г. Ессентуки |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А22-2520/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2020.
Полный текст постановления изготовлен 08.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргалова Очира Юрьевича (ОГРНИП 317081600005073, ИНН 080500692350) на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.11.2019 по делу N А22-2520/2019, принятое по заявлению Прокурора Республики Калмыкия в защиту интересов государства и общества к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (ОГРН 1090816006225, ИНН 0816010028), индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргалову Очиру Юрьевичу (ОГРНИП 317081600005073, ИНН 080500692350) о признании сделки недействительной, при участии в судебном заседании представителя прокурора Республики Калмыкия Лиджиева В.П. (удостоверение ТО N 217791), в отсутствие других участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражного суда Республики Калмыкия с исковым заявлением обратился Прокурор Республики Калмыкия в защиту интересов государства и общества (далее - истец) к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство), индивидуальному предпринимателю, главе крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргалову Очиру Юрьевичу (далее - предприниматель, ИП Джиргалов О.Ю.) о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров от 24.05.2017 N 28/2017, заключенного между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргаловым Очиром Юрьевичем, и применении последствия недействительности ничтожной сделки, взыскании с индивидуального предпринимателя Джиргалова О.Ю. в пользу Министерства денежных средств в размере 1 000 000 руб.
Решением суда заявленные требований удовлетворены в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что требования истца о признании недействительным в силу ничтожности соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров от 24.05.2017 N 28/2017, заключенного между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргаловым Очиром Юрьевичем, и применении последствия недействительности ничтожной сделки, взыскании с индивидуального предпринимателя Джиргалова О.Ю. в пользу Министерства денежных средств в размере 1 000 000 руб., подлежат удовлетворению.
В апелляционной жалобе ИП Джиргалов О.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апеллянт в обоснование своих требований указывает на то, что решение конкурсной комиссии, послужившее основанием для заключения оспариваемого соглашения и предоставления гранта, в установленном порядке не оспорено. Поскольку средства субсидии были израсходованы Джиргаловым О.Ю. по целевому назначению. Истребование гранта не будет отвечать целям его предоставления, а заявленные прокурором основания для его возврата являются формальными.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия поддерживает доводы апеллянта, указывая на то, что полное изъятие у предпринимателя полученного гранта при достижении целей государственного финансирования не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Прокурор Республики возражал против доводов жалобы предпринимателя и отзыва министерства, представив суду апелляционной инстанции свою письменную правовую позицию.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 16.12.2019 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на об-недоступных сайтах http://arbitr.ru// в разделе "Картотека арбитражных дел" и Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда http://16aas.arbitr.ru в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с этого момента является общедоступной.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Калмыкия дал пояснения по обстоятельствам спора, просил решение суда оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Данные обстоятельства не лишают суд возможности в порядке ст. 156 АПК РФ рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, находит решение суда от 07.11.2019 подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 24.05.2017 между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргаловым Очиром Юрьевичем заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров N 28/2017.
Предметом Соглашения, в соответствии с п. 1.1., является сотрудничество Сторон по реализации мероприятий Программы, предусматривающих предоставление государственной поддержки для достижения целей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 ноября 2013 года N 457, выражающихся в обеспечении условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермеров по доступности финансовых ресурсов, стимулирования перехода граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Министерство платежным поручением N 441803 от 29.05.2017, согласно пункта 1.2. Соглашения, предоставило начинающему фермеру денежные средства в соответствии с решением конкурсной комиссии по проведению конкурсного отбора начинающих фермеров по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 1 000 000 рублей. Указанные денежные средства начинающий фермер принимает и использует их, в соответствии с целями, условиями Соглашения, для реализации проекта по развитию своего крестьянского (фермерского) хозяйства.
На основании пункта 3.2. Соглашения, начинающий фермер несет ответственность за целевое использование средств гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, а также достоверность, полноту и своевременность предоставления в Министерство предусмотренных Соглашением сведений.
В ходе проведения выездной проверки использования субсидий из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы" было выявлено, что на момент подачи заявки на участие в конкурсе Джиргалов О.Ю. в течение последних трех лет осуществлял предпринимательскую деятельность, как следует из представленного в материалы дела акта Управления Федерального казначейства по РК от 08.05.2019. Согласно сведениям ЕГРИП Джиргалов О.Ю. был зарегистрирован налоговым органом в качестве индивидуального предпринимателя в период с 12.10.2011 по 28.08.2015, с 30.03.2017 он вновь зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя.
Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском, полагая, что данная сделка противоречит действующему законодательству и подлежит признанию недействительной.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется следующим.
К способам защиты гражданских прав относится признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки, в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)
Исходя из того, что Гражданский кодекс не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки, споры по таким требованиям подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица.
В соответствии ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, согласно статье 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 52 АПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, на основании пункта 1 статьи 3 ГК РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, составляют Гражданское законодательство.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (пункт 2).
Указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ГК РФ и иным законам (пункт 3).
Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, указов Президента Российской Федерации (пункт 4).
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, как установлено пунктом 7 статьи 3 ГК РФ, могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.
Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии индивидуальным предпринимателям предоставляются:
1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании части 3 той же статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Нецелевым использованием бюджетных средств, согласно статье 289 БК РФ, является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Их изъятие у неисправного получателя является последствием подобного использования средств.
На основании пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Одним из условий предоставления и расходования субсидий является, в том числе наличие региональной программы, предусматривающей перечень мероприятий, направленных на развитие агропромышленного комплекса, целевых индикаторов и показателей результативности использования субсидий, согласованной с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в соответствии с пунктами 1, 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (Приложение N 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия).
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197 (действовавшим в период возникновения спорных правоотношений) утверждены условия подачи гражданами Российской Федерации, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (Приложение N 2).
В конкурсную комиссию, созданную субъектом Российской Федерации для отбора начинающих фермеров, на основании пункта 2.1. данных условий, заявку может подать заявитель, который не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял в течение последних трех лет не более 6 месяцев.
К участникам конкурсного отбора аналогичные требования установлены Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 49 "Об утверждении порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров" (пункт 7.1).
Заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и ИП Джиргаловым О.Ю. соглашение о выделении субсидии предпринимателю, при таких обстоятельствах, противоречит акту Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, изданному во исполнение постановления Правительства Российской Федерации и на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также оспариваемое соглашение нарушает законные интересы государства по адресному и целевому использованию бюджетных средств, предназначенных для поддержки начинающих фермеров Республики Калмыкия, то есть посягает на публичные интересы.
Доводом апеллянта о том, что взыскание с него средств необоснованно предоставленного гранта является чрезмерной мерой ответственности за допущенные нарушения и не отвечает целям предоставления данного вида государственной финансовой поддержки, поскольку средства этого гранта израсходованы на реализацию плана по развитию его крестьянского (фермерского) хозяйства, отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Так, пунктом 2.1. Условий подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров (утв. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.03.2012 N 197) предусмотрено, что заявку может подать заявитель, который не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является. Заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров, если период предпринимательской деятельности в совокупности составлял не более 6 месяцев в течение последних трех лет.
Аналогичные требования к участникам конкурсного отбора установлены пунктом 7.1 Порядка предоставления грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров (утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 49).
Между тем, как установлено судом первой инстанции, на момент подачи заявки на участие в конкурсе Джиргалов О.Ю. в течение последних трех лет был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (по сведениям ЕГРИП в период с 12.10.2011 по 28.08.2015). При этом согласно пояснениям самого предпринимателя в судебном заседании он был не только формально зарегистрирован в указанном качестве, но и фактически осуществлял предпринимательскую деятельность в этот период. Данное обстоятельство также подтверждается приложенной им к дополнительному отзыву от 25.10.2019 копией результатов сверки с налоговым органом за 2014 год, из которых следует, что им оказывались услуги общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, по адресу: Милашенкова, 9/2, г. Москва (код субъекта - 77).
Учитывая изложенное, следует признать, что предприниматель изначально не соответствовал критериям конкурсного отбора и не мог быть получателем гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Иное толкование лишало бы смысла установление на законодательном уровне конкретных требований к получателям мер государственной поддержки, наделяя отдельных хозяйствующих субъектов необоснованными привилегиями перед другими лицами, отказавшимися от участия в конкурсном отборе по ответствующим причинам.
Поскольку исковые требования прокурора обоснованы не нецелевым расходованием хозяйствующим субъектом средств полученного гранта, а несоответствием закону заключенного между ИП Джиргаловым О.Ю. и Министерством сельского хозяйства республики соглашения о предоставлении гранта, доводы апеллянта о целевом расходовании денежных средств не имеют по делу правового значения и на законность совершенной сделки не влияют.
Министерство указывает, что предприниматель при подаче заявки в уполномоченный орган действовал добросовестно, представив для получения гранта достоверные сведения. Ссылаясь на судебно-арбитражную практику, считает не отвечающим требованиям соразмерности и справедливости полное изъятие у предпринимателя, распорядившегося средствами гранта по целевому назначению, полученных денежных средств.
Однако, как следует из материалов дела, в своей заявке на участие в конкурсе по предоставлению грантов на создание и развитие КФХ от 18.04.2017 ИП Джиргалов О.Ю. подтвердил, что соответствует требованиям, предъявляемым к получателям гранта. В пакете документов, необходимых для участия в данном конкурсном отборе, им в уполномоченный орган была предоставлена копия выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которой он зарегистрирован в этом качестве 30.03.2017. Сведений о том, что предприниматель ранее также осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 12.10.2011 по 28.08.2015, последний в уполномоченный орган не представил.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции, данное обстоятельство исключало допуск предпринимателя к участию в конкурсе, признание его победителем и в конечном итоге заключение с ним соглашения о предоставлении гранта.
Приведённая министерством судебная практика не может быть применена к спорным правоотношениям, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах и правовых механизмах защиты нарушенного права.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о недействительности (ничтожности) соглашения о предоставлении гранта на создание на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства начинающих фермеров от 24.05.2017 N 28/2017, заключенного между Министерством сельского хозяйства Республики Калмыкия и индивидуальным предпринимателем, главой крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргаловым Очиром Юрьевичем.
Кроме того, суд первой инстанции установил факт перечисления денежных средств в сумме 1000 000 руб. по недействительной сделке. В связи с чем правомерно пришел к выводу о применении последствия недействительности ничтожной сделки.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства, основаны на неверном толковании закона, и получили надлежащую правовую оценку судом первой инстанции.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Джиргалова Очира Юрьевича следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 07.11.2019 по делу N А22-2520/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-2520/2019
Истец: Прокурор РК, Прокурор РК в защиту интересов государства и общества
Ответчик: Джиргалов О Ю, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Хронология рассмотрения дела:
11.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2320/2022
31.01.2022 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5635/19
02.12.2021 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2520/19
21.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4678/2021
15.02.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5635/19
07.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2520/19
06.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5658/20
08.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-5635/19
07.11.2019 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-2520/19