г. Красноярск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А33-22771/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Дамбарова С.Д., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии: от истца (Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства"): Школина Н.Н., представитель по доверенности,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Палати" (ИНН 2411005200, ОГРН 1032400681037)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" декабря 2019 года по делу N А33-22771/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022401792434, далее - ФКУ Упрдор "Енисей", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Садоводческому некоммерческому товариществу "Палати" (ИНН 2411005200, ОГРН 1032400681037, далее - СНТ "Палати", ответчик) об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290104:1822 площадью 928 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земельные участки (территории) общего пользования, расположенный по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, Солонцовский сельсовет, с возмещением за счет средств федерального бюджета в размере 465 859 рублей.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2019 года повлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, Администрация Емельяновского района Красноярского края, ОСП по Емельяновскому району УФССП России по Красноярскому краю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 декабря 2019 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- решение об изъятии спорного земельного участка уполномоченным органом власти не принималось.
-не подтверждено, что спорный участок связан со строительством (реконструкцией) дороги федерального значения, поскольку отсутствует проектная документация, планировки с указанием координат, из которых прослеживается связь изымаемого участка с предполагаемым проектом строительства.
-истец не представил сведения об утвержденных документах территориального планирования (генеральный план) и утвержденном проекте планировки территории.
-истец предлагал заключить соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:1130, тогда как предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822, следовательно, истцом в отношении спорного участка соглашение ответчику не направлялось, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
-при проведении оценки спорного земельного участка не учтено, что через него проходит внутренняя автомобильная дорога, связывающая четыре улицы Нагорные с остальной частью товарищества, оценщик должен был оценить как стоимость затрат понесенных товариществом для строительства этого участка дороги, так и стоимость строительства нового участка дороги, необходимого для проезда владельцев участков, расположенных на изымаемом участке, поскольку проезд к их участкам после изъятия земли будет невозможен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2020 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 24.03.2020.
Согласно статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 27.04.2020, 03.06.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей ответчика.
От третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не поступали.
От истца поступил отзыв, согласно которому земельное законодательство не предусматривает необходимости внесения изменения в решение об изъятии после образования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Российской Федерации. Решение об изъятии СНТ "Палата" не обжаловано.
СНТ "Палата" не представило доказательства размера возмещения при изъятии участка.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ФКУ Упрдор "Енисей" (ранее -ФКУ "Байкалуправтодор") является заказчиком объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край".
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.08.2016 N 1680-р утверждена документация по планировке территории указанного объекта, в состав которой входит проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с проектом межевания территории для строительства необходимы земельные участки, расположенные на территории Емельяновского района и г. Красноярска Красноярского края, в том числе находящиеся в частной собственности.
Согласно выписке из ЕГРН от 22.07.2019 земельный участок с КН 24:11:0090203:21328, адрес: СТАТЬЕЙ "Палати", имеет площадь 79661+/- 198 кв.м., зарегистрирован на праве собственности за СНТ "Палати" 14.07.2015.
23.09.2016 Федеральным дорожным агентством по ходатайству от 30.08.2016 N 07/3307 ФКУ "Байкалуправтодор" (в дальнейшем переименовано в ФКУ Упрдор "Енисей") принято решение об изъятии для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край" земельных участков, в том числе земельного участка площадью 928 кв.м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328, находящегося в собственности СНТ "Палати" (распоряжение от 23.09.2016 N 1964-р). ФКУ "Байкалуправтодор" поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка, а также заключить соглашение об изъятии земельного участка.
Копия решения об изъятии направлена заказным письмом с уведомлением о вручении от 31.10.2016 N 07/3013 в адрес СНТ "Палати", указанный в выписке из ЕГРЮЛ (660048 Емельяновский район, с. Дрокино, ул. Московская, д.2а. СНТ "Палати" решение об изъятии обжаловано не было.
ФКУ "Байкалуправтодор" обеспечило выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, подлежащего изъятию, и обратилось с заявлением о кадастровом учете этого земельного участка. В результате был образован земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822, подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328, принадлежащего на праве собственности СНТ "Палати" (о чем в ЕГРН сделана запись регистрации N 24-24/010-24/010/003/2015-3380/1 от 14.07.2015, что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.03.2019, от 22.07.2019), с сохранением исходного участка в измененных границах.
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822 определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 27.02.2019 N 1600/19 и отчета об оценке размера убытков, причиненных изъятием земельного участка, от 27.02.2019 N 1600/19-у, подготовленных ООО "ФинЭкспертиза-Красноярск", и составляет 465 859 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка 465 859 рублей, убытки 0 рублей.
Письмом от 28.03.2019 N 07/1895 ФКУ Упрдор "Енисей" в адрес СНТ "Палати" было направлено соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с приложением отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и убытков, причиняемых изъятием. Согласно почтовому уведомлению указанное письмо было получено СНТ "Палати" 15.04.2019.
В ФКУ Упрдор "Енисей" предложение об изменении размера возмещения от СНТ "Палати" не поступало.
Поскольку по истечении девяноста дней со дня получения СНТ "Палати" проекта соглашения об изъятии недвижимости им не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости ФКУ Упрдор "Енисей" обратилось в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, в том числе автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильная дорога Р-255 "Сибирь" включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928.
Главой 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.
Пунктом 3 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения об изъятии для федеральных нужд земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, является Федеральное дорожное агентство (пункт 5.4.1.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 374).
Федеральное дорожное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Согласно пункту 3 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации с ходатайством об изъятии вправе обратиться в случаях изъятия земельного участка для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения, строительство, реконструкция которых планируются полностью или частично за счет бюджетных средств бюджетной системы Российской Федерации, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.
Копия решения об изъятии направляется правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении (пп. 3 п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма (п. 11 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия (п. 13 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии (п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод жалобы об отсутствии решения об изъятии для государственных нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290104:1822 подлежит отклонению с учетом вышеприведенных норм статей 11.4, 56.6, 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 60 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку земельное законодательство не предусматривает необходимости внесения изменения в решение об изъятии после образования земельного участка, подлежащего изъятию для государственных нужд Российской Федерации.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 23.09.2016 N 1964-р, в соответствии с ЗК РФ, ФЗ от 8.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", под. 5.4.1(1) п. 5 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 января 2010 г. N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", распоряжением Федерального дорожного агентства от 17 августа 2016 г. N 1680-р "Об утверждении документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь " Новосибирск - Кемерово - Красноярск -Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край", обращением ФКУ "Байкалуправтодор" от 30 августа 2016 г. N 07/2307 и в целях обеспечения реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск -Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край" принято решение об изъятии в установленном порядке для нужд РФ земельных участков, в том числе земельного участка площадью 928 кв.м, подлежащего образованию из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328, находящегося в собственности СНТ "Палати".
Материалами дела подтверждается, что ФКУ "Байкалуправтодор" обеспечило выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка, подлежащего изъятию, и обратилось с заявлением о кадастровом учете этого земельного участка. В результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822, подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328, принадлежащего на праве собственности СНТ "Палата", с сохранением исходного участка в измененных границах.
Отсутствие государственной регистрации прав на изъятый земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на такие земельный участок и (или) расположенный на нем объект недвижимости.
Доводы о том, что истец не представил сведения об утвержденных документах территориального планирования (генеральный план) и утвержденном проекте планировки территории, об отсутствии подтверждения того, что спорный участок связан со строительством (реконструкцией) дороги федерального значения, поскольку отсутствует проектная документация, планировки с указанием координат, из которых прослеживается связь изымаемого участка с предполагаемым проектом строительства, подлежат отклонению с учетом положений статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.08.2016 N 1680-р утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край", в состав которой входит проект планировки территории и проект межевания территории.
В соответствии с проектом межевания территории для строительства необходимы земельные участки, расположенные на территории Емельяновского района и г. Красноярска Красноярского края, в том числе часть земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328, принадлежащего на праве собственности СНТ "Палата".
Из пояснений истца следует, что данные документы направлены и получены СНТ "Палата".
СНТ "Палати" решение об изъятии обжаловано не было, доказательства обратного не представлены.
Поскольку объект дорожного хозяйства находится на балансе ФКУ Упрдор "Енисей" (ранее - ФКУ "Байкалуправтодор"), подведомственного Федеральному дорожному агентству Распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.08.2016 N 1680-р ФКУ Упрдор "Енисей" поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка, а также заключить соглашение об изъятии земельного участка.
Пунктом 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, организация, подавшая такое ходатайство:
-выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию;
-обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию;
-выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества;
-осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия;
-осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии;
-направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
В соответствии с п. 2 ст. 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации согласие правообладателей изымаемой недвижимости на осуществление действий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется.
Проект планировки территории и проект межевания территории утверждены в составе документации по планировке территории указанного объекта распоряжением Федерального дорожного агентства от 17.08.2016 N 1680-р.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения был образован земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822, подлежащий изъятию для государственных нужд Российской Федерации, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 24:11:0090203:21328 с сохранением исходного участка в измененных границах (в соответствии с ч. 4 ст. 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации N 24-24/010-24/010/003/2015-3380/1 от 14.07.2015, что подтверждается выписками из ЕГРН от 27.03.2019, от 22.07.2019.
Согласно п. 1 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав) (п. 4 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (п. 5 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если в результате изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества у правообладателей изымаемой недвижимости возникают убытки в связи с невозможностью исполнения ими обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, правообладатели изымаемой недвижимости обязаны представить лицу, выполняющему работы по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, документы, подтверждающие возникновение у правообладателей изымаемой недвижимости убытков в связи с невозможностью исполнения указанных обязательств (пункт 6 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Размер возмещения определяется не позднее чем за шестьдесят дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости (п. 7 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 10 ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма (п. 6 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 8 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. 9 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для: перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности; государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
Размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822 определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 27.02.2019 N 1600/19 и отчета об оценке размера убытков, причиненных изъятием земельного участка, от 27.02.2019 N 1600/19-у, подготовленных ООО "ФинЭкспертиза-Красноярск", и составляет 465 859 рублей, в том числе рыночная стоимость земельного участка 465 859 рублей, убытки 0 рублей.
Письмом от 28.03.2019 N 07/1895 ФКУ Упрдор "Енисей" в адрес СНТ "Палати" было направлено соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с приложением отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и убытков, причиняемых изъятием.
Как следует из материалов дела, предложение о заключении соглашения об изъятии земельного участка, отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка и отчет об оценке размера убытков, причиненных изъятием земельного участка, было получено СНТ "Палати" - 15.04.2019.
Таким образом, материалами дела подтверждается осуществление истцом действий, предусмотренных порядком изъятия земельных участков для реализации проекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-51, М-53, М-55 "Байкал" - от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Реконструкция автомобильной дороги Р-255 "Сибирь" Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск на участке км 807+000 - км 812+000, Красноярский край" принято решение об изъятии спорного земельного участка, собственнику указанного участка направлено уведомление об изъятии, определен размер возмещения за участок, составлено и направлено ответчику соглашение об изъятии земельного участка.
Ответчиком решение об изъятии и определенный отчетом об оценке размер возмещения за участок обжалованы не были, возражений против оценки размера возмещения за участок не представлено.
Согласно представленным истцом отчетам оценщика, установлена рыночная стоимость изымаемого земельного участка 465 859 рублей и рыночный размер убытков, причиняемых изъятием земельного участка для государственных нужд, 0 рублей.
Поскольку представленные отчеты соответствуют Федеральному закону от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" и ст. 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, то размер возмещения может быть определен в соответствии с представленными отчетами об оценке.
В ходе проведения оценки оценщиком исследовались и анализировались представленные документы (выписка из ЕГРН на исходный участок, решение об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации), местоположение и характеристика района расположения объекта оценки, категория, вид разрешенного использования, обременения участка, сведения о рынке земельных участков.
По результатам исследования и анализа оценщиком сделаны выводы, что рыночная стоимость объекта оценки составляет 465 859 рублей, размер убытков ответчика, причиненных в результате изъятия участка 0 рублей.
Довод жалобы о том, что при проведении оценки спорного земельного участка не учтено, что через него проходит внутренняя автомобильная дорога, связывающая четыре улицы Нагорные с остальной частью товарищества, оценщик должен был оценить как стоимость затрат понесенных товариществом для строительства этого участка дороги, так и стоимость строительства нового участка дороги, необходимого для проезда владельцев участков, расположенных на "отрезаемом" участке, поскольку проезд к их участкам после изъятия земли будет невозможен, подлежит отклонению с учетом положений статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Как указывалось, размер возмещения за земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822 определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка и отчета об оценке размера убытков, причиненных изъятием земельного участка, подготовленных ООО "ФинЭкспертиза-Красноярск", и составляет 465 859 рублей.
СНТ "Палата" в судах первой и апелляционной инстанций, выражая несогласие с размером компенсации, не представил доказательства, обосновывающие иной размер возмещения.
Ответчиком не заявлено ходатайство о назначении судебной оценочной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка. Таким образом, ответчик не воспользовался своими процессуальными правами, предусмотренными статьями 41, 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на проведение судебной оценочной экспертизы.
Ходатайство о назначении экспертизы не заявлено также в суде апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Довод о том, что истец предлагал заключить соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером 24:11:0290109:1130, тогда как предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 24:11:0290104:1822, следовательно, истцом в отношении спорного участка соглашение ответчику не направлялось, исковое заявление следовало оставить без рассмотрения, подлежит отклонению.
Письмом от 28.03.2019 в адрес СНТ "Палата" было направлено подписанное со стороны ФКУ Упрдор "Енисей" соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с приложением отчетов об оценке рыночной стоимости изымаемого земельного участка и убытков, причиняемых изъятием. Согласно почтовому уведомлению письмо получено ответчиком 15.04.2019.
Из пояснений истца следует, что в содержании письма допущена техническая ошибка в указании кадастрового номера земельного участка (указан номер 24:11:0290109:1130) и размера возмещения (указано 1712500 руб.), однако в соглашении об изъятии, которое было приложено к письму, был правильно указан кадастровый номер изымаемого земельного участка (24:11:0290104:1822) и размер возмещения (465859 руб.).
Таким образом, допущенная истцом в сопроводительном письме от 28.03.2019 техническая описка не имеет правового значения, с учетом приложенного к нему соглашения об изъятии, содержащего сведения о земельном участке, подлежащем изъятию.
Таким образом, допущенная опечатка не может являться основанием для оставления иска без рассмотрения на основании положений статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод о том, что через спорный земельный участок проходит внутренняя автомобильная дорога, в связи с чем ответчику должны быть возмещены расходы на строительство нового участка дороги подлежит отклонению как документально не подтвержденный.
Из пояснений истца следует, что при проектировании объекта, определении размера возмещения у ответчика запрашивались сведения для расчета причиняемых изъятием убытков, которые СНТ "Палата" представлены не были, что свидетельствует о том, что изъятием земельного участка убытки СНТ "Палата" не причиняются. Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" декабря 2019 года по делу N А33-22771/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-22771/2019
Истец: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Енисей" Федерального дорожного агентства"
Ответчик: председателю СНТ "Палати" Сметаниной Е.Г., Садоводческое некоммерческое товарищество "Палати"
Третье лицо: администрация Емельяновского района Кк, ОСП по емельяновскому району УФССП России по Кк, Управление Росреестра по КК, Федеральное дорожное агентство, Казаков В.П.
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-385/20
21.01.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7444/19
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22771/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-22771/19