражая против заявленных требований ответчик в своей апелляционной жалобе указанные на то, что спорное имущество в оспариваемый период находилось на праве оперативного управления за ФГКУ "Сибирское ТУПО", поэтому на Учреждение распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Между тем, приведенные ответчиком доводы противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Из материалов дела следует, что 01.04.2011 спорный объект передан в оперативное управление ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
01.04.2017 по акту приема-передачи N ЦВО/ЖКУN12/ЖКУN1-N 26 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России передало объект ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
13.09.2017 Министерство обороны РФ передало по договору N З-УЖФ-1 от 13.09.2017 объект в управление ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
31.10.2017 по акту приема-передачи N 54 ООО "ГУ ЖФ" передает объект ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
01.11.2017дополнительным соглашением от 22.12.2017 г. к договору N З-УЖФ-1 от 13.09.2017 объект исключен из перечня объектов переданного в управление ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
12.01.2018 приказом ГЖИ НСО N 2055/10 исключен из реестра лицензий ФГКУ ЦЖКУ Минобороны России.
13.08.2019 согласно сведениям из ЕГРН зарегистрировано право оперативного управления у ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Таким образом, в период с 01.06.2018 по 31.08.2018 спорный объект в управлении либо ином законном владении ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не находился.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно правовой позиции Арбитражного суда Западно-Сибирского округа изложенной в постановлении от 04.08.2016 г. по делу N А70-2182/2015 со схожими фактическими обстоятельствами: "Установив, что Российская Федерация в лице Минобороны Российской Федерации является собственником нежилых помещений, в которые поставлялась тепловая энергия без заключения договора энергоснабжения, обязательство по оплате стоимости полученного коммунального ресурса, в отсутствие доказанности факта передачи прав пользования объектом иному лицу, лежит на собственнике нежилых помещений.".
Кроме того, согласно правовой позиции изложенной Арбитражным судом Западно-Сибирского округа от 14.07.2017 по делу N А45-9025/2016 "Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что обязанность нести расходы по оплате ресурса в силу закона возлагается на собственника объекта недвижимости при условии отсутствия у ресурсоснабжающей организации осведомленности об иных владельцах.
Ресурсоснабжающая организация в отсутствие заключенного с ней договора с иными потребителями, владеющими спорными нежилыми помещениями в заявленный истцом период, предоставления департаментом сведений о смене владения, в рамках заключенного контракта, не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договоров аренды или безвозмездного пользования.
Поэтому в отсутствие договоров между арендатором, ссудополучателем либо приобретателем нежилого помещения и ресурсоснабжающей организацией (исполнителем коммунальных услуг), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договоров аренды, безвозмездного пользования, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике нежилого помещения.".
Таким образом, учитывая, что сведения о лице, владеющем на законном основании спорным объектом в период с 01.06.2018 по 31.08.2018 в материалы дела представлены не были, суд первой инстанции пришел к законному выводу о том, что Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, как собственник имущества, является лицом, обязанным оплатить стоимость поставленной тепловой энергии.
Расчет задолженности судом первой инстанции проверен и признан правильным, ответчиком не оспорен.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не подкреплены надлежащими доказательствами и не опровергают выводы суда, положенных в основу принятого решения, выражают лишь несогласие с ними, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривается с учетом положений пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24 декабря 2019 г. Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-39586/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-39586/2018
Истец: АО "СИБИРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Главное управление жилищным фондом"
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, ООО Временный управляющий "Главное управление жилищным фондом" Соловьева Максима Вячеславовича, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФКГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений Минобороны России, ФГКУ "Центральное региональное управление правового обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3760/20
10.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1483/20
24.12.2019 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39586/18
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-39586/18