Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2020 г. N Ф07-9925/20 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А21-12306/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Шалагиновой Д.С.
при участии:
не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7010/2020) МП "Калининградтеплосеть" ГО "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2020 по делу N А21-12306/2019, принятое
по иску МП "Калининградтеплосеть" ГО "Город Калининград"
к ООО "Грандводсервис"
3-и лица: 1. ООО "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс"
2. ООО "Балтийские новости плюс"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375; адрес: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, 58, далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Грандводсервис" (ОГРН 1073906007284, ИНН 3906170141; адрес: 236029, г.Калининград, ул. Малая Лесная, д. 9, кв. 31, далее - ООО "Грандводсервис", Общество) о взыскании убытков, с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в размере 125 120,46 рублей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2020 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении искового заявления отказа, возвратил муниципальному предприятию "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" государственную пошлину в размере 1185 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 35738 от 9.09.2019.
Не согласившись решением суда, МП "Калининградтеплосеть" ГО "Город Калининград" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить; принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования МП "Калининградтеплосеть" к ООО "Грандводсервис" о взыскании убытков в размере 125 120, 46 рублей удовлетворить в полном объеме.
По мнению заявителя, в связи с тем, что в рассматриваемом случае собственниками помещений в МКД принято решение о прямых расчетах, в силу ранее действующей части 7.1 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации между собственниками МП "Калининградтеплосеть" не возникло прямого договора, соответственно, управляющая организация признается исполнителем коммунальных услуг, в том числе в исковой период на основании части 6 статьи 3 Закона N 59-ФЗ. После вступления в силу статьи 157.2 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений МКД, находящихся под управлением ООО "Грандводсервис" должны были составить новый протокол общего собрания собственников с решением вопроса о переходе на прямые договора между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией. ООО "Грандводсервис" является исполнителем коммунальных услуг в отношении собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов 105 по ул. Гайдара; д. 23 по Согласия, д. 95 по ул. Гайдара, д. 32-38 по ул. генерал-лейтенанта Озерова, д. 2-8 по пер. Партизанскому, д. 3-9 по пер. Северный в городе Калининграде. Поскольку осуществление начисления платежей за коммунальные услуги, оформление платежных документов и их направление потребителям коммунальных услуг являются одной из составляющих деятельности по управлению многоквартирным домом, управляющая организация должна предусматривать соответствующие расходы в составе; средств, направленных на управление многоквартирным домом. Ответчиком не представлены документы, подтверждающие факт несения управляющей организацией расходов по ведению лицевых счетов, печать и доставку платежных документов. МП "Калининградтеплосеть" не согласно с доводами Ответчика о том, что тариф МП "Калининградтеплосеть" на 2016 - 2023 годы включает в себя затраты организации на оформление платежных документов и доставку их потребителям. При установлении цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по различным регулируемым видам деятельности. При установлении цен (тарифов) также не допускается учет расходов регулируемой организации на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, учитываемых в расходах за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Не допускается учет расходов на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежных документов собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Заявитель полагает, что судом не дана оценка правоотношений возникших между МП "Калининградтеплосеть" и ООО "Грандводсервис", как ресурсоснабжающей организации и исполнителем коммунальных ресурсов. МП "Калининградтеплосеