г. Чита |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А58-10083/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2020 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10083/2019 по заявлению садово-огороднического некоммерческого товарищества "Пригород" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1151447008481, ИНН 1435298761), Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907) о признании недействительным решения,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
садово-огородническое некоммерческое товарищество "Пригород" (далее - заявитель, СОНТ "Пригород" или товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска (далее - Управление) и Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в изменении зоны Л-2 на зону С-2А Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска, N 1583-УАиГП от 04.07.2019.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10083/2019 отказ Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска изложенный в письме N 1583-УАиГП от 04.07.2019, в изменении территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 14:35:000000:3885 принадлежащего на праве безвозмездного пользования СОНТ "Пригород" с зоны Л-1 на зону С-2А признан незаконным, как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Суд первой инстанции обязал Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СОНТ "Пригород" путем повторного рассмотрения заявления от 05.06.2019, с учетом требования заявителя, о приведении в соответствии территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером 14:35:000000:3885 в соответствии с содержанием решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2016 по делу N А58-5038/2016 и содержанием договора о безвозмездном пользовании земельным участком от 27.10.2017 N 09-3/2017- 0178.
Не согласившись с решением суда первой инстанции Окружная администрация города Якутска обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения.
Администрация указывает, что внесение изменений в карту зон градостроительных регламентов по заявлению СОНТ "Пригород" не представляется возможным.
В письменном отзыве от 19 марта 2020 года на апелляционную жалобу СОНТ "Пригород" выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2020 года судебное разбирательство по делу N А19-10083/2019 отложено до 09 часов 25 минут 29 апреля 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2020 года время судебного заседания по делу N А58-10083/2019 изменено на 09 час. 25 мин. 3 июня 2020 года
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчетами о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" информации о принятии апелляционной жалобы к производству и определений об отложении судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При этом СОНТ "Пригород" заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявлением от 15.08.2016 вх. N 383089 СОНТ "Пригород" обратилось в орган местного самоуправления о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Марха, с кадастровым номером 14:35:000000:3885, общей площадью 67 450 кв.м. для использования под садоводство и огородничество.
Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, рассмотрев обращение Товарищества, письмом от 25.08.2016 N 9883- ДИЗО/16 сообщил о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка.
Считая данный отказ незаконным, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2016 по делу N А58-5038/2016 требования заявителя были удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил полностью решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 25.08.2016 об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. Марха, с кадастровым номером 14:35:000000:3885, общей площадью 67 450 кв.м., для использования под садоводство и огородничество, а также обязал Окружную администрацию города Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СОНТ "Пригород" путем принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего судебного акта.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности N 07-024553 от 16.09.2015 территориальной зоной указанного земельного участка является зона С-2А (зона объектов сельскохозяйственного назначения (дачных хозяйств, садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и пр.) с правом возведения строений и используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур).
27.10.2017 между заявителем и Департаментом имущественных отношений Окружной Администрации г. Якутска, был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 14:35:000000:3885, общей площадью 67 450 кв.м., для использования под садоводство и огородничество сроком действия на 5 лет.
Впоследствии, из данного земельного участка были выделены земельные участки членам товарищества земельные участки с кадастровыми номерами:
1. 14:35:000000:4126;
2. 14:35:000000:4127;
3. 14:35:000000:4128;
4. 14:35:000000:4129;
5. 14:35:000000:4130;
6. 14:35:000000:4131;
7. 14:35:000000:4132;
8. 14:35:000000:4133;
9. 14:35:000000:4134;
10. 14:35:000000:4135;
11. 14:35:000000:4136;
12. 14:35:000000:4137;
13. 14:35:000000:4138;
14. 14:35:000000:4139;
15. 14:35:000000:4140;
16. 14:35:000000:4141;
17. 14:35:000000:4142;
18. 14:35:000000:4143;
19. 14:35:000000:4144;
20. 14:35:000000:4145;
21. 14:35:000000:4146;
22. 14:35:000000:4147;
23. 14:35:000000:4148;
24. 14:35:000000:4149;
25. 14:35:000000:4150;
26. 14:35:000000:4151;
27. 14:35:000000:4152;
28. 14:35:000000:4153;
29. 14:35:000000:4154;
30. 14:35:000000:4155;
31. 14:35:000000:4156;
32. 14:35:000000:4157;
33. 14:35:000000:4158;
34. 14:35:000000:4159;
35. 14:35:000000:4160;
36. 14:35:000000:4161;
37. 14:35:000000:4162;
38. 14:35:000000:4163;
39. 14:35:000000:4164;
40. 14:35:000000:4165;
41. 14:35:000000:4166;
42. 14:35:000000:4167:
43. 14:35:000000:4168;
44. 14:35:000000:4169.
Член товарищества Емельянов А.Н. обратился в окружную Администрацию города Якутска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:35:000000:4154 (общей площадью 1231 кв.м.), выделенного из состава земельным участком с кадастровым номером 14:35:000000:3885.
30.05.2019 орган местного самоуправления в лице МКУ "Агентство земельных отношений" отказал члену товарищества Емельянову в предоставлении в собственность земельного участка по основанию того, что данный земельный участок находится в территориальной зоне "Л-1" и учтен под территорию общего пользования.
Данный отказ был обжалован Емельяновым А.Н. в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия). Решением Якутского городского суда от 19.09.2019 по делу N 33а-3937/19 отказ МКУ "АЗО" ГО "город Якутск" от 30.05.2019 N 4375-ДИЗО/19 Емельянову Айдыну Николаевичу в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Марха, СОНТ "Пригород" был признан незаконным.
Суд обязал Окружную администрацию города Якутска в лице Муниципального казенного учреждения "Агентство земельных отношений" Городского округа "город Якутск" произвести действия в отношении Емельянова Айдына Николаевича по предоставлению в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, мкр. Марха, СОНТ "Пригород", в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2019 данное решение суда было оставлено без изменения.
Товарищество, получив информацию о том, что территориальная зона земельного участка кадастровым номером 14:35:000000:3885 была изменена с С-2А на зону Л-1, 05.06.2019 обратилось в адрес Управления с заявлением об устранении неточностей в определении территориальной зоны, указанного земельного участка в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2016 по делу N А58-5038/2016 и договором безвозмездного пользования земельным участком от 27.10.2017 N 09-3/2017-0178.
Управление, рассмотрев данное заявление Товарищества, письмом N 1583 УАиГП от 04.07.2019 сообщило о невозможности внесения изменений в карту зон градостроительных регламентов в связи с тем, что в соответствии с генеральным планом городского округа "город Якутск", утвержденного Постановлением городского Собрания депутатов 16.03.2016 N ПГС N 30-1указанный земельный участок находится в зонах естественных водоемов, т.е. в зоне Л-1 (зона городских лесов; территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение).
Также 27.08.2019 заявитель обратился в адрес Якутской городской Думы с просьбой внести соответствующие изменения изменив территориальную зону соответствующую содержанию решению Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2016 по делу N А58-5038/2016 и договором безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 14:35:000000:3885 от 27.10.2017 - С-2А (зона объектов сельскохозяйственного назначения (дачных хозяйств, садоводства, личных подсобных хозяйств, сайылыков, огородов и пр.) с правом возведения строений и используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур).
В ответе на данное обращение письмом N 827-ЯГД от 04.09.2019 заявителю было предложено обратиться с заявлением об изменении вида использования земельного участка в адрес Управления.
Не согласившись с отказом Управления N 1583 УАиГП от 04.07.2019, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд и просил признать его незаконным и в качестве восстановления нарушенных прав возложить на Окружную Администрацию г. Якутска и Управление обязанность внести изменения территориальной зоны следующих земельных участков:
1. 14:35:000000:4126;
2. 14:35:000000:4127;
3. 14:35:000000:4128;
4. 14:35:000000:4129;
5. 14:35:000000:4130;
6. 14:35:000000:4131;
7. 14:35:000000:4132;
8. 14:35:000000:4133;
9. 14:35:000000:4134;
10. 14:35:000000:4135;
11. 14:35:000000:4136;
12. 14:35:000000:4137;
13. 14:35:000000:4138;
14. 14:35:000000:4139;
15. 14:35:000000:4140;
16. 14:35:000000:4141;
17. 14:35:000000:4142;
18. 14:35:000000:4143;
19. 14:35:000000:4144;
20. 14:35:000000:4145;
21. 14:35:000000:4146;
22. 14:35:000000:4147;
23. 14:35:000000:4148;
24. 14:35:000000:4149;
25. 14:35:000000:4150;
26. 14:35:000000:4151;
27. 14:35:000000:4152;
28. 14:35:000000:4153;
29. 14:35:000000:4154;
30. 14:35:000000:4155;
31. 14:35:000000:4156;
32. 14:35:000000:4157;
33. 14:35:000000:4158;
34. 14:35:000000:4159;
35. 14:35:000000:4160;
36. 14:35:000000:4161;
37. 14:35:000000:4162;
38. 14:35:000000:4163;
39. 14:35:000000:4164;
40. 14:35:000000:4165;
41. 14:35:000000:4166;
42. 14:35:000000:4167:
43. 14:35:000000:4168;
44. 14:35:000000:4169
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В статье 32 Федерального Закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, товарищество обратилось в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением об устранении выявленных неточностей в определении территориальной зоны как не соответствующих содержанию решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 08.11.2016 по делу N А58-5038/2016 и договору безвозмездного пользования земельным участком от 27.10.2017 N 09-3/2017-0178.
Управление, отказывая в удовлетворении заявления товарищества не рассмотрело требование заявителя по существу, указав лишь что земельный участок с кадастровым номером 14:35:000000:3885 согласно утвержденному Генеральному плану городского округа "город Якутск", утвержденному Постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 ПГС N 30-1 находиться в зонах естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков.
Кроме того Управление в оспариваемом решении от 04.07.2019 указало порядок внесения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа " Город Якутск".
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае товарищество не инициировало предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа "Город Якутск", а просило привести в соответствие ошибочные сведения о территориальной зоне принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 14:35:000000:3885.
В нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" которым предусмотрено, что орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона, обжалуемый отказ такого ответа по существу обращения не содержит.
Аналогичный вывод содержится в Определении судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 25.11.2019 по делу N 33а-3937/19 в споре по земельному участку члена Товарищества Емельянова А.Н. выделенного из состава земельного участка принадлежащего Товариществу.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, равно как суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что обжалуемый отказ Управления не соответствует закону, а права заявителя являются нарушенными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2019 года по делу N А58-10083/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Ломако Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10083/2019
Истец: Садово-огородническое некоммерческое товарищество "Пригород"
Ответчик: Окружная администрация города Якутска, Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска