город Томск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А67-3291/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Фертикова М.А., |
судей: |
Афанасьева Е.В., |
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области (N 07АП-502/2020) на решение от 16.12.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3291/2019 (судья Понамарева Г.Х.)
по исковому заявлению Муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706) к 1) субъекту Российской Федерации - Томской области в лице департамента финансов Томской области (ИНН 7000000885, ОГРН 1037000100719); 2) Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ИНН
7710168360) интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по
Томской области (ИНН 7021016928)
о взыскании в размере 2 277 720 руб.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) департамент архитектуры и строительства Томской области (ОГРН 1027000883150), 2)
департамент социальной защиты населения Томской области (ОГРН 1027000899045),
лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили (надлежаще извещены),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Томской области в лице департамента финансов Томской области (далее - ответчик) с иском о взыскании за счет ее казны убытков в сумме 14 368 245 руб.
Определением суда от 01.04.2019 в отдельное производство выделено исковое требование о взыскании убытков в виде расходов на приобретение жилого помещения по адресу: г. Томск, пер. Нижний, 47, кв. 167, общей площадью 45,9 кв.м., исходя из стоимости в размере 2 277 720 руб.; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации ИНН 7710168360 (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, корп./стр. 1), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области ИНН 7021016928 (634034, г. Томск, пр. Ленина, д. 27).
Определением суда от 07.05.2019 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, интересы которого
представляет Управление Федерального казначейства по Томской области, а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен: департамент архитектуры и строительства Томской области и департамент социальной защиты населения Томской области.
Решением Арбитражного суда Томской области от 16.12.2019 (в редакции определения об исправлении опечатки от 17.12.2019) взыскано с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска 2 277 720 руб.
В удовлетворении иска к субъекту Российской федерации - Томской области в лице департамента финансов Томской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области обратилось с апелляционной жалобой в которой просит отменить принятое решение и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Томской области как субъекту Российской Федерации были переданы соответствующие полномочия по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета и выделены субвенции из федерального бюджета; считает, необоснованными выводы суда о том, что Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства того, что полученные в спорный период из федерального бюджета субвенции не были полностью распределены по назначению, а также доказательств поступления в городской бюджет муниципального образования Города Томска средств из федерального или областного бюджета на необходимые цели; Томской области были распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2019 год в размере 4 777 587,4 тыс. руб.; считает, что противоправность действий Российской Федерации, наличие причинной связи между ее действиями (бездействием) и наступившими у истца неблагоприятными последствиями не нашли своего подтверждения.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определениями от 26.02.2020, от 20.03.2020, от 24.04.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда судебное заседание переносилось.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Советского районного суда города Томска от 25.05.2017 по делу N 2-129- 2017 администрация была обязана предоставить Колесовой Елизавете Федоровне во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования города Томска, и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 45,6 м2, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 04.04.2017 решение изменено, резолютивная часть решения изложена, администрация была обязана предоставить Колесовой Елизавете Федоровне во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования города Томска, и отвечающее санитарным и техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 45,6 м2.
Основанием для принятия вышеуказанного решения явилось то обстоятельство, что Колесова Е.Ф. является инвалидом, страдает заболеванием F20.0004, указанным в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и имеет право на предоставление дополнительной жилой площади в соответствии с пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь".
Колесова Е.Ф. является инвалидом, инвалидность установлена по результатам повторного освидетельствования бессрочно и поставлена на учет по указанному заболеванию до 01.01.2005 года.
В качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по социальному найму, Колесова Е.Ф. поставлена на учет нуждающихся в получении жилья на основании решения исполкома Ленинского Совета народных депутатов N 64 г. Томска от 07.02.1986, а также в льготный список, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, совместное проживание с которым не возможно, на основании п. 7 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Томской области, утвержденных решение Томского облисполкома от 26.02.1985 N 59.
На момент включения в список действовал Жилищный кодекс РСФСР, в связи с чем, определять принадлежность граждан к категории малоимущих не требовалось.
Обстоятельства в части определения льготного порядка предоставления жилья Колесовой Е.Ф. в силу наличия заболеваний, а также даты постановки ее на учет (до 01.01.2005) являются установленными Советский районным судом г. Томска.
Для целей исполнения названного судебного акта между администрацией и обществом с Жилищно-строительным кооперативом "Нижний, 47" (далее - ЖСК "Нижний, 47") заключен муниципальный контракт от 25.07.2018 N 1-КЖП-2018 (т.1, л. д. 95-103), предметом которого является приобретение благоустроенного жилого помещения расположенного по адресу: г. Томск, пер. Нижний, 47, кв. 167 общей площадью 45,9 кв. (п. 1.2. контракта). Цена контракта составила 2 277 720 руб. (п. 2.1).
Сторонами муниципального контракта 30.07.2018 подписан акт приема-передачи, в соответствии с которым ЖСК "Нижний, 47" передал администрации объект недвижимости - благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящее из 1 комнаты общей площадью 45,9 кв. м, в том числе жилой площадью 30 кв. м, находящейся в кирпичном 10-этажном многоквартирном доме на 3 этаже, по адресу: г. Томск, пер. Нижний, 47, кв. 167 (т.1, л. д. 104).
Платежным поручением от 29.08.2018 N 29.08.2018 администрация произвела оплату муниципального контракта на сумму 2 277 720, руб. (т.1, л. д. 105).
В соответствии с распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 17.10.2018 N 1457 Колесовой Е.Ф. из муниципального жилого фонда по договору социального найма от 31.10.2018 N8, заключенному с МО "Город Томск", предоставлено жилое помещение N167 общей площадью 45,9 м2, по адресу: г. Томск, пер. Нижний, 47 (т.1, л. д. 111-112).
Полагая, что расходы, связанные с приобретением инвалиду квартиры, поставленному на учет до 01.01.2005, подлежат возмещению, истец предъявил в суд настоящий иск (с учетом уточнений).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованным, и при этом исходит из следующего.
Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01 января 2005 года), статьи 26.3 Закона об органах государственной власти субъектов Российской Федерации, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года N 258-О осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенной категории граждан (детей-сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона о социальной защите инвалидов предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Статьями 14, 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), статьями 14, 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона о местном самоуправлении).
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона об инвалидах, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав только указанной в ней категории граждан (определение Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2017 N 13-КГ16-18).
Следовательно, за гражданами, не реализовавшими до 01.01 2005 право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учет после указанной даты это право сохраняется.
По смыслу статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Колесова Е.Ф. является лицом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, встала на учет именно в данном качестве в целях получения жилого помещения по договору социального найма до 01.01.2005, обеспечение ее жилым помещением относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ).
Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Законом N 181-ФЗ граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
В силу части 1 статьи 19 Закона N 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации (части 2, 3 статьи 19 Закона N 131-ФЗ).
Частью 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 4 Закона Томской области от 06.06.2006 N 116-ОЗ "О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области:
формируют списки из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. Очередность в списках устанавливается в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Отдельно из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, формируются списки лиц, имеющих право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, установленное жилищным законодательством;
ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Администрацией Томской области, указанные списки, а также иные сведения по запросам Администрации Томской области, предусмотренные действующим законодательством.
Социальная выплата в соответствии с настоящим Законом предоставляется гражданам после зачисления на счет областного бюджета средств федерального бюджета на указанные цели (статья 2 данного закона).
В соответствии со статьей 3 названного закона порядок предоставления в соответствии с настоящим Законом социальной выплаты гражданам для приобретения (строительства) жилых помещений в собственность определяется постановлением Администрации Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а "О Порядке предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность" органам местного самоуправления муниципальных образований предписано представлять в Департамент социальной защиты населения Томской области:
1) ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ;
2) ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, сведения о предоставлении жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на получение социальной выплаты в соответствии с Законом Томской области от 6 июня 2006 года N 116-ОЗ.
Социальные выплаты предоставляются только один раз в порядке очередности в соответствии со сводным списком, сформированным и утвержденным в целом по Томской области Департаментом социальной защиты населения Томской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 2 Порядка предоставления социальных выплат гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность, утвержденного названным постановлением Администрации Томской области от 10.07.2006 N 90а).
В соответствии с пунктами 4 - 6 указанного Порядка, после поступления средств из федерального бюджета в течение десяти рабочих дней на основании сводного списка Департамент архитектуры и строительства Томской области письменно уведомляет орган местного самоуправления о планируемом выделении социальной выплаты очереднику, состоящему на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (жилых помещениях).
Орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней с даты направления Департаментом архитектуры и строительства Томской области уведомления вручает гражданину под роспись письменное уведомление о планируемом предоставлении социальной выплаты и дает разъяснения о порядке предоставления и реализации социальной выплаты.
Гражданин в течение двадцати рабочих дней после получения уведомления представляет в Департамент архитектуры и строительства Томской области заявление на предоставление социальной выплаты по форме согласно приложению к настоящему Порядку с приложением документов.
Суд первой инстанции, принимая во внимание вышеназванные нормы, учитывая, что Колесова Е.Ф. поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилой площади до 01.01.2005, пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению установленный статьей 28.2 Закона N 181- ФЗ порядок обеспечения жилыми помещениями, согласно которому полномочия по реализации мер социальной поддержки инвалидов, включая обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 01.01.2005, переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, в том числе Томской области.
Из материалов дела следует, что Колесова Е.Ф. была включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, учетный номер Колесовой Е.Ф. - N 171 по состоянию на 28.02.2014 (т.2, л. д. 139), по состоянию на 30.01.205 - N 124 (т.2, л. д.142), по состоянию на 29.01.2016 и на 27.01.2017 - N 11 (т.2, л. д. 144, 146).
Департамент архитектуры и градостроительства Томской области уведомил Главу администрации Ленинского района г. Томска о планируемом выделении социальных выплат в размере 635 056 руб., гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, согласно списку, в том числе Колесовой Е.Ф. (п/пN 11), что подтверждается письмом от 11.04.2016 N 56-05- 0787 (т.3, л. д. 57-58).
Администрация Ленинского района города Томска уведомила Колесову Е.Ф. о планируемом выделении социальной выплаты, уведомление получено Колесовой Е.Ф. 19.04.2006 г. (т.3, л. д. 60).
В установленный срок документы, необходимые для получения социальной выплаты, в департамент архитектуры и градостроительства не поступили.
В 2017 году Департамент архитектуры и градостроительства Томской области уведомил Главу администрации Ленинского района г. Томска о планируемом выделении социальных выплат в размере 646 524 руб., гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, согласно списку, в том числе Колесовой Е.Ф. (п/пN 5), что подтверждается письмом от 18.04.2017 N 56-05-0608 (т.3, л. д. 61-62).
Согласно представленной в материалы дела телефонограмме, Колесова Е.Ф. была уведомлена о планируемом выделении социальной выплаты по телефону, от получения уведомления Колесова Е.Ф. отказалась в виду наличия в судебного разбирательства в Советском районном суде г. Томска по вопросу предоставления ей во внеочередном порядке жилого помещения на территории г. Томска (т.3, л. д. 64).
Колесова Е.Ф. отказалась от получения социальной выплаты (т.2, л. д. 88).
В материалы дела не представлено доказательств поступления в городской бюджет муниципального образования города Томска средств из федерального или областного бюджета на обеспечение жильем инвалидов, страдающих хроническим психическим заболеванием, указанном в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, как и доказательств подтверждающих факт передачи из федеральной собственности в муниципальную собственность города Томска жилого помещения с целью предоставления их по договорам социального найма указанной категории граждан.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на то, что исполняя вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции администрация города Томска при отсутствии финансирования из вышестоящих бюджетов, не правомерно расходует местный бюджет на выполнение государственных полномочий, в связи с чем несет убытки, обеспечивая инвалидов жилыми помещениями.
Довод заявителя жалобы о том, что Российская Федерация исполнила обязательства перед субъектом по выделению субвенций на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем инвалидов, подлежит отклонению, поскольку поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены.
Из материалов дела следует, что субъектом Российской Федерации были совершены действия по исполнению государственных полномочий по обеспечению инвалида Кесовой Е.Ф., поставленной на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2015, вместе с тем, Колесова Е.Ф. не воспользовалась правом на получение социальной выплаты.
По смыслу статьи 31 Федерального закона N 181-ФЗ при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что понесенные истцом убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета. Таким образом, причинно-следственная связь между противоправным бездействием ответчика и наступившими у истца убытками доказана материалами дела.
Отклоняя ссылка ответчика (2) на то, что на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 г. Томской области распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской федерации; бюджету Томской области в 2019 г. доведены субвенции из федерального бюджета на исполнение полномочий, предусмотренных законом N 181-ФЗ; суд первой инстанции правомерно исходил из того, что перечисленные бюджету Томской области субвенции не могут быть направлены на возмещение расходов, связанных на исполнение решения суда общей юрисдикции, а распределение дотаций на 2019 и плановый период 2020 и 2021 г. не доказывает факта выделения средств на улучшение жилищных условий инвалидов, вставшем на учет до 01.01.2005, в том числе на компенсацию затрат истца на приобретения спорного жилого помещения.
Министерством финансов Российской Федерации не представлены доказательства того, что полученные в спорный период из федерального бюджета субвенции не были полностью распределены по назначению.
Материалами дела подтверждено, что истец выполнил свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий истцу не компенсировал.
В рассматриваемой ситуации при предоставлении Колесовой Е.Ф. спорной квартиры, истец ограничен в полномочиях по распоряжению данным объектом недвижимого имущества. Таким образом, предоставление жилья за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у истца убытков.
В соответствии со статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджета осуществляется только на основании судебного акта.
При указанных обстоятельствах, заявленное требование правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция о правомерности отнесения расходов на приобретения жилья инвалиду, поставленному на учет до 01.01.2005 года, на Российскую Федерацию, отражен в частности в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.10.2019 по делу N А46-405/2019.
Доводы подателя жалобы о том, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства дела, собранные по делу доказательства, исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и получили надлежащую правовую оценку в судебном акте.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 16.12.2019 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3291/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
М.А. Фертиков |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3291/2019
Истец: "Город Томск" в лице Администрации города Томска
Ответчик: в лице Министерства Финансов РФ, Томская область в лице Департамента финансов Томской области
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федерального казначейства по Томской области
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3656/20
10.06.2020 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-502/20
16.12.2019 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3291/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Томской области N А67-3291/19