г. Воронеж |
|
08 июня 2020 г. |
Дело N А14-15452/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Ореховой Т.И.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь А.И.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Атлантик": Шатунова Т.А., представитель по доверенности N б/н от 01.11.2019;
от акционерного общества "ЭкоПром-Липецк": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Атлантик" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2019 по делу N А14-15452/2019 (судья Кострюкова И.В.) по иску акционерного общества "ЭкоПром-Липецк" (ОГРН 1044800164090, ИНН 4825037859) к обществу с ограниченной ответственностью "Атлантик" (ОГРН 1133668036985, ИНН 3665095167) о взыскании 516 970 руб. 79 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЭкоПром-Липецк" (далее - АО "ЭкоПром-Липецк", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Атлантик" (далее - ООО "Атлантик", ответчик) о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 года по апрель 2019 года в размере 516 970 руб. 79 коп.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2019 с ООО "Атлантик" в пользу АО "ЭкоПром-Липецк" взыскано 516 970 руб. 79 коп. задолженности, 13 339 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Дополнительным решением Арбитражного суда Воронежской области от 15.01.2020 акционерному обществу "ЭкоПром-Липецк" выдана справка на возврат из федерального бюджета 13 339 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2019, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "Атлантик" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание апелляционной инстанции от 01.06.2020 представитель АО "ЭкоПром-Липецк" не явился.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения истца о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие его представителя в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Представитель ООО "Атлантик" поддержал доводы апелляционной жалобы.
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва АО "ЭкоПром-Липецк" на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с отходами на территории зоны "Центральная" Липецкой области 30.04.2018 между АО "ЭкоПром-Липецк" и управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области подписано соглашение о присвоении АО "ЭкоПром-Липецк" статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Центральная" Липецкой области сроком на 10 лет.
В соответствии с п. 2.2 соглашения региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов на территории зоны "Центральная" Липецкой области, описание которой приведено в приложении N 1 к соглашению.
Сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора приведены в приложении N 2 к соглашению.
Предложение регионального оператора по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было размещено на официальном сайте ecolipetsk.ru, а также в печатных изданиях "Липецкая газета" и "РЕГИОН.ВЕСТИ".
ООО "Атлантик" является арендатором нежилого помещения N 11, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Бехтеева С.С., д. 10, общей площадью 143,9 кв. м, из них торговая площадь 125,5 кв. м. по договору аренды нежилого помещения от 29.05.2014, заключенному с ИП Никифоровым В.И.
Согласно договору аренды нежилого помещения от 01.11.2013, заключенному с ИП Бурловой Н.Н., ООО "Атлантик" является арендатором нежилого помещения N 3, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. У. Громовой, д. 6, общей площадью 195,5 кв. м, из которых торговая площадь составляет 139,9 кв. м.
На основании договора аренды нежилого помещения N 691-а от 29.04.2015, заключенного с ООО "Компани", ответчик является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Ангарская, д. 3, общей площадью 136 кв. м, из них торговая площадь 136 кв. м.
По договору аренды недвижимого имущества от 05.10.2017, заключенному с ИП Бондаренко Д.А., ответчик арендует два нежилых помещения, находящихся по адресу: г. Липецк, ул. П.Смородина, д. 5а, а именно: помещение N 1 (номера на поэтажном плане 1-5) и N 2 (номера на поэтажном плане 1-5), общей площадью 199,3 кв. м, из них торговая площадь 147,3 кв. м.
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 01.04.2015, заключенным с ООО "Магазин N 19 "Гастроном", ООО "Атлантик" является арендатором нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Липецк, ул. Липовская, д. 5, общей площадью 141,1 кв. м, из которых торговая площадь составляет 137,2 кв. м.
В период с июля 2018 года по апрель 2019 года АО "ЭкоПром-Липецк" оказало ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами общей стоимостью 516 970 руб. 79 коп., что подтверждается универсальными передаточными документами (счетами-фактурами).
ООО "Атлантик" оказанные истцом услуги не оплатило.
Претензия АО "ЭкоПром-Липецк" о необходимости погашения задолженности ответчиком оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие у ООО "Атлантик" задолженности за оказанные в период с июля 2018 года по апрель 2019 года услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 516 970 руб. 79 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
В силу ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии со ст. 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных п.п. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", на основании конкурсного отбора, предусмотренного п. 4 ст. 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со ст. 24.9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2018 между управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области и истцом заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Центральная" Липецкой области, в соответствии с которым АО "ЭкоПром-Липецк" присвоен статус регионального оператора.
В силу п. 4 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 5 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с п. 8.17 Правил N 1156 региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Материалами дела подтверждается, что АО "ЭкоПром-Липецк" во исполнение требований действующего законодательства опубликовало на своем официальном сайте ecolipetsk.ru, а также в газете "РЕГИОН.ВЕСТИ" в выпуске от 31.05.2018 N 21 (385) уведомление для потребителей услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами о начале своей деятельности и необходимости заключения с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора.
Согласно п. 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Из содержания п. 8 (1) Правил N 1156 следует, что региональный оператор осуществляет обращение с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных с собственниками, владельцами либо уполномоченными законом лицами зданий, строений, помещений, в которых образуются твердые коммунальные отходы.
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в силу п. 8 (4) Правил N 1156 является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном п.п. 8 (8) - 8 (16) Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8 (5) - 8 (7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В рассматриваемом случае доказательств направления ответчиком в адрес истца заявки либо разногласий по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, размещенному региональным оператором на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в печатных средствах массовой информации в материалах дела не имеется.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих действовать ответчику в соответствии с п. 6 ст. 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", ООО "Атлантик" в материалы дела не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Руководствуясь приведенными нормами права, принимая во внимание отсутствие доказательств направления ООО "Атлантик" мотивированного отказа от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между АО "ЭкоПром-Липецк" и ООО "Атлантик" считается заключенным на условиях типового договора в силу п. 8 (12) Правил N 1156.
Объем и стоимость оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 года по апрель 2019 года определен региональным оператором расчетным путем исходя из нормативов накопления, рассчитанных с учетом площади и назначения принадлежащего ответчику помещения в соответствии с Приказом управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16, и тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами АО "ЭкоПром-Липецк" на территории зоны "Центральная" Липецкой области (г. Липецк, Липецкий район, Задонский район, Хлевенский район) на период с 01.07.2018 по 31.12.2018, установленного Постановлением управления энергетики и тарифов Липецкой области от 28.06.2018 N 22/6 (с учетом изменений, внесенных постановлениями управления энергетики и тарифов Липецкой области от 13.07.2018 N 25/8 и от 20.12.2018 N 54/3).
После получения ответчиком универсальных передаточных документов каких-либо возражений относительно факта оказания услуг, их объема и стоимости ответчиком истцу заявлено не было, доказательств оплаты услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с июля 2018 года по апрель 2019 года стоимостью 516 970 руб. 79 коп. ООО "Атлантик" не представлено (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленного иска в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Атлантик" о том, что договор между сторонами не заключен, так как предложений по заключению договора от истца не поступало, отчетные документы, подтверждающие фактическое оказание услуг, ответчику не направлялись, счета-фактуры и акты сверки не предоставлялись, подлежат отклонению.
Поскольку ответчик в установленном законом порядке не обратился к АО "ЭкоПром-Липецк" с заявкой о заключении договора, то договор считается заключенным между сторонами на условиях типового договора, на что правильно указал суд первой инстанции.
Несвоевременное выставление счетов на оплату не освобождает ответчика от обязательств по оплате оказанных региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в судебном заседании первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, подтверждающих расторжение договоров аренды нежилых помещений с 31.03.2019, и согласно представленному ответчиком контррасчету, содержащемуся в апелляционной жалобе, задолженность перед истцом составляет 464 751, 91 руб., отклоняются судебной коллегией.
Судом апелляционной инстанции рассмотрено ходатайство ответчика о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копий соглашений от 31.03.2019 о расторжении договора субаренды нежилых помещений от 01.12.2018 и о расторжении договоров аренды нежилых помещений N 691-а от 29.04.2015, от 01.11.2013, от 01.04.2015, от 05.10.2017, от 29.05.2014, актов возврата к договору субаренды нежилого помещения от 31.03.2019 и к договорам аренды N 691-А от 29.04.2015, от 01.11.2013, от 29.12.2018, договора перенайма от 01.04.2019 и передаточного акта к нему, кадастрового паспорта, экспликации к поэтажному плану, акта приёма-передачи к договору аренды нежилого помещения от 01.04.2015.
Оснований для его удовлетворения не имеется, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Как разъяснено в п. 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании ст. 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность принятого судебного решения на основании доказательств, которые существовали к моменту вынесения оспариваемого судебного решения, были предоставлены сторонами в суд первой инстанции либо не были предоставлены по уважительным причинам.
Заявитель ссылается на то обстоятельство, что представлял указанные документы в судебном заседании первой инстанции.
Однако из материалов дела, а также протоколов и аудиозаписей судебных заседаний не следует, что ООО "Атлантик" ходатайствовало о приобщении каких-либо документов.
Из аудиозаписи судебного заседания от 10.12.2019, в котором присутствовал представитель ООО "Атлантик", также не следует, что представитель ответчика ссылался на расторжение договоров аренды.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Поскольку доводы ООО "Атлантик" о представлении в суд первой инстанции соответствующих доказательств опровергаются материалами дела, принимая во внимание, что заявителем не приведены доказательства невозможности представления в суд первой инстанции тех документов, которые значатся в приложении к апелляционной жалобе, указанные документы не подлежат приобщению к материалам дела в качестве дополнительных доказательств.
Оснований для перерасчета задолженности также не имеется.
Суд первой инстанции всесторонне исследовал доказательства, имеющиеся в материалах дела, дал им правильную правовую оценку и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2019 (с учетом дополнительного решения от 15.01.2020) по делу N А14-15452/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15452/2019
Истец: АО "ЭкоПром-Липецк"
Ответчик: ООО "Атлантик"