г. Санкт-Петербург |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А56-77304/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Гаджиевым М.С.
при участии:
от заявителя: Гаевский Ф.Г. (председатель ТСЖ "Трансстрой")
от заинтересованного лица: Федорова И.Г. по доверенности от 07.10.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6590/2020) Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2020 по делу N А56-77304/2019 (судья О.А. Селезнева), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Трансстрой"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 31.05.2019 N 05/777-Р
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Трансстрой" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Трансстрой") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 31.05.2019 N 05/777-Р.
Решением суда от 26.02.2020 заявленные Товариществом требования удовлетворены, оспариваемое предписание от 31.05.2019 N 05/777-Р признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение от 26.02.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ТСЖ "Трансстрой" требований. В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что у Товарищества отсутствовали предусмотренные пунктом 81(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), основания для отказа во вводе приборов учета в эксплуатацию.
В судебном заседании 02.06.2020 представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Товарищества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов, на основании распоряжения от 29.04.2019 N 05/777-Р Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Трансстрой" с целью проверки фактов, изложенных в обращении от 08.04.2019 вх.N ОБ-1185-5/19-0-0, содержащем сведения об отказе во вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения в эксплуатацию.
В ходе проверки Инспекцией установлено и отражено в акте проверки от 31.05.2019 N 05-777-Р, что 26.03.2019 в адрес ТСЖ "Трансстрой" от собственника квартиры N 89 в многоквартирном доме по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Ириновский, д.27, корп.1 (далее - МКД), находящемся в управлении ТСЖ "Трансстрой", поступила заявка на опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячего, холодного водоснабжения (2 прибора учета горячей воды и 2 прибора учета холодной воды). Вместе с тем, в нарушение пунктов 81, 82 Правил N 354 по состоянию на 31.05.2019, в указанной квартире приборы учета после замены в эксплуатацию не ведены.
По результатам проверки ТСЖ "Трансстрой" выдано предписание от 31.05.2019 N 05/777-Р, которым Товариществу предписано в срок до 09.07.2019 включительно устранить выявленное нарушение путем ввода в эксплуатацию приборов учета воды в вышеуказанной квартире.
Не согласившись с указанным предписанием, ТСЖ "Трансстрой" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий Товарищества, в связи с чем удовлетворил заявленные ТСЖ "Трансстрой" требования и признал предписание от 31.05.2019 N 05/777-Р недействительным.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг урегулированы Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Согласно пункту 81 (14) Правил N 354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81 (9) данных правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
В соответствии с пунктом 81(1) Правил N 354 исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.
В соответствии с пунктом 81(4) Правил N 354 в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:
а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
г) работоспособность прибора учета.
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (пункт 81(6) Правил N 354).
В силу пункта 81(5) Правил N 354 основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию является несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) данных правил, выявленное исполнителем в ходе проверки.
Вместе с тем, подпунктом "е" пункта 35 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Кроме того, потребитель также не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета (подпункт "г" пункта 35 Правил N 354).
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (пункты 1 и 2 статьи 36)
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие, в том числе к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускается (пункт 1.7.2).
В обоснование заявленных требований Товарищество ссылалось на то, что при введении в эксплуатацию МКД был оборудован общедомовыми приборами учета горячей и холодной воды, а находящиеся в МКД квартиры - индивидуальными приборами учета горячей и холодной воды.
Квартира N 89 расположена на 16 и 17 этажах и является двухуровневой.
В сентябре 2018 года Товариществом на основании справок о расходе воды, подаваемых собственником квартиры N 89 установлено, что за двенадцать календарных месяцев (с октября 2017 по сентябрь 2018) водоотведение гражданами, проживающими в квартире N 89, составило: горячей воды - 14 м3; холодной воды - 13 м3.
В соответствии с пунктом 82 Правил N 354 исполнитель обязан :
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 Правил N 354 проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
В соответствии с требованиями пунктов 82 и 83 Правил N 354, комиссией ТСЖ "Трансстрой" 08.10.2018 в присутствии владельца квартиры N 89 проведена проверка состояния установленных в помещении индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.
В ходе проверки ранее установленные в квартире и принятые на коммерческий учет 13.02.2012 индивидуальные приборы учета комиссией не обнаружены. Вновь установленные в помещении индивидуальные приборы учета (2 счетчика горячей воды и 2 счетчика холодной воды) для приемки в эксплуатацию Товариществу ранее не предъявлялись. При этом в ходе проверки было установлено, что на проходящих общедомовых стояках водоснабжения до индивидуальных приборов учета имеются врезки не предусмотренных проектной документацией МКД (лист 12 раздела "Водопровод и канализация" рабочего проекта МКД) коммуникаций/сетей, а именно: от фильтров очистки холодной и горячей воды, установленных до счетчика, имеются отводы в канализационную систему, на 17 этаже от трубопроводов холодного и горячего водоснабжения имеются отводы трубопроводов с запорными кранами, на 17 этаже имеется дополнительный канализационный отвод.
Данные обстоятельства отражены в акте от 08.10.2019, от подписания которого владелец квартиры отказался, получив его копию, что подтверждается подписью в соответствующем разделе акта.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Товариществом 18.10.2019 собственнику квартиры N 89 требование:
- демонтировать установленные перед приборами учета фильтры, не соответствующие проекту от которых имеются отводы горячей и холодной воды в канализационную систему;
- демонтировать на 17 этаже трубопроводы, подключенные к общедомовым стоякам водоснабжения, минуя приборы учета и которые могут использоваться для безучетного потребления воды;
- обеспечить свободный доступ для осмотра общедомовых стояков водоснабжения, расположенных в квартире N 89;
- после выполнения изложенных выше требований представить комиссии ТСЖ "Трансстрой" для осмотра систему водоснабжения квартиры и определения ее соответствия нормативным документам, определяющим порядок учета водопотребления и водоотведения на основании приборов учета.
Впоследствии Товарищество неоднократно уведомляло владельца квартиры N 89 о необходимости привести систему квартирного водоснабжения в соответствие с проектной документацией либо представить индивидуальный проект системы водоснабжения конкретной квартиры (письма от 13.11.2018, 21.03.2019).
В ходе проведения Инспекцией внеплановой выездной проверки Товарищество ссылалось на указанные обстоятельства и документы.
Однако данные обстоятельства, касающиеся внесенных собственником квартиры N 89 изменений во внутридомовые инженерные системы, не соответствующих проектным решениям, Инспекцией в ходе проверки не исследованы и не опровергнуты; доказательства проведения Инспекцией осмотра внутренних инженерных систем квартиры N 89 на предмет их соответствия проектным решениям в материалы дела не представлены.
Кроме того, Товарищество также ссылалось на то, что узел учета квартиры N 89 не соответствует проектным требованиям, установленным разделом "Водоснабжение и канализация" рабочего проекта жилого дома N 27 корпус 1 по Ириновскому проспекту. Как указывает Товарищество и усматривается из представленных в материалы дела документов, узел учета квартиры N 89 должен быть изготовлен из трубопроводов, имеющих диаметр равный 15 мм, приборы учета должны иметь диаметр условного прохода 15 мм, отбор горячей и холодной воды на квартирные нужды должен осуществляться из общедомовых стояков на 17 этаже.
Указанные доводы Товарищества Инспекцией также не исследованы и не опровергнуты, Инспекцией не осуществлялась проверка соответствия узла учета спорной квартиры (самостоятельно установленных собственником квартиры счетчиков) вышеуказанным проектным решениям.
Учитывая вышеприведенные доводы Товарищества, свидетельствующие о нарушении собственником квартиры N 89 положений подпункта "е" пункта 35 Правил N 354, учитывая, что в материалы дела не представлены доказательства, опровергающие доводы Товарищества о несоответствии инженерных систем указанной квартиры требованиям проектной документации МКД, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные обстоятельства являются препятствием к принятию Товариществом в эксплуатацию индивидуальных приборов учета в спорной квартире. Возложение на Товарищество обязанности по введению в эксплуатацию приборов учета, установленных на внутренних инженерных системах спорной квартиры, в случае их несоответствия проектной документации (в том числе несанкционированного подключения к инженерным сетям в обход приборов учета), может повлечь, в том числе, нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений в многоквартирном доме.
При изложенных обстоятельствах, предписание Инспекции от 31.05.2019 N 05/777-Р вынесено при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих правовое и фактическое значение для установления в действиях Товарищества нарушения Правил N 354, соответственно Инспекцией не доказано наличие оснований для вынесения оспариваемого предписания
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Товариществом требования и признал недействительным предписание Инспекции от 31.05.2019 N 05/777-Р.
Нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции и отмены решения суда от 26.02.2020 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2020 по делу N А56-77304/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-77304/2019
Истец: ТСЖ "Трансстрой"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга