г. Чита |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А19-29371/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Весна-12" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 года по делу N А19-29371/2018,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Весна-12" (ОГРН 1033801536878, ИНН 3811023727,далее - заявитель, общество, ООО "Весна-12") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (ОГРН 1083808001144, ИНН 3808172278, далее - служба, административный орган) о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданной ООО "Весна-12" от 16.11.2018 N 4406-ср.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 08.02.2019 года производство по делу приостановлено до рассмотрения Арбитражным судом города Москвы и вступления в законную силу решения по делу N А40-86931/19-149-891 по требованию ООО "Весна-12" о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 06.11.2018 N Р-6582/11-01.
Арбитражным судом города Москвы 17.05.2019 года по делу N А40-86931/19-149-891 вынесено решение, которое Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 года оставлено без изменений.
Определением от 05.11.2019 производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 года по делу N А19-29371/2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Определением суда от 27.03.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 20 минут 21 апреля 2020 года.
Определением суда от 21.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 30 минут 9 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 29.02.2020, 28.03.2020, 22.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи или системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), не заявили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществу 23.08.2013 Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области выдана лицензия N 38РПА0002748 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции со сроком действия до 23.08.2023.
Вступившим в законную силу постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 14.06.2018 ООО "Весна-12" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за оборот алкогольной продукции, по ценам ниже установленных законодательством Российской Федерации и ему назначено наказание в виде предупреждения.
Решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование) от 06.11.2018 N Р-6582/11-01 во внесудебном порядке лицензия заявителя аннулирована в связи с осуществлением лицензиатом розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
16.11.2018 Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на основании решения Росалкогольрегулирования от 06.11.2018 N Р-6582/11-01 об аннулировании лицензии, принято распоряжение N 4406-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции до дня вступления в законную силу названного решения Росалкогольрегулирования.
Не согласившись с распоряжением службы от 16.11.2018 N 4406-ср, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы общества в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Правоотношения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляется организациями при наличии соответствующих лицензий.
В пункте 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ определено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрена выдача лицензий на право розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции, в том числе в случае выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.
В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.
В абзаце четвертом пункта 6 Положения об аннулировании лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции во внесудебном порядке, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2012 года N 824 (далее - Положение) разъяснено, что в случае принятия решения об аннулировании лицензии на вид деятельности, предусмотренный абзацем шестым подпункта "а" пункта 1 настоящего Положения, третий экземпляр решения в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляется в лицензирующий орган, выдавший эту лицензию, для приостановления ее действия в порядке, установленном пунктом 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ, до вступления в законную силу решения об аннулировании лицензии.
Из материалов дел следует, что вступившим в законную силу постановлением Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 14.06.2018 ООО "Весна-12" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ за оборот алкогольной продукции, по ценам ниже установленных законодательством Российской Федерации и ему назначено наказание в виде предупреждения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решением Росалкогольрегулирования от 06.11.2018 N Р-6582/11-01 во внесудебном порядке лицензия заявителя аннулирована в связи с осуществлением лицензиатом розничной продажи алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 171-ФЗ.
16.11.2018 службой на основании решения Росалкогольрегулирования от 06.11.2018 N Р-6582/11-01 об аннулировании лицензии, в соответствии с абзацем 16 пункта 1 статьи 20 Закона N 171-ФЗ принято распоряжение N 4406-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции до дня вступления в законную силу названного решения Росалкогольрегулирования.
Согласно пункту 1 Положения о Службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2010 N 111-пп, служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области (далее - Положение N 111-пп), осуществляющим в области экономического развития Иркутской области функции в сфере развития потребительского рынка Иркутской области, обеспечения осуществления полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности на территории Иркутской области, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов на территории Иркутской области, обеспечения государственного регулирования оборота алкогольной продукции и контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области отдельных государственных полномочий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории соответствующих муниципальных образований Иркутской области.
В силу подпункта 38 пункта 7 Положения N 111-пп служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере обеспечения государственного регулирования оборота алкогольной продукции на территории Иркутской области такие как: переоформление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, продление срока действия, приостановление, возобновление, прекращение действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории муниципальных образований Иркутской области.
На основании пункта 152 Приказа Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области от 23.05.2012 N 14-спр "Об утверждении Административного регламента осуществления лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Иркутской области" должностное лицо лицензирующего органа после поступления решения Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии готовит проект распоряжения о приостановлении действия лицензии до вступления в законную силу решения об аннулировании лицензии.
Распоряжение о приостановлении действия лицензии готовится и визируется должностным лицом лицензирующего органа, подготовившим его, и подписывается руководителем (первым заместителем руководителя) лицензирующего органа не позднее трех рабочих дней со дня поступления решения Росалкогольрегулирования.
Распоряжение о приостановлении действия лицензии до вступления в законную силу решения Росалкогольрегулирования об аннулировании лицензии направляется лицензиату заказным письмом с уведомлением о вручении и (или) в форме электронного документа по адресу электронной почты лицензиата, по которому осуществляется переписка, направление решений, извещений и уведомлений, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи не позднее чем через три рабочих дня со дня его подписания.
Таким образом, распоряжение службы о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 16.11.2018 N 4406-ср вынесено в пределах компетенции по установленному законом основанию, что соответствует вышеуказанным нормам права.
Заявителем со своей стороны не представлено доказательств того, что оспариваемое распоряжение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права заявителя, установленные законом, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Приостановление в рамках закона действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не является препятствием в осуществлении обществом иной деятельности в соответствии с законом.
Напротив, принятие данного распоряжения в отношении заявителя вызвано незаконными действиями самого общества в части нарушения им требований закона об обороте алкогольной продукции.
Кроме того судом установлено, что решением Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019 года по делу N А40-86931/19-149-891 в удовлетворении требований ООО "Весна-12" о признании недействительным решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка об аннулировании лицензии во внесудебном порядке от 06.11.2018 N Р-6582/11-01, отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019 года решение Арбитражного суда города Москвы от 17.05.2019 года по делу N А40-86931/19-149-891 оставлено без изменений и вступило в законную силу со дня принятия указанного постановления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 ноября 2019 года по делу N А19-29371/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-29371/2018
Истец: ООО "Весна-12"
Ответчик: Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Третье лицо: Четвертый Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7669/18
11.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-29371/18
04.03.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7669/18
30.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7669/18
23.01.2019 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1633/19