г. Чита |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А19-17779/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Производственная компания "МДФ" и Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года по делу N А19-17779/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БайкалТрейдРесурс" (ОГРН 1153850026440, ИНН 3811042159, далее - заявитель, ООО "БТР") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - министерство) о признании незаконным решения об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для цели заготовки древесины от 05.06.2019 г. N 02-91-5892/19 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя посредством проектирования испрашиваемых лесных участков в течение 30-дневного срока с момента вступления решения суда в законную силу и проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков для цели заготовки древесины в 3-месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Производственная Компания "МДФ" (ОГРН 1113814002719, ИНН 3814017418), общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Лесная Компания" (ОГРН 1163850068062, ИНН 3808194722), общество с ограниченной ответственностью "Ангри" (ОГРН 1063805014767, ИНН 3805704929).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года по делу N А19-17779/2019 заявленное требование удовлетворено.
ООО ПК "МДФ" и министерство обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда по мотивам, изложенным в жалобах.
ООО ПК "МДФ" считает, что вывод суда первой инстанции о незаконности решения Министерства лесного комплекса Иркутской области в отношении заявок о проведении аукциона по лесным участкам, включенным в инвестиционный проект ООО "ПК МДФ", не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку Министерство лесного комплекса Иркутской области 08.05.2019 г. утвердило заявку ООО "ПК МДФ" на реализацию инвестиционного проекта, с этого момента спорные участки не могли быть предоставлены третьим лицам, как изъятые из гражданского оборота.
Министерство полагает, что в принятом решении от 05.06.2019 N 02-91-5892/19 указало в качестве основания для отказа в проведении аукциона - отсутствие бюджетных средств необходимых для финансирования мероприятий по проектированию испрашиваемых ООО "БТР" лесных участков. Заявление ООО "БТР" было подано в отношении несформированных участков, проектная документация на которые отсутствует. Исполнение полномочий по лесоустройству без соответствующего финансирования из федерального бюджета невозможно. Таким образом, министерство, в отсутствие финансирования, не имеет возможности провести проектирование испрашиваемых истцом лесных участков.
Заявитель отзыв на апелляционные жалобы не представил.
Определением суда от 11.02.2020 года судебное разбирательство отложено на 09 часов 20 минут 24 марта 2020 года.
Определением суда от 24.03.2020 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 30 минут 28 апреля 2020 года.
Определением суда от 28.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 10 часов 15 минут 9 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 16.01.2020, 06.02.2020, 12.02.2020, 25.03.2020, 29.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи или системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), не заявили.
Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Иркутская область и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 07.05.2019 ООО "БайкалТрейдРесурс" обратилось в Министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлениями (вх. N 01-91-7791/19, N 01-91-7792/18, N 01-91-7793/19 от 07.05.2019) о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков (свободных от закрепления и прав третьих лиц) для цели заготовки древесины в отношении лесных участков, расположенных в Иркутской области:
- Балаганское лесничество, Балаганское участковое лесничество, Северная дача, в составе кварталов 85 ч-87 ч, 103 ч, 124 ч-127 ч, кадастровый номер 38:01:050202:28;
- Усть-Удинское лесничество, Подволоченское участковое лесничество, Подволоченская дача, в составе кварталов: 1 1, 12, 15-18, 50-57, 61-68, 100-106, 1 12, 113, 116, 117, 149-154, 197-202, 208-212, 245-248, 255-261, 302-309, 468-473, 475, 476, 511-518, 548-556, 558, 559, 561, 582-591, 633, 634, 666, 692, 693, 697-699;
- Аларское лесничество, Приморское участковое лесничество в составе кварталов: 15, 16, 28, 36, 48, 49, 55, 56, 71, 72, 73; Аларское участковое лесничество в составе кварталов: 1-8, 10, 20, 21, 22, 23, 26, 36, 45-48, 50, 52, 53, 54, 75, 77, 80, 83, 84, 85; Заречное участковое лесничество в составе кварталов: 18-21, 27-30, 32, 35, 38, 42, 45, 46, 51, 52, 54, 55, 59, 61; Алятское участковое лесничество в составе кварталов: 4, 6. 9, 13, 14, 21, 26, 31, 32, 33, 35, 36, 37, 40, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 60, 62, 64, 70, 71, 72, 76, 77, 78;
- Нукутское лесничество, Харетское участковое лесничество в составе кварталов: 83, 84, 99, 103, 105, 107, 120-125, 137, 139, 141, 142, 144, 145, 146, 158, 159, 160, 162-166; Новонукутское участковое лесничество в составе кварталов: 24, 27-30, 38-40,43-46, 55, 57, 62-65, 70-73, 75-80, 83, 85-87, 91, 94, 98, 99. 103, 104-108;
- Балаганское лесничество, Северная дача, в составе кварталов: 19-23, 26-29, 35-41, 44-46, 60-65, 68, 69, 81-86, 89, 99, 102, 103, 123-125, 157-159, 170-176, 185-192, 198-208, 215-225, (64 ч, 65 ч, 67 ч, 68 ч, 89 ч, 92 ч, 108 ч, кадастровый номер 38:01:050202:27);
- Черемховское лесничество, Голуметское участковое лесничество, Технический участок N 9 "к-з им. Ленина", в составе кварталов: N 13, 22, 23, 24; Голуметское участковое лесничество, Черемховская дача, в составе кварталов: N 65, 66, 71, 73, 74, 76, 77; Голуметское участковое лесничество, Технический участок N 2 "с-з им. Красный забойщик", в составе кварталов: N 80, 85-89, 92, 109. 134, 135, 137-140, 153, 154. 155, 159, 160, 195, 197, 203-207, 264-266; Голуметское участковое лесничество, Шанхарская дача, в составе кварталов: N 2-4, 6, 15-18, 20-22, 24-31, 42-49, 55, 80, 85, 99-101, 119, 120, 132, 141, 154-157, 168-173, 185, 186, 187; Малобельская участковое лесничество, Малобельская дача, в составе кварталов: N 103, 106, 107, 123, 139-140, 152-155, 160, 161; Малобельская участковое лесничество, Малоиретская дача, в составе кварталов: N 6-10, 12-16. 17, 71, 94, 95, 97, 152, 153; Малобельское участковое лесничество, Технический участок N11 "с-з Петровский", в составе кварталов: N 27, 28-31, 41, 42-45, 52-55, 62-64, 69, 70, 71;
- Качугское лесничество, Ангинское участковое лесничество, Бирюльская дача, в составе кварталов: N 489-495, 509-516; Верхоленское участковое лесничество, Верхоленская дача, в составе кварталов: N 130, 158, 159, 162, 181-183, 185,
- Балаганское лесничество, Карахунская дача, в составе кварталов: 15 ч, 30 ч, 49 ч, 68 ч. кадастровый номер 38:00:000000:495;
- Заларинское лесничество, Тыретское участковое лесничество, технический участок N 11 с-з "Таежный", в составе кварталов: 59-73, 76; Черемшанское участковое лесничество, Черемшанская дача, в составе кварталов: 6-9, 14, 18-33, 35, 37, 38, 40-47. 49-54, 61, 62, 66, 67, 69-72, 98, 118, 122, 123, 132, 136, 137, 141; Черемшанское участковое лесничество, Правосарамская дача, в составе кварталов: 6, 8, 9, 10, 12-15, 19-23, 29-32, 41, 66; Черемшанское участковое лесничество, Большебельская дача, в составе кварталов: 161-167, 174-179, 183, 185-191, 196, 197, 199-204, 210-214, 224-229, 241-244, 250-254, 269, 272, 273-286, 291,296;
- Жигаловское лесничество: Тутурское участковое лесничество, Тутурская дача, в составе кварталов: N 27-33, 35, 36, 53-56, 68, 89-91, 96, 129-132, 136, 137, 402-407; Тутурское участковое лесничество, Орлингская дача, в составе кварталов: N 502, 507, 508, 534-536, 539-541, 575, 576, 607-610, 638-641, 644, 653, 670-674, 686, 687, 701-701, 719, 725, 749. 762. 771. 784, 791, 796.
Министерство по результатам рассмотрения заявлений общества письмом от 05.06.2019 N 02-91-5892/19 отказало в проведении аукциона в связи с тем, что отсутствуют бюджетные средства необходимые для финансирования мероприятий по проектированию испрашиваемых лесных участков.
Полагая отказ министерства, оформленный письмом от 05.06.2019 N 02-91-5892/19 незаконным, нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
На основании пунктов 1,3,8 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
- предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование;
- подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;
- проектирование лесных участков на землях лесного фонда.
В главе 8 Лесного кодекса Российской Федерации урегулированы вопросы проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
В соответствии с частями 1-5 статьи 78 названного Кодекса решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
Решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение.
В случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.
Заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона, а также требования к его формату, если оно подается в форме электронного документа, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Министерство по результатам рассмотрения заявлений общества отказало в проведении аукциона на том основании, что отсутствуют бюджетные средства необходимые для финансирования мероприятий проектированию испрашиваемых лесных участков.
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки утверждены Приказом Минприроды России от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования).
Согласно пункту 2 Требования подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование. Выполнение работ по подготовке проектной документации лесного участка при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса), безвозмездное пользование должно быть обеспечено заинтересованным лицом (пункт 12 Требований).
Между тем, в Иркутской области отсутствует отдельная административная процедура (Административный регламент) подготовки проектной документации при предоставлении лесных участков.
Таким образом, из буквального толкования положений Лесного кодекса РФ, Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки следует, что подготовка проектной документации (учитывая срок ее действия - 2 года (пункт 14 Требований) должна осуществляться в рамках рассмотрения заявления о предоставлении лесного участка (в данном случае на аукционе).
В силу части 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации решение об отказе в проведении аукциона принимается в следующих случаях:
1) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юридическому лицу;
2) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесных насаждений, право собственности на которые уже передано другому гражданину или юридическому лицу;
3) заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который не может быть предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) заявление о проведении аукциона подано заявителем, с которым в соответствии с настоящим Кодексом не может быть заключен договор купли-продажи лесных насаждений по результатам аукциона;
5) заявление о проведении аукциона не соответствует требованиям к порядку и способам подачи или формату такого заявления, установленным в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи.
Данный перечень отказа является исчерпывающим и расширительному токованию не подлежит.
Оспариваемый отказ Министерства по результатам рассмотрения заявлений общества оснований, предусмотренных частью 6 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации, не содержит.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Министерства отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в проведении аукциона, оформленного письмом от 05.06.2019 N 02-91-5892/19.
Довод третьих лиц о том, что оспариваемый отказ является правомерным, так как часть спорных лесных участков должны были быть предоставлены им без торгов в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов, верно отклонен судом первой инстанции, так как указанное основание в оспариваемом решении отсутствует.
На основании части 1 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 6 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 190) передача третьим лицам в аренду лесных участков, предусмотренных для реализации инвестиционных проектов, а также продажа третьим лицам лесных насаждений на указанных участках не допускаются после утверждения заинтересованным органом, указанным в пункте 5 настоящего Положения, заявки и до принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о включении инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов.
Доказательств того, что имелась утвержденная заявка (заявки) в отношении испрашиваемых заявителем лесных участков на момент вынесения оспариваемого отказа, в материалы дела не представлено.
Иные доводы, изложенные апеллянтами, в обоснование законности оспариваемого отказа, проверены и правомерно отклонены судом в связи с тем, что решение об отказе в проведении аукциона, оформленное письмом от 05.06.2019 N 02-91-5892/19 иных оснований для отказа не содержит.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение об отказе в проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков для цели заготовки древесины от 05.06.2019 N 02-91-5892/19, не соответствует Лесному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для реализации заявителем права на получение лесных участков.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 ноября 2019 года по делу N А19-17779/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17779/2019
Истец: ООО "БайкалТрейдРесурс"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области
Третье лицо: ООО "Ангри", ООО "Иркутская лесная компания", ООО ПК "МДФ"
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5188/19
26.11.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17779/19
28.10.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-17779/19
04.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5188/19