г. Саратов |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А12-545/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Пузиной,
судей М.А. Акимовой, С.М. Степуры,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания В.К. Глебовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда: г. Саратов, улица Лермонтова М.Ю., д. 30, корпус 2
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Советская, д. 26 А, ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2020 года по делу N А12-545/2020,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ворошиловского района" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3444173314, ОГРН 1093444006798), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тракторозаводского района" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3444173280, ОГРН 1093444006765), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Центрального района" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3444173378, ОГРН 1093444006842), общества с ограниченной ответственностью "Центральная управляющая компания" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3445116894, ОГРН 1113460002963), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Ренессанс" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3444173353, ОГРН 1093444006831), общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационное управление 65" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, пом. 25 В, ИНН 3443927640, ОГРН 1143443006277), общества с ограниченной ответственностью ""Жилищно-эксплуатационное управление на Ангарском" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, пом. 25 Б, ИНН 3443927625, ОГРН 1143443006255), общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Советская, д. 26 А, ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, д. 12, ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Волгограда" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Канунникова, д. 23, ИНН 3444174526, ОГРН 1103444000164), акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Циолковского, д. 9 А, оф. 7, ИНН 3445061691, ОГРН 1033400476757), Насыхов Антон Рамилевич (г. Волгоград)
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - Т.А. Бондаренко, по доверенности от 22.01.2020 N 01-03-33-20,
иные лица - не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в порядке статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём направления определения, выполненного в форме электронного документа, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района", общество с ограниченной ответственностью "УК ТЗР", общество с ограниченной ответственностью "УК Центрального района", общество с ограниченной ответственностью "Центральная управляющая компания", общество с ограниченной ответственностью "УК Ренессанс", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 65", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ на Ангарском" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (далее - заявители, управляющие компании) обратились в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - административный орган, антимонопольная служба, Волгоградское УФАС России) от 30.10.2019 по делу N 034/05/5-711/2019.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" (далее Общество, ООО "УО города Волгограда"), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в информации, отраженной в платежном документе, управляющая организация призывает потребителя исполнить свою обязанность по установке ИПУ, указывая о последствиях не установки ИПУ, а также о возможности обращения к исполнителю коммунальных услуг для решения данного вопроса. Информация, размещенная в платежном документе, относительно установки ИПУ, не является рекламой, а является обязательной информацией в силу постановления Правительства РФ N 354. Управляющей организацией заключены договоры с ООО "Проминжиниринг" на установку ИПУ, в связи с чем, в платежных поручениях указаны номера телефонов, принадлежащих ООО "Проминжиниринг". По мнению заявителя, заказчиком услуг является управляющая организация, данные услуги направлены на конкретных потребителей - собственников помещений в МКД, находящихся в управлении заявителя.
В судебное заседание явился представитель УФАС по Волгоградской области, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступила жалоба гражданина Насыхова А.Р. вх. N 4786 от 21.05.2019 на нарушение законодательства о рекламе путем распространения информации рекламного характера на платежных документах за февраль, март 2019 года, а именно информации о возможности установки ИПУ потребляемых ресурсов, в том числе, в рассрочку.
В нижней части платежных документов за февраль, март 2019 года под данными о показаниях приборов учета и суммах к оплате указана информация следующего содержания: "С 01.01.2017 для собственников, не установивших ИПУ, начисления за коммунальные услуги производятся с учетом повышающего коэффициента 1,5. Для установки ИПУ потребляемых ресурсов Вы можете обратиться по тел.: 25-38-97, 50-15-32, 8 (906) 4021441, 8 (906) 4021414. Также для установки ИПУ в рассрочку Вы можете обратиться непосредственно в УК по адресу: г. Волгоград, ул. Каннуникова, 23".
Волгоградским УФАС России проведена проверка заявленных Насыховым А.Р. доводов и решением комиссии по делу N 034/05-711/2019 от 30.10.2019 общество с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района", общество с ограниченной ответственностью "УК ТЗР", общество с ограниченной ответственностью "УК Центрального района", общество с ограниченной ответственностью "Центральная управляющая компания", общество с ограниченной ответственностью "УК Ренессанс", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 65", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ на Ангарском" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" признаны нарушившим ч. 10.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
Выдано предписание по делу N 034/05-711/2019 от 30.10.2019 о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок не позднее 5 дней с момента получения предписания прекратить распространение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе, рекламы установки ИПУ потребляемых ресурсов, в том числе, с предоставлением рассрочки.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 5 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
По положению п. 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила), дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Определением от 22 июля 2019 года антимонопольной службой по результатам рассмотрения заявления физического лица (Насыхова А.Р.) возбуждено производство по делу N 034/05/5-711/2019 по признакам нарушения ч. 10.3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В ходе рассмотрения дела Волгоградским УФАС России, Насыхов А.Р. пояснил, что приведенную информацию на платежном документе он расценил как рекламную, адресованную неопределенному кругу лиц (не только ему, но и членам его семьи и прочим лицам, имеющим возможность ознакомиться с платежным документом), объектом рекламирования выступили услуги по установке индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов. При совершении звонка по указанным на платежном документе номерам телефонов он добросовестно полагал, что данные номера телефонов принадлежат ООО "МУК", однако при совершении звонка соединение совершено со сторонней организацией, отношение к управляющей компании которая, не имеет.
Согласно части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.
Запрет не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение, коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354)
Абзацем 9 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Коммунальные услуги включают услуги электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (канализации), газоснабжения, теплоснабжения (отопления) (см. приказ Росстата от 26.06.2013 N 234 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг").
Правила N 354 определяют, какая информация должна содержаться в платежных документах.
В соответствии с пунктом 69 Правил N 354 в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; иными основаниями, установленными в настоящих Правилах;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Таким образом, в пункте 69 Правил N 354 предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы. Отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной, не предусмотренной данным пунктом информации, допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении коммунальных услуг, который заключается между управляющей компанией и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений многоквартирного дома).
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15.).
Материалами дела установлено, что на платежных документах за март и февраль 2019 года, распространявшихся среди жильцов домов, находящихся под управлением общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда" в нижней части под данными о показаниях приборов учета и суммах к оплате содержалась информация о том, что с 01.01.2017 для собственников, не установивших ИПУ начисления за коммунальные услуги производятся с учетом повышающего коэффициента 1,5. Для установки ИПУ потребляемых ресурсов собственникам помещений МКД предлагалось обратиться по определенным телефонам, принадлежащим ООО "Проминжиниринг" и ООО "ВЭСК" (т. 50-15-32, 8 (906) 402-14-41, 8 (906) 402-14-14). Также для установки ИПУ в рассрочку предлагалось обратиться непосредственно в управляющие компании.
Указание данной информации не оспорено.
Таким образом, информация, распространенная на платежном документе, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В рассматриваемом случае, как верно указано судом первой инстанции, объектом рекламы выступают услуги управляющей компании по установке индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов, которые оказываются с привлечением третьих лиц, потребителям также предлагается установить ИПУ в рассрочку.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации.
Исходя из текста сообщения, в котором содержится рекламная информация, спорная информация направлена на привлечение внимания потенциального потребителя к объекту рекламирования.
Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Квалификация информации как рекламы зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.
В рассматриваемом случае, реклама, предназначенная собственникам помещений конкретного многоквартирного дома, но представляющая интерес для любого иного собственника помещения и доступная для него предполагает направленность рекламной информации на неопределенный круг лиц.
Законодатель, устанавливая запрет на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов, рассматривает такие платежные документы, адресованные собственникам квартир в многоквартирных жилых домах, в качестве одного из способов распространения рекламы.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вышеуказанная информация на платежном документе направлена на неопределённый круг лиц, отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" даны разъяснения, в соответствии с которыми, при применении пункта 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
По мнению апеллянта, сведения об услуге по установке приборов учета на платежных документах за февраль и март 2019 года, являются информацией, обязательной к размещению в силу подпункта "п" п. 31 Правил N 354.
В соответствии с Правилами N 354 на исполнителя коммунальных услуг возлагаются обязанности по техническому обслуживанию внутридомовой системы многоквартирного дома, с помощью которых потребителям предоставляются коммунальные услуги, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, а также индивидуальных приборов учета.
Подпунктом "п" пункта 31 Правил N 354 установлена обязанность исполнителя предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а также на досках /\ объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны.
Таким образом, пункт 31 Правил N 354 содержит перечень способов доведения до потребителя этой информации.
В редакции подп. "и" п. 31 Правил N 354, действовавшей на момент размещения рекламных объявлений, в качестве таких способов предусмотрены: указание в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, размещение на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, в случаях, предусмотренных п. 17 Правил N 354, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей).
Платежный документ в качестве источника такой информации в подп. "п" п. 31 Правил N 354 не предусмотрен.
Как было указано выше, пунктом 69 Правил N 354 предусмотрен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в платежные документы. Отражение в платежном документе, в том числе и на его обратной стороне, иной, не предусмотренной данным пунктом информации, допускается при условии наличия соответствующего условия в договоре о предоставлении услуг, заключенного между поставщиком и потребителем коммунальных услуг.
Подобный договор, предусматривающий возможность размещения рекламы на платежных документах, заключенный между поставщиком и потребителем коммунальных услуг, не представлен.
Информация об организациях, оказывающих услуги по установке ИПУ, их номера телефонов не относится к информации, размещение которой на платежном документе допускается в силу п. 69, п. 69 (1) Правил N 354.
Таким образом, рассматриваемая информация об установке ИПУ не может быть признана информацией, обязательной к размещению.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительное отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В рассматриваемом случае, управляющая компания, имея возможность определять содержание платежного документа, привлекла внимание потребителей к конкретному виду услуг (установка ИПУ), которые можно заказать, обратившись по определенным номерам телефонам и у определенных хозяйствующих субъектов, включая саму управляющую компанию.
Установка ИПУ является обязанностью собственника в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В свою очередь, потребитель не ограничен выбором тех организаций, к услугам которых он может прибегнуть для исполнения своей обязанности: он не обязан прибегать к услугам исключительно управляющей организации или выбранных ею подрядчиков.
Материалами дела установлено, что Акционерное общество "Информационно-вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгограда" (далее - АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК") в рамках агентского договора от 29.04.2014 N 40/2014 проводит информационно-вычислительные работы по расчету и начислению потребителям платы за коммунальные услуги, формирование, распечатывание и размещение иным способом информации о начисленной и учтенной плате за коммунальные услуги в АИЕПД.
В рамках договора в феврале, марте 2019 года от управляющей компании поступили обращения о размещении информации на АИЕПД, а именно: "Обращаем Ваше внимание на то, что с 01.01.2017 для собственников, не установивших индивидуальные приборы учета, начисления за коммунальные услуги будут производиться с учетом повышенного коэффициента 1,5. Для установки индивидуальных приборов учета потребляемых ресурсов Вы можете обратиться по тел.: 25-38-97, 50-15-32, 8 (906) 4021441, 8 (906) 4021414. Также для установки индивидуальных приборов в рассрочку Вы можете обратиться непосредственно в управляющую организацию по адресу: г. Волгоград, ул. Каннуникова, 23".
Номера телефонов, указанные на обратной стороне платежных документов за февраль, март 2019 года по МКД N 18 по ул. Родниковая, принадлежат ООО "Проминжиниринг" и ООО "ВЭСК".
В свою очередь, между данными организациями и управляющей компанией имеются договорные отношения: договор N 1-6-18-ТО-ХВС от 01.06.2018, N 16-2-2-ТО от 02.02.2016; а также договор N 28/ИПУ-18 от 01.11.2018. Предметом данных договоров является комплекс услуг по техническому обслуживанию приборов учета установленных на узлах учета холодного водоснабжения и тепловой энергии, а также организации установки и ввода в эксплуатацию ИПУ используемых энергетических ресурсов.
АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" сообщило, что в его адрес поступали обращения управляющей компании о размещении на внутренней стороне платежного документа информации. АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" по оформленным агентским договорам не предоставляет услуг по распространению информации, не составляет соответствующих актов по выполнению работ в данной части, соответственно не сохраняет "сигнальных (пробных) экземпляров", распечатанных платежных документов и не направляет его для утверждения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Требованиями ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что за нарушение ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Рекламораспространителями, а также рекламодателями с учетом имеющейся информации выступили управляющие компании: общество с ограниченной ответственностью "УК Ворошиловского района", общество с ограниченной ответственностью "УК ТЗР", общество с ограниченной ответственностью "УК Центрального района", общество с ограниченной ответственностью "Центральная управляющая компания", общество с ограниченной ответственностью "УК Ренессанс", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ 65", общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ на Ангарском", в том числе, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда".
Управляющие компании подтвердили, что АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" фактически осуществило размещение рекламы на платежных документах для оплаты за коммунальные услуги, однако для непосредственного распространения через почтовые ящики многоквартирного дома платежные документы передавались управляющим компаниям.
На основании изложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" выступило в качестве рекламопроизводителя, то есть лица, осуществившего приведение информации в готовую для распространения форму.
По условиям п. 2.1.3 агентского договора N 40/2014 от 29.04.2014 между АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК" и ООО "МУК", агент (АО "ИВЦ ЖКХ и ТЭК") ежемесячно распечатывает АИЕПД и передает их принципалу (ООО "МУК").
Таким образом, спорная реклама установки ИПУ потребляемых ресурсов, в том числе с возможностью получения рассрочки, распространенная на платежных документах за февраль и март 2019 года среди жильцов домов, находящихся под управлением Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация города Волгограда", является ненадлежащей, поскольку распространена с нарушением требований ч. 10.3 ст. 5 Закона о рекламе.
Апелляционная коллегия также учитывает, что выданное Волгоградским УФАС России предписание по делу N 034/05-711/2019 от 30.10.2019 о прекращении нарушения законодательства о рекламе оспорено не было, и исполнено.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют доводы, которым дана оценка и сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05 марта 2020 года по делу N А12-545/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Пузина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-545/2020
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 65", ООО "ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НА АНГАРСКОМ", ООО "МУК", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "РЕНЕССАНС", ООО "Управляющая компания Ворошиловского района", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТРАКТОРОЗАВОДСКОГО РАЙОНА", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА", ООО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Насыхов Антон Рамилевич, АО "ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДА", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА ВОЛГОГРАДА"