г. Чита |
|
10 июня 2020 г. |
дело N А58-6532/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-6532/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс Строй Сервис" (ОГРН 1071435004134, ИНН 1435185045) к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1101435006298, ИНН 1435230160) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Прогресс Стройсервис" (далее - заявитель, общество или ООО "Прогресс Стройсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) о признании незаконным отказа от 22.03.2019 N 2818-ДГ в выдаче разрешения на реконструкцию объектов капитального строительства, обязании Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска повторно рассмотреть заявление от 15.03.2019 на выдачу разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства "Гараж в 55 квартале г. Якутска" по адресу: Республика Саха (Якутия), г. 2 Якутск, Автодорожный округ квартал 55, ул. Строда, 12/2 на земельном участке за кадастровым номером 14:36:107005:684, площадью 2 191, 36 кв.м.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года отказ Департамента от 22.03.2019 N 2818-ДГ в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства признан незаконным. Суд первой инстанции обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ПрогрессСтройСервис" путем повторного рассмотрения заявления от 15.03.2019 на выдачу разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства "Гараж в 55 квартале г. Якутска" по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Автодорожный округ, квартал 55, ул. Строда, 12/1 на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107005:684, площадью 2191, 36 кв.м.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая его необоснованным.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что судом первой инстанции не установлено, сколько членов кооператива состоят в потребительском жилищном строительном кооперативе "Прогресс".
Также Департамент указывает, что не было установлено наличие дополнительного соглашения между ПЖСК "Прогресс" и ООО "ПрогрессСтройСервис" реконструировать объект капитального строительства.
Департамент обращает внимание, что 3 этаж был построен до обращения в Департамент, в связи с чем, считает данный объект капитального строительства незаконной самовольной постройкой, при этом экспертизы на самовольную постройку не было представлено.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что по фотоматериалам можно установить, что надстройка 3-го этажа вовсе не чердачные кладовые помещения, а полноценный 3 этаж с жилыми или нежилыми помещениями.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу общество выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года судебное разбирательство по делу N А58-6532/2019 отложено до 09 часов 50 минут 29 апреля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2020 года время судебного заседания по делу N А58-6532/2019 изменено на 09 час. 50 мин. 3 июня 2020 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетами о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" информации о принятии апелляционной жалобы к производству и определений об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ПЖСК "Прогресс" и ООО "Прогресс Стройсервис" заключено соглашение о совместной деятельности от 10.11.2017 (т. 1, л.д. 27-28), по условиям которого стороны совместными усилиями принимают на себя обязательство по строительству объекта "Гараж-стоянка на 45 боксов в 55 квартале г. Якутске", при этом ПЖСК "Прогресс" заключает договоры о пае с членами кооператива, инвестирует строительство гаражей; выполняет функции технического заказчика; получает технические условия подключения к сетям теплоснабжения и водоснабжения, а ООО "Прогресс Стройсервис" предоставляет для строительства гаражей земельный участок с кадастровым номером 14:36:107005:684 общей площадью 2 191 кв.м; получает разрешение на строительство; ведет строительно-монтажные работы; получает разрешение на ввод.
Окружной администрацией города Якутска 14.12.2018 выдано разрешение N 14- RU14301000-96-2018 на ввод объекта в эксплуатацию "гараж-стоянка на 45 бокса в 55 квартале г. Якутска" ООО "ПрогрессСтройСервис", расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107005:684 по адресу: г. Якутск, ул. Строда, 12/1 (т. 1, л.д. 31-34).
14.03.2019 через сервис подачи документов "Мои документы" общество обратилось в Окружную администрацию города Якутска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства (т. 1, л.д. 35-36).
22.03.2019 Департаментом вынесен мотивированный отказ N 2818-ДГ в предоставлении разрешения на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства "Реконструкция гаража в 55 квартале г. Якутска", расположенного по адресу: г. Якутск, Автодорожный округ, квартал "55", ул. Строда, д. 12/1 на земельном участке с кадастровым номером 14:36:107005:684 площадью 2 191, 36 кв.м. на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отсутствия документов, предусмотренных пунктом 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта) (т. 1, л.д. 29-30).
Общество, полагая незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство (реконструкция) объектов капитального строительства, обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемый отказ не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Каждое заинтересованное лицо в соответствии с пунктом 1 статьи 2 и частью 1 статьи 4 АПК РФ вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагаются следующие документы, в том числе:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;
1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;
3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;
4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как следует из оспариваемого решения, Департамент отказал обществу в выдаче разрешения на реконструкцию со ссылкой на пункт 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как было указано выше, пунктом 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено наличие согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 23.01.2019, представленной при обращении с заявлением, сведения о правообладателях на объект - гараж, расположенный по адресу: г. Якутск, ул. Строда, д. 12/1 отсутствуют, доказательства наличия иных правообладателей спорного объекта, материалы дела также не содержат.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что административный орган в мотивированном отказе в предоставлении разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства N 2818-Д2 от 22.03.2019 отразил, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.03.2019 N 99/2019/252089448, в порядке межведомственного взаимодействия, отсутствуют правообладатели объекта на гараж с кадастровым номером объекта 14:36:107005:881 площадью 1 496,8 кв.м. (т. 1, л.д. 29-30).
Кроме того, в материалах дела имеется выписка из протокола конференции членов ЖСПК "Прогресс" от 30.11.2018, из которой следует, что по 5 вопросу - о реконструкции чердачного помещения гараж-стоянки на 46 боксов под кладовые помещения -
принято единогласное решение "за" (т. 1, л.д. 23).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, к которым относятся, в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
Пунктом 4 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, основанием для приобретения права собственности на имущество является полное внесение паевого взноса, в рассматриваемом случае, за гараж.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции приходит к выводу о том, что у общества не было обязанности по представлению согласия всех правообладателей объекта капитального строительства, тем самым обществом были соблюдены требования градостроительного законодательства, следовательно, оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) у Департамента не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что 3 этаж был построен до обращения в Департамент, в связи с чем, данный объект капитального строительства является незаконной самовольной постройкой, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не было причиной отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) и не отражено в мотивированном отказе в предоставлении разрешения на строительство, продление, внесение изменений в разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований общества.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2019 года по делу N А58-6532/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-6532/2019
Истец: ООО "Прогресс Стройсервис"
Ответчик: Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Окружная администрация города Якутска