г. Хабаровск |
|
10 июня 2020 г. |
А73-24883/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Жолондзь Ж.В., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой А.С.
при участии в заседании:
от Управления лесами Правительства Хабаровского края, ОГРН 1072721021020: Бахвалова Е.А., представитель по доверенности от 09.01.2020 N 09/10;
от Общества с ограниченной ответственностью "Азия Лес", ОГРН 1102723001952: не явились;
от арбитражного управляющего Мерешкина Федора Николаевича: не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Азия Лес"
на решение от 10.02.2020
по делу N А73-24883/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края
к Обществу с ограниченной ответственностью "Азия Лес"
о взыскании 6 970 866,76 руб.
третье лицо: арбитражный управляющий Мерешкин Федор Николаевич
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Управление лесами Правительства Хабаровского края (далее - истец, Управление) с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Азия Лес" (далее - ответчик, ООО "Азия Лес", общество) о взыскании задолженности за октябрь 2019 года в сумме 3 468 092,92 руб. в федеральный бюджет, 3 502 773,84 руб. в краевой бюджет по договорам аренды лесных участков:
- от 12.11.2012 N 1501/2012 - 2 315 099,34 руб. в федеральный бюджет, 2 338 250,33 руб. в краевой бюджет;
- от 23.11.2012 N 1469/2012 - 352 703,44 руб. в федеральный бюджет, 356 230,47 руб. в краевой бюджет;
- от 20.12.2012 N 1322/2012 - 794 851,46 руб. в федеральный бюджет, 802 799,97 руб. в краевой бюджет;
- от 14.09.2012 N 1321/2012 - 5 438,68 руб. в федеральный бюджет, 5 493,07 руб. в краевой бюджет.
Определением суда от 21.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "Азия Лес" Мерешкин Федор Николаевич.
Решением от 10.02.2020 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ООО "Азия Лес" просит решение отменить в части взыскания платежей в краевой бюджет. По мнению заявителя апелляционной жалобы, абзацами 3 пунктов 7 договоров аренды предусмотрено внесение минимального размера арендной платы, который установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, в федеральный бюджет и увеличивается на коэффициент 0,25, который подлежит зачислению в краевой бюджет на основании распоряжения правительства Хабаровского края от 30.12.2010 N 800-рп, в связи с применением истцом данного нормативного акта в договорах появилось условие о взимании арендных платежей сверх минимального размера, подлежащих зачислению в краевой бюджет. Полагает взыскание долга в краевой бюджет необоснованным, поскольку лесные участки являются федеральной собственностью и предоставлены ответчику в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта, ссылается на пункты 1, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 422, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды". Полагает, что размер арендной платы не мог быть установлен соглашением сторон, является регулируемым, устанавливаемым только Правительством Российской Федерации.
Управлением лесами Правительства Хабаровского края представлен отзыв на апелляционную жалобу с возражениями.
В судебном заседании представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик извещался о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представитель в суд не прибыл. Жалоба рассмотрена в порядке, установленном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд проверил законность решения в обжалуемой части в соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ и пришел к следующим выводам.
Установлено, что на основании приказа Минпромторга России от 18.01.2012 N 25, распоряжений Правительства Хабаровского края от 16.03.2012 N 128-рп, от 05.07.2012 N 417-рп в целях реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и ООО "Азия Лес" (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной государственной собственности от 12.11.2012 N 1501/2012, от 23.12.2012 N 1469/2012, от 20.12.2012 N 1322/2012, от 14.09.2012 N 1321/2012 сроком действия на 25 лет с даты государственной регистрации.
Договоры прошли государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Лесные участки переданы арендатору по актам приема-передачи.
Приказом Минпромторга России от 22.05.2019 N 1748 инвестиционный проект ООО "Азия Лес" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 04.09.2019, вступившим в законную силу 25.11.2019, названные договоры аренды по заявлению Управления расторгнуты.
