31 января 2024 г. |
дело N А83-22660/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.01.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Баукиной Е.А., судей Мунтян О.И., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стефаненко В.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Феодосия Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.10.2023,
принятое по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (филиал в г. Феодосия) (ОГРН 1149102047962, ИНН 9102028499, 295026, Республика Крым, город Симферополь, улица Гайдара, дом 3а)
к администрации города Феодосия Республики Крым (ОГРН 1149102105690, ИНН 9108008516, 298100, Республика Крым, Феодосия город, Земская улица, дом 4)
о взыскании долга,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора,
- муниципального казённого учреждения "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым" (ОГРН 1149102179566, ИНН 9108117628, 298100, Республика Крым, Феодосия Город, Галерейная Улица, Дом 7а),
- муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский-1" (ОГРН: 1159102051020, ИНН: 9108106545, 298177, Республика Крым, город Феодосия, пгт. Приморский, улица Гагарина дом 13),
- муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский" (ОГРН 1159102050986, ИНН 9108106560, 298176, Республика Крым, Феодосия город, пгт. Приморский, Железнодорожная улица, дом 4),
- общества с ограниченной ответственностью "Технопарк-Сити" (ОГРН: 1149102040933, ИНН: 9108002264, 298107, Республика Крым, г. Феодосия, ул. Федько, д. 85-87, помещ. 42),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" (филиал в г. Феодосия) (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к администрации города Феодосия Республики Крым (далее - Администрация) с иском о взыскании долга за поставленную тепловую энергию в размере 65465,34 руб.
Определением суда от 05.04.2022 из настоящего дела в отдельные производства выделены требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" к Администрации о взыскании задолженности по объекту: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 10, кв. N 36 (дело N А83-7560/2022); по объекту: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 17, кв. N 101 (дело N А83-7561/2022); по объекту: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 17, кв. N 404 (дело N А83-7562/2022); по объекту: г. Феодосия, ул. Гарнаева, 83, кв. N 51 (дело N А83-7563/2022).
В настоящем деле, рассматривается иск о взыскании задолженности по объекту:
г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 2, кв. N 37, измененный в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)(т.2, л.д. 3, 16), о взыскании задолженности за период с 01.09.2020 по 31.10.2022 в размере 34364,50 руб.
Этим же определением от 05.04.2022 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное казённое учреждение "Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Феодосии Республики Крым", муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский", общество с ограниченной ответственностью "Технопарк-Сити".
Определением от 23.05.2022 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский-1".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.10.2023 иск ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" удовлетворён в полном объеме. С муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации в пользу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" взыскана задолженность в размере 34364,50 руб.
Не согласившись с решением суда от 23.10.2023, Администрация обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Апеллянт указывает, что документ, подтверждающий регистрацию права собственности на спорную квартиру, за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым в материалы дела не представлен; акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", не составлялся; договорные обязательства между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Администрацией по данному адресу отсутствуют, следовательно, отсутствует обязанность по уплате задолженности. Функции главного распорядителя средств бюджета муниципального образования городской округ Феодосия Республик Крым по оплате услуг теплоснабжения осуществляет муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений администрации города Феодосии Республики Крым" (далее - Управление). В силу отсутствия средств по соответствующему коду бюджетной классификации в бюджете Администрации, оплату услуг по теплоснабжению имущества муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым осуществляет казенное учреждение в рамках выделенной субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период. В свою очередь, если право собственности на недвижимость в ЕГРН не зарегистрировано, то у МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" отсутствуют правовые основания для оплаты из средств муниципального бюджета услуги по отоплению жилого помещения по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 2, кв. 37.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, указало, что в отопительные периоды 2020 - 2022 годов истцом осуществлялась теплоснабжение незаселенного жилого помещения по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 2, кв. 37, общей площадью 56,60 кв. м, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Оплата за потребленную тепловую энергию не осуществлялась. От заключения государственного контракта теплоснабжения администрация отказалась. Отсутствие договорных отношений между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Администрацией не являются основанием для освобождения от уплаты поставляемого ресурса, поскольку при отсутствии между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией договора, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате ресурса лежит на собственнике жилого помещения в многоквартирном жилом доме. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.06.2023 по делу N А83-21094/2020 с муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации была взыскана задолженность за отопление указанной квартиры за период с 01.11.2019 по 30.08.2020.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Филиал ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Феодосия является производителем и централизованным поставщиком тепловой энергии. В отопительные периоды с 01.09.2020 по 31.10.2022 филиалом осуществлялась теплоснабжение квартиры N 37 общей площадью 56,60 кв. м, в многоквартирном жилом жоме по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, д. 2, находящейся в собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Положением о порядке управления и распоряжения имуществом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, что подтверждается письмом администрации города Феодосии Республики Крым от 20.06.2018 N 2-16/11228/1 с приложением перечня квартир, находящихся в муниципальной собственности (т. 1, л.д. 29, запись N 254).
Оплату за отопление квартиры ее собственник в отопительные периоды 2020 - 2022 годов не производил, в результате чего образовалась задолженность по отоплению квартиры за период 01.09.2020 по 31.10.2022 в размере 34364,50 руб.
С сопроводительным письмом от 11.10.2021 N 2364 ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило Администрации счет на оплату от 11.10.2021 за период с 01.09.2020 по 30.09.2021 на сумму 14878,00 руб. с требованием погасить задолженность (т. 1, л.д. 23).
С сопроводительным письмом от 14.11.2022 N 2382 ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" направило Администрации счет на оплату от 14.11.2022 за период с 01.10.2021 по 31.10.2022 на сумму 22149,00 руб., в том числе, долга в размере 19486,42 руб. и пени в размере 2662,66 руб. (т. 2, л.д. 5, 6).
Поскольку требование об уплате задолженности оставлено без исполнения, ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции руководствовался нормами Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ), Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 30, 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу, что муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации в силу закона обладает правом муниципальной собственности жилое помещение по адресу: ул. Гагарина, 2, кв. 37, пгт. Приморский, г. Феодосия, общей площадью 56,60 кв. м, следовательно, за счет муниципальной казны обязано нести расходы по его содержанию.
Проверив в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Предметом иска является требование теплоснабжающей организации к собственнику о взыскании задолженности за тепловую энергию, поставленную в квартиру в многоквартирном доме, следовательно, к спорным правоотношениям применяются, прежде всего, специальные нормы жилищного законодательства и законодательства о теплоснабжении многоквартирных жилых домов (помещений).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, а у собственника жилого помещения - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
Довод апеллянта о том, что право муниципальной собственности городского округа Феодосия Республики Крым на спорное помещение не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, следовательно, не возникло (отсутствует), является необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 постановления Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 N 1745-6/14 "О независимости Крыма" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего постановления на территории Республики Крым, является государственной собственностью Республики Крым.
В силу положений части 3 статьи 7 Закона N 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01.01.2023 на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона N 38-ЗРК предусмотрено, что право коммунальной собственности территориальных громад, возникшее на основании ранее действовавших нормативно-правовых актов, признается собственностью соответствующих муниципальных образований.
В указанных случаях государственная регистрация права собственности муниципального образования на недвижимость носит не правоустанавливающий, а правоподтверждающий характер.
Постановлением Администрации от 24.01.2017 N 171 спорная квартира N 37 по ул. Гагарина, 2, пгт. Приморский, г. Феодосия была изъята из хозяйственного ведения МУП "Приморский" и включена в состав муниципальной казны муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым согласно приложению (т.1, л.д. 78).
Более того, Администрация представила ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" с сопроводительным письмом от 20.06.2018 N 2-16/11228/1 реестр квартир, находящихся в муниципальной собственности, в который включено жилое помещение по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 2, кв. 37.
В силу изложенных положений Закона N 38-ЗРК квартира N 37 по ул. Гагарина, 2, пгт. Приморский, г. Феодосия является собственностью муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета жилого помещения от 18.01.2023, выданной МУП МОГО Феодосия РК "Приморский", в спорной квартире никто не проживает (т. 2, л.д. 7).
Спорная квартира не была заселена другими нанимателями на протяжении длительного времени, оплата за полученную тепловую энергию с 01.09.2020 по 31.10.2022 не производилась, в результате у Администрации возникла задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" централизованно по присоединенной сети в квартиру N 37 многоквартирного жилого дома по адресу:
г. Феодосия, п.г.т. Приморский, ул. Гагарина, д. 2.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Судом установлено, что истцом не заключался договор по теплоснабжению указанной в иске квартиры.
Довод апеллянта о том, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в качестве доказательства бездоговорного потребления тепловой энергии не представило акт о бездоговорном потреблении согласно требованиям Закона о теплоснабжении, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в данном случае с учетом правовой позиции, изложенной в информационном письме Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 4 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", централизованное теплоснабжение жилого помещения в многоквартирном жилом доме, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 ГК РФ признается акцептом собственником помещения оферты. Составление акта о бездоговорном потреблении в данном случае не требуется. В то же время, неисполнение обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения обязанностей перед ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и не может служить препятствием для реализации права последнего на получение соответствующих платежей.
Из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Ресурсоснабжающая организация коммунальных услуг в отсутствие заключенного с ней договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется помещением, отслеживать периоды их пользования. Поэтому в отсутствии договора между пользователем помещения и ресурсоснабжающей организацией, заключенного в соответствии с действующим законодательством, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике помещения (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 20.02.2017 по делу N А37-1715/2015).
Из анализа вышеизложенных норм следует, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и собственником помещения в многоквартирном жалом доме фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети, рассматриваются как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии в жилое помещения по адресу: по адресу: ул. Гагарина, 2, кв. 37, пгт. Приморский, г. Феодосия, общей площадью 56,60 кв. м.
Стоимость потребленной энергии истец определил на основании тарифов, утвержденных Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым;
Обязательства по оплате за тепловую энергии на общую сумму 34364,50 руб. не выполнены.
Довод апеллянта о пропуске ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" срока исковой давности подлежит отклонению, поскольку истец просит взыскать долг за период с 01.09.2020 по 31.10.2022, а с иском он обратился в 16.11.2021, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности (ст. ст. 196, 200 ГК РФ).
Таким образом, исковое требование о взыскании с муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации задолженности в размере 34364,50 руб. за отопление в период с 01.09.2020 по 31.10.2022 муниципального жилого помещения по адресу: г. Феодосия, пгт. Приморский, ул. Гагарина, 2, кв. N 37, обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Довод ответчика о необходимости взыскания оплаты с муниципального казенного учреждения "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым", которое в настоящий момент выполняет функции главного распорядителя денежных средств, отклоняется по следующим основаниям.
Муниципальное казенное учреждение "Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым" входит в структуру Администрации, которая выступает ответчиком в настоящем деле от имени муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым. Являясь органом исполнительной власти с общей компетенцией, Администрация исполняет, в том числе, и правомочия собственника в отношении муниципального имущества, является потребителем тепловой энергии в отношении муниципального жилого и нежилого фонда.
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено, что обязанность оплаты коммунальных ресурсов возложена на потребителя или собственника жилого или нежилого помещения.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.10.2023 по делу N А83-22660/2021 оставить без изменения; апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22660/2021
Истец: ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМТЕПЛОКОММУНЭНЕРГО" В ГОРОДЕ ФЕОДОСИЯ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: МКУ "Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Феодосии РК", МУП "Приморский-1", МУП муниципального образования городской оург Феодосия Республики Крым "Приморский", ООО "ТЕХНОПАРК-СИТИ"