г. Воронеж |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А14-19534/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
в отсутствии сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Весна" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2020 по делу N А14-19534/2019, принятое по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904, ИНН 3666057069) к обществу с ограниченной ответственностью "Весна" (ОГРН 1063667078970, ИНН 3666131682) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Весна" (далее - ответчик, ООО "Весна", Общество) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2020 ООО "Весна" привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, изъятая алкогольная продукция направлена на уничтожение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт указывает, что на момент реализации алкогольной продукции (17.09.2019) и на момент проведения Департаментом внеплановой проверки (20.09.2019) Общество располагало информацией о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции от 22.08.2019 N 36РПО0000325, полученной из ЕГРЮЛ, сведения в который были внесены 23.08.2019.
Заявитель полагает, что судом первой инстанции не выяснены обстоятельства появления указанной записи в ЕГРЮЛ, при этом по информации, поступившей от регистрирующего органа, сведения о лицензии были внесены на основании данных представленных Департаментом.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что 20.09.2019 Департаментом в ходе рассмотрения обращения управы Центрального района городского округа город Воронеж по факту реализации 17.09.2019 алкогольной продукции: "Красный Эль 0,3", "Простошот-ром" в торговом объекте "Пивасий", расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 68 ("Пивасий"), проведена выездная внеплановая проверка.
Из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 20.06.2019 (т.1 л.д. 57-60) следует, что в торговом объекте "Пивасий", расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 68, обнаружена алкогольная продукция следующего наименования: Джин "Гордоне лондонский сухой", производитель продукции "ДиаджеоСкотландЛимите", алк. 40%, объем 0.75 л., AM 077 76852581 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Напиток спиртной "Капитан Морган Оригинальный Пряный Золотой", производитель продукции "ДиаджеоСкотландЛимитед", алк. 35%, объем 0.7 л., AM 07 76436065 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Напиток спиртной "Капитан Морган Пряный Золотой", производитель продукции "ДиаджеоСкотландЛимитед", алк. 35%, объем 1 л., AM 075 28427560 (крепкие спиртные напитки до 1 л); Ром невыдержанный "Бакарди Карта Бланка", алк. 40%, объем 0.5, производитель продукции "Мартини и Росси", AM 073 09361432 (крепкие спиртные напитки до 0.5 л); Виски шотландский купажированный "БАЛЛАНТАЙНС ФАЙНЕСТ", алк. 40%, объем 0.7 л., производитель продукции "Чивас Бразерс Лимитед", AM 072 37916523 (крепкие спиртные напитки до 0.75 л.); Спиртной напиток "Апероль" (аперитив), алк. 11%, объем 1,0 л., производитель продукции "Д Кампари-Милано С.п.А.", AM 076 91507743 спиртные напитки свыше 9 до 25 %); Виски зерновой "Джек Дэниел'с Теннесси Виски", алк. 40%, Объем 0,75 л., производитель продукции "Джек Дэниел Дистиллери", AM 200 07377771 (крепкие спиртные напитки до 0.75 л.); Виски шотландский купажированный "БАЛЛАНТАЙНС ФАЙНЕСТ", алк. 40%, объем 1,0 л., производитель продукции "Чивас Бразерс Лимитед", AM 200 04433968 (крепкие спиртные напитки свыше 0,75 л.); Напиток спиртной "ДЖИМ БИМ ХАНИ", алк. 35%, объем 0.7 л., производитель продукции Джеймс Б.Бим Дистиллинг, AM 049 60896674 крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Виски зерновой (бурбон) "ДЖИМ БИМ", алк. 40%, объем 0,5 л., производитель продукции, "Бим Сантори Испания СЛ." AM 200 34502339 (крепкие спиртные напитки до 0,5 л.); Спиртной напиток "Апероль" (аперитив), алк. 11%, объем 1,0 л., производитель продукции "Д Кампари-Милано С.п.А.", AM 078 44060066 спиртные напитки свыше 9 до 25 %); Ликёр десертный "БЕХЕРОВКА", алк. 38%, объем 0.7 л., производитель продукции ЯнБехер-КарлБехеровка AM 073 50557344 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Спиртной напиток "ДЖИМ БИМ РЭД СТАГ БЛЭК ЧЕРРИ", алк. 40%, объем 0,5 л, производитель продукции "Бим Сантори Испания СЛ." AM 200 09909037 (крепкие спиртные напитки до 0,5 л.); Виски шотландский купажированный "БАЛЛАНТАЙНС ФАЙНЕСТ", алк.40%, объем 0,5 л., производитель продукции "Чивас Бразерс Лимитед", AM 200 08747055 (крепкие спиртные напитки до 0,5 л.); Ликер десертный "Кампари" (аперитив), алк. 25%, объем 1.0 л., производитель продукции "Д Кампари-Милано С.п.А.", AM 071 30536159 (спиртные напитки свыше 9 до 25 %); Вермут сладкий "Ганча Бьянко", алк. 16%, объем 1.0 л., производитель продукции "Ф.ли Ганча энд С. СпА" AM 070 05060565 (спиртные напитки свыше 9 до 25 %); Спиртной напиток "Метакса 5*", алк. 38%, объем 0.5 л., производитель продукции "О.Эс.Си Эй.И", AM 072 26416271 (крепкие спиртные напитки до 0,5л.); Вермут сладкий розовый "Мартини Розато", алк. 15%, объем 0.5, производитель продукции Мартини и Росси, AM 066 26274419 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.);. Вермут сладкий розовый "Мартини Розато", алк. 15%, объем 0.5 л., производитель продукции "Мартини и Росси", AM 066 26274416 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Вермут сладкий красный "Мартини Россо", алк. 15%, объем 0.5 л., производитель продукции "Мартини и Росси", AM 067 72324862 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.); Винный напиток полусухой белый вермут "Чинзано Экстра Драй", алк. 18%, объем 1.0 л., производитель продукции "Д Кампари-Милано С.п.А." AM 067 79165144 (крепкие спиртные напитки до 1,5 л); Винный напиток полусухой белый вермут "Чинзано Экстра Драй", алк. 18%, объем 1, производитель продукции "Д Кампари-Милано С.п.А." AM 067 79165149 (крепкие спиртные напитки до 1,5 л); Джин "Гордоне лондонский сухой", алк.40%, объем 0.75 л., производитель продукции "ДиаджеоСкотландЛимитед", AM 077 76852585 (крепкие спиртные напитки до 0,75 л.) (приложение N 1 к акту от 20.09.2020 (т.1 л.д. 53-56)). Спорная алкогольная продукция находилась в открытом доступе, размещена на торговых витринах.
На основании сведений из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлено, что по состоянию как на 17.09.2019, так и на 20.09.2019 лицензия на розничную продажу алкогольной продукции или лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания у ООО "Весна", отсутствует.
На основании протокола об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 20.06.2019 N 207/2019-л указанная продукция изъята (т. 1 л.д. 49-52).
По результатам административного расследования составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ от 03.10.2019 N 928 (т. 1 л.д. 13-18).
08.11.2019 Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении ООО "Весна" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2020 в требование о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ удовлетворено, изъятая алкогольная продукция в соответствии с протоколом об изъятии вещей и документов по делу об административном правонарушении от 20.06.2019 N 207/2019-л направлена на уничтожение.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно положениям п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) деятельность по розничной продаже алкогольной продукции подлежит лицензированию.
Правовую основу производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ).
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов, одним из которых является лицензирование, в том числе таких видов деятельности, как закупки, хранение и поставки алкогольной продукции, розничная продажа алкогольной продукции (п.2 ст.18 Федерального закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензии выдаются, в том числе на розничную продажу алкогольной продукции.
Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
В соответствии с п. 17 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N47) разъяснено, что в соответствии с положениями Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя также и ее розничную продажу.
При рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Согласно ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган, вынесший соответствующее постановление, составивший протокол.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч. 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 3).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума ВАС РФ N 41), в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 41 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
По своей юридической природе, нормы, изложенные в п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ являются императивными, следовательно, безальтернативно предписывают обязанность лицензиатов соблюдать запреты, установленные данной статьей, в том числе запрет осуществлять оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии либо с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соблюдение указанного ограничения должно быть обеспечено лицом, осуществляющим оборот алкогольной продукции любыми возможными средствами.
Общество, осуществляя коммерческую деятельность, обязано знать и соблюдать требования законодательства к осуществляемому им виду деятельности, в том числе, о возможности оборота алкогольной продукции только при наличии соответствующей лицензии
Факт осуществления обществом оборота алкогольной продукции зафиксирован и подтверждается совокупностью представленных в материалы дела доказательств: протоколом осмотра, фототаблицами к протоколу осмотра от 20.09.2019, протоколом изъятия вещей и документов от 20.09.2019, Обществом данный факт не оспаривается, в связи с чем апелляционный суд считает доказанным наличие в действиях ООО "Весна" события вменяемого административного правонарушения.
Следует учесть, что согласно протоколам запроса от 25.09.2019, представленным посредством единой государственной автоматизированной информационной системы по запросам департамента, спорная алкогольная продукция списана с учёта ООО "Весна" на основании актов о списании N 40723 от 24.06.2019, N 60896674 от 20.04.2019, N 40743 от 18.07.2019, N 40693 от 19.05.2019, N 40693 от 19.05.2019, N 40715 от 24.06.2019, N 40642 от 14.03.2019, N 40638 от 09.03.2019, N 40723 от 24.06.2019 соответственно.
Таким образом, в ходе проведенного административного расследования установлено, что Общество в период приостановления действия лицензии с 26.07.2019 по 20.09.2019 действительно закупало алкогольную продукцию, осуществляло оборот (хранение), этилового спирта и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.
Обществом не доказано, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля данного юридического лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей по соблюдению вышеназванных требований законодательства Российской Федерации.
Судом установлено, что выданная ранее Обществу лицензия, разрешающая производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, прекратила свое действие за истечением срока 26.07.2019. Таким образом, в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ по истечении срока действия соответствующей лицензии юридическое лицо утрачивает право осуществлять данную деятельность.
30.07.2019 ООО "Весна" в Департамент подано заявление от 26.07.2019 (т. 2 л.д. 30) о выдаче лицензии для осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 68.
Приказом Департамента от 23.08.2019 N 462л продлен срок рассмотрения заявления ООО "Весна" с целью проведения дополнительной экспертизы для установления соответствия обособленного подразделения ООО "Весна" требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 16 Федеральный закон N 171-ФЗ.
В период приостановления контрольных мероприятий, связанных с выдачей лицензии, Общество не имело права хранить и реализовывать алкогольную продукцию.
20.09.2019 Департаментом установлено нахождение за барной стойкой на стеллажах алкогольной продукция, оборот (хранение) которой допускается только при наличии соответствующей лицензии.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии записи в ЕГРЮЛ, свидетельствующей о получении Обществом лицензии, опровергается вышеназванными обстоятельствами дела.
Кроме того, согласно ч. 8 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа в письменной форме направляется заявителю в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения. В случае, если в заявлении о выдаче лицензии было указано на необходимость направления решения о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в форме электронного документа, лицензирующий орган направляет заявителю соответствующее решение в форме электронного документа.
Действующей по состоянию на 17.09.2019 и на 20.09.2019 лицензии на бумажном носителе либо в электронном виде в материалы дела Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено.
Ссылка Общества на п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" о достоверности сведений внесенных в государственные реестры не принимается на основании следующего.
Частью 6 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также единого государственного реестра мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка согласно Постановлению Правительства РФ от 24.02.2009 N 154) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Государственный сводный реестр выданных лицензий ведется на электронных носителях.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (http://fsrar.ru/), ранее выданная Обществу лицензия прекратила свое действие по истечении установленного срока (т. 2 л.д. 66). Информации о вновь выданных лицензиях не имеется.
Учитывая, что ведение государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не отнесено к полномочиям налоговых органов, имеются основания полагать, что внесение сведений в ЕГРЮЛ налоговым органом связано с технической ошибкой, что также подтверждается письмом Департамента о необходимости устранения указанной ошибки (т. 2 л.д. 65).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, при этом назначил наказание в виде предупреждения, поскольку ООО "Весна" является субъектом малого предпринимательства.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным подходом в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В силу указанной нормы одним из необходимых условий для замены штрафа на предупреждение является отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в то время как вменяемое правонарушение - оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, посягает на установленное и охраняемое государством регулирование оборота спиртосодержащей продукции, следовательно, указанному критерию не соответствует.
Таким образом, по смыслу взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, ст. 4.1.1 КоАП РФ применима в отношении административных правонарушений, за исключением составов, перечисленных в части 2 этой статьи, лишь при наличии совокупности всех перечисленных в указанной норме права условий. В отсутствие такой совокупности возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается. Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.10.2016 N 302-АД16-3851.
Поскольку оборот алкогольной продукции в отсутствие лицензии посягает на установленный и охраняемый государством порядок и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, применение ст. 4.1.1 КоАП РФ в данном случае является неправомерным.
Однако суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Кроме того, в п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (ч. 2 ст. 211 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.7 КоАП).
В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
Таким образом, исходя из общих принципов назначения административного наказания, ухудшение положения лица, привлекаемого к административной ответственности по его апелляционной жалобе, невозможно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2020 по делу N А14-19534/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-19534/2019
Истец: ДИЗО ВО
Ответчик: ООО "Весна"