Согласно пунктам 5 договоров, Приложению N 4 к договорам, годовая арендная плата составляет:
- по договору от 12.11.2012 N 1501/2012 - 734 705,65 руб. в федеральный бюджет, 367 352,77 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 23.11.2012 N 1469/2012 - 96 365,12 руб. в федеральный бюджет, 48 182,56 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 20.12.2012 N 1322/2012 - 217 168,15 руб. в федеральный бюджет, 108 584,08 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 14.09.2012 N 1321/2012 - 1 485,95 руб. в федеральный бюджет, 742,98 руб. в краевой бюджет.
Пунктами 7 договоров аренды предусмотрено, что в соответствии с подпунктом 1.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности" до окончания заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта минимальный размер арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0,5.
Абзацем 2 пункта 7 договоров предусмотрено, что по соглашению сторон размер арендной платы, зачисляемой в краевой бюджет, устанавливается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и распоряжением правительства Хабаровского края от 30.12.2010 N 800-рп "Об арендной плате по договорам аренды лесных участков" с учетом применения коэффициента 0,25 в период заявленного срока окупаемости инвестиционного проекта и коэффициента 0,5 по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта до окончания срока действия договора, к минимальному размеру арендной платы, исчисляемой в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанный коэффициент может быть изменен по соглашению сторон, но не чаще одного раза в год.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (за единицу площади лесного участка), устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Арендодатель производит перерасчет арендной платы, уведомляет арендатора в письменной форме не позднее 3 месяцев с момента изменения соответствующих ставок платы об измененном размере арендной платы и сумме, подлежащей уплате, а также ведет ведомость учета изменений арендной платы.
Пунктом 1(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности" предусмотрено, что 1(1) при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение:
3 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не более 750 млн. рублей;
5 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 750 млн. рублей, но не более 5 млрд. рублей;
7 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью не менее 5 млрд. рублей, но не более 20 млрд. рублей;
10 лет при реализации инвестиционного проекта стоимостью более 20 млрд. рублей.
Размер арендной платы для иных лесных ресурсов устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 1(2) настоящего постановления.
Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода.
Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
Пунктом 1(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящего в федеральной собственности" установлено, что 1(2) при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня предоставления понижающего коэффициента 0,5 до расторжения договора аренды лесного участка без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ставки платы, утвержденные Постановлением N310, предусмотренные таблицей 2, в 2019 году применяются с коэффициентом 2,38.
В 2019 году арендная плата составила по договору:
- от 12.11.2012 N 1501/2012 - 1 158 012,88 руб. в федеральный бюджет, 579 006,44 руб. в краевой бюджет;
- от 23.11.2012 N 1469/2012 - 176 422,29 руб. в федеральный бюджет, 88 211,15 руб. в краевой бюджет;
- от 20.12.2012 N 1322/2012 - 397 584,77 руб. в федеральный бюджет, 198 792,39 руб. в краевой бюджет;
- от 14.09.2012 N 1321/2012 - 2 720,43 руб. в федеральный бюджет, 1 360,22 руб. в краевой бюджет.
Ответчик не исполнил обязательства по внесению арендной платы за октябрь 2019 года в размерах и сроки, установленные приведенными договорами.
Долг ООО "Азия Лес" за указанный период составил:
- по договору от 12.11.2012 N 1501/2012 - 2 315 099,34 руб. в федеральный бюджет, 2 338 250,33 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 23.11.2012 N 1469/2012 - 352 703,44 руб. в федеральный бюджет, 356 230,47 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 20.12.2012 N 1322/2012 - 794 851,46 руб. в федеральный бюджет, 802 799,97 руб. в краевой бюджет;
- по договору от 14.09.2012 N 1321/2012 - 5 438,68 руб. в федеральный бюджет, 5 493,07 руб. в краевой бюджет.
Управлением в адрес ООО "Азия Лес" направлены претензии от 11.11.2019 N N 1170-1173 с требованиями об оплате задолженности по договорам аренды за октябрь 2019 года.
Поскольку претензии не были удовлетворены ООО "Азия Лес" добровольно, истец обратился в арбитражный суд.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы - по нормативу 100 процентов.
Статьей 57 БК РФ предусмотрено, что неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы - по нормативу 100 процентов.
В силу пункта 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 3 статьи 71 ЛК РФ установлено, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу пунктов 1, 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 ЛК РФ.
Действительно, в пунктах 7 договоров аренды упоминается распоряжение правительства Хабаровского края от 30.12.2010 N 800-рп.
Однако, как верно установил суд первой инстанции, указанное распоряжение предусматривает не арендную плату в краевой бюджет или порядок ее исчисления, а льготный размер арендной платы, зачисляемой в краевой бюджет при наличии определенных условий, в том числе окупаемость инвестиционного проекта.
В рассматриваемом случае Приказом Минпромторга России от 22.05.2019 N 1748 инвестиционный проект ООО "Азия Лес" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Статьей 73 ЛК РФ размер арендной платы определен на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 этой статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с Постановлением N 310 (в редакции от 23.02.2018, действующей с 08.03.2018) начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5.
С даты заключения договора аренды лесного участка и до начала периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5, а также после окончания такого периода по инвестиционному проекту, включенному в перечень приоритетных в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Применив названные нормы права, суд обоснованно исходил из того, что приведенными положениями статей 51, 57 БК РФ, статьи 73 ЛК РФ и Постановления N 310 предусмотрена возможность установления в договорах аренды лесных участков, независимо от порядка заключения договора (на торгах или без них) и целей предоставления лесного участка, арендной платы, состоящей из двух частей: минимального размера арендной платы, зачисляемого в полном объеме в федеральный бюджет, и превышающей минимальный размер, определяемой на основе утвержденного минимального размера с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы, и зачисляемой в доход бюджета субъекта Российской Федерации.
Проверив расчет задолженности по договорам от 12.11.2012 N 1501/2012, от 23.11.2012 N 1469/2012, от 20.12.2012 N 1322/2012, от 14.09.2012 N 1321/2012 за октябрь 2019 года, осуществленный истцом, суд первой инстанции признал его верным.
Руководствуясь статьями 606, 614 ГК РФ, суд исходил из того, что договорами аренды предусмотрена обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество, в том числе в краевой бюджет, что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в связи с чем правомерно удовлетворил иск в части взыскания с ответчика в доход краевого бюджета задолженности по арендной плате за октябрь 2019 года в сумме 3 502 773,84 руб.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что условиями договоров аренды и приведенными выше нормативными правовыми актами предусмотрено внесение арендной платы в краевой бюджет.
Условия договоров аренды не оспорены в установленном законом порядке, недействительными не признаны.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии обязанности внесения арендной платы в краевой бюджет прямо противоречат условиям обязательств, принятых на себя ООО "Азия Лес" по договорам аренды лесных участков.
В силу пункта 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Доказательства исполнения обязательства по договорам аренды лесных участков от 12.11.2012 N 1501/2012, от 23.11.2012 N 1469/2012, от 20.12.2012 N 1322/2012, от 14.09.2012 N 1321/2012 за октябрь 2019 года ответчик в суд первой инстанции не представил.
При принятии решения нормы пункта 1 статьи 422, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которые ответчик ссылается в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не нарушены.
Разъяснения, изложенные в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", касаются иной правовой ситуации, которая в данном деле не установлена судом.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы. Нормы материального и процессуального права судом первой инстанции не нарушены. Решение отмене в обжалуемой части не подлежит.
Судебные расходы, составляющие уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы, отнесены на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.02.2020 по делу N А73-24883/2019 в обжалуемой части оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
Ж.В. Жолондзь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-24883/2019
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ООО "АЗИЯ ЛЕС"
Третье лицо: арбитражный управляющий Мерешкин Федор Николаевич