г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-228494/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГК "АСВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020
по делу N А40-228494/19 (35-1977), принятое судьей Панфиловой Г.Е.
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423)
к ООО "ВЕЛЮР" (ИНН 7703411455, ОГРН 1167746539487)
третьи лица: 1) Правительство города Москвы, 2) АО "Банк ДОМ.РФ", 3) ГК "АСВ",
об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя жалобы: Поляк Н.В. по доверенности от 30 мая 2019 года, диплом N 107704 0136550, р/н 3032 от 06 декабря 2017
от истца: Апрелов С.А. по доверенности от 28 ноября 2019 года, диплом N ДВС 1097827 р/н 943 от 13 апреля 2001 года;
от ответчика: Морозова Ю.А., по доверенности от 02.09.2019, диплом N КД 31521 р/н 129192 от 22 июля 2013;
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились - извещены;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ВЕЛЮР" (далее - ответчик) об изъятии для государственных нужд города Москвы нежилого помещения площадью 56,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0005003:6126, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Олеко Дундича, д.29, с установлением суммы возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 09.04.2019 N 48/28-02-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Анатилическо-консалтинговая группа "Азимут", в размере 11407833 руб., а также с установить следующих условий возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Департаментом городского имущества города Москвы после вступления решения суда по настоящему делу в законную силу путем перечисления денежных средств на счет правообладателя;
- правообладатель обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты вступления настоящего решения в законную силу предоставить в Департамент городского имущества города Москвы реквизиты расчетного счета для оплаты стоимости изъятого недвижимого имущества. Обязательства Департамент городского имущества города Москвы по оплате считаются исполненными с даты списания денежных средств с корреспондентского счета Департамента;
- правообладатель обязан освободить Нежилое помещение от собственного имущества и имущества иных лиц в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения денежной компенсации. В случае нарушения Правообладателем указанного срока, предоставить Департаменту городского имущества города Москвы и/или иному уполномоченному исполнительному органу города Москвы и/или подрядной организации на принудительное освобождение Нежилого помещения. Департамент городского имущества города Москвы и/или иной уполномоченный исполнительный орган города Москвы и/или подрядная организация не несут юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество иных лиц.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.11.2019 Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку Нежилое помещение, подлежащее изъятию, находится в залоге у Агентства.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019 выделено в отдельное производство требование истца об установлении суммы возмещения за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 09.04.2019 г. N 48/28-02-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Аналитическо-консалтинговая группа "Азимут", в размере 11407833 руб. с присвоением отдельного номера дела (NА40-335994/19).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-228494/19 иск удовлетворен. При этом суд первой инстанции исходил из обоснованности и доказанности заявленных исковых требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Агентство обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, перейти к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Мастер" (арендатора спорного Помещения). Заявитель указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела; неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Агентства требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель истца требования апелляционной жалобы не признал. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснил, что договор аренды с ООО "Мастер" прекращен, поэтому оснований для привлечения его в качестве 3-его лица не имеется.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителей 3-х лиц.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Олеко Дудича, д.29, включен в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве.
ООО "ВЕЛЮР" (Правообладатель) является собственником нежилого помещения площадью 56,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0005003:6126, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Олеко Дундича, д.29 (далее - Нежилое помещение), о чем в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) внесена запись от 15.11.2016 N 77-77/007-77/007/023/2016-2993/2.
В отношении Нежилого помещения зарегистрировано обременение в виде ипотеки на основании договора от 10.08.2016 N 080/059-16 в пользу Государственной корпорации "Агентство" по страхованию вкладов".
Суд первой инстанции принял во внимание, что общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. ст. 279 - 282, далее - ГК РФ), Земельным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 49, 56, далее - ЗК РФ) и Жилищным кодексом Российской Федерации (ст. 32, далее - ЖК РФ).
На основании ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с: 1) выполнением международных договоров Российской Федерации; 2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; 3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ N 323) утверждена государственная программа, направленная на обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.
Правительством Москвы подготовлена и реализуется Программа реновации жилищного фонда в городе Москве в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (далее - Закон РФ N4802-1), Законом города Москвы от 17.05.2017 N 14 "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве" (далее- Закон г.Москвы N14), иными, принятыми в целях реализации указанных закона Российской Федерации и закона города Москвы, нормативными правовыми актами города Москвы на основании итогов голосования и результатов проведенных общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, подведенных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 02.05.2017 N245-ПП "Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве".
Согласно ст. 7.4 Закона РФ N 4802-1 нежилые помещения в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации, подлежат изъятию для государственных нужд города Москвы при условии их предварительного и равноценного возмещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 8 Закона г.Москвы N 14 собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии со ст. 2 Закона г.Москвы N 14 правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, ГК РФ, ЖК РФ, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.
В силу подпункта 3.2 п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Как указано в п. 3 ст. 239.2 ГК РФ, отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
На основании ст.ст. 281, 282 ГК РФ если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при этом его правообладателю предоставляется возмещение. При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.
В силу п. 2 ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения.
В соответствии с п. 4.2.14(1) постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент на основании и во исполнение федерального законодательства Устава города Москвы, законов города Москвы, правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы принимает решения об изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах, включенных в решение о реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве.
Во исполнение порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при изъятии нежилых помещений в многоквартирных домах для государственных нужд города Москвы в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23.12.2015 N 941-ПП "Об утверждении порядков взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, а также организаций при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение освобождения территорий города Москвы, и признании утратившими силу правовых актов города Москвы", Департамент уполномочен на совершение следующих действий при изъятии нежилых помещений расположенных в многоквартирных домах включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве:
- направление запроса в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в целях выявления лиц, нежилые помещения которых подлежат изъятию в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве;
- подготовку и принятие правового акта об изъятии нежилых помещений в рамках реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - решение об изъятии нежилых помещений);
- обеспечивает опубликование в порядке, аналогичном порядку, установленному для опубликования сообщений о планируемом изъятии земельных участков, сообщения о планируемом изъятии нежилых помещений;
- направляет решение об изъятии нежилых помещений правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества;
- опубликовывает решение об изъятии нежилых помещений;
- направляет копию решения об изъятии нежилых помещений в Росреестр;
- обеспечивает направление в Департамент экономической политики и развития города Москвы копии решения об изъятии нежилых помещений в целях организации проведения независимой оценки рыночной стоимости изымаемых нежилых помещений, а также определения убытков, причиненных изъятием нежилых помещений;
- обеспечивает подготовку проекта соглашения об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве (далее - соглашение об изъятии) и направление проекта соглашения об изъятии собственнику нежилых помещений для подписания;
- в случае если по истечении 90 календарных дней со дня получения проекта соглашения об изъятии собственником изымаемого нежилого помещения не представлено подписанное соглашение об изъятии, Департамент обращается в суд с требованием о принудительном изъятии нежилого помещения.
Согласно распоряжению Департамента от 13.02.2019 N 5043 "Об изъятии для государственных нужд объекта недвижимого имущества" подлежит изъятию для государственных нужд города Москвы для целей реализации постановления Правительства Москвы от 01.08.2017 N 497-ПП "О программе реновации жилищного фонда в городе Москве", Нежилое помещение, принадлежащее Правообладателю.
На основании отчетом об оценке от 09.04.2019 N 48/28-02-19, выполненного независимой оценочной организацией ООО "Анатилическо-консалтинговая группа "Азимут", определена величина убытков причиненных обладателю прав на изымаемое недвижимое имущество.
Сумма денежной компенсации за изымаемое Нежилое помещение 11407833 руб., и включает в себя рыночную стоимость изымаемого объекта недвижимости, а также иные убытки и расходы, причиненные Правообладателю в связи с изъятием.
В соответствии с требованиями ст. 56.8 и 56.9 ЗК РФ, а также ч. 2 ст. 56.10 ЗК РФ Департамент направил ответчику письмо от 15.05.2019 N ДГИ-И-31503/19 с проектом соглашения (далее - Соглашение) об изъятии нежилых помещений для государственных нужд города Москвы с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Согласно п. 1.2 Соглашения изъятию для государственных нужд города Москвы подлежит нежилое помещение площадью 56,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0005003:6126, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Олеко Дундича, д.29.
Проект соглашения и отчет об оценке получены Ответчиком 29.05.2019, о чем имеется расписка, также документы направлены в адрес Правообладателя по почте, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 12599333102345.
Срок заключения проекта соглашения со стороны правообладателя в соответствии с ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ составляет девяносто дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
Данный срок истек 27.08.2019.
Как указано в ч. 10 ст. 56.10 ЗК РФ, в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В ответ на письмо Департамента N ДГИ-И-31503/19 ответчик представил возражения относительно определенной стоимости изымаемого Недвижимого имущества с предложением заключения соглашения об изъятии на иных условиях. До настоящего времени подписание соглашение со стороны Правообладателя в Департамент не представлено.
Согласно п. 4 ст. 279 ГК РФ со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка.
Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований об изъятии для государственных нужд города Москвы Нежилого помещения на предложенных Департаментом условиях.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Так, рассмотрение вопроса об установлении суммы возмещения за изымаемое имущество в соответствии с отчетом об оценке от 09.04.2019 г. N 48/28-02-19, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Аналитическо-консалтинговая группа "Азимут", в размере 11407833 руб. в отдельном производстве не противоречит нормам действующего законодательства и служившейся судебной практике по таким спорам.
Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества или убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращение прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
В связи с этим доводы заявителя апелляционной жалобы о незаконности определения Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019 о выделении в отдельное производство требования истца об установлении суммы возмещения за изымаемое имущество подлежат отклонению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что у Агентства, как залогодержателя, возникло преимущественное право удовлетворения своих требований при изъятии имущества из государственных нужд не относится к предмету рассматриваемого спора и заявленным исковым требованиям.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что решение суда первой инстанции затрагивает права ООО "Мастер", не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку 03.07.2019 г. ответчик отказался от Договора аренды, заключенного с ООО "Мастер", с 03.08.2019 г. Помещение возвращено арендатором ответчику по акту от 30.09.2019 г.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2020 по делу N А40-228494/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-228494/2019
Истец: ГК "АСВ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ООО "ВЕЛЮР"
Третье лицо: АО "БАНК ДОМ.РФ", ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13707/20
09.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23309/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228494/19
30.08.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-228494/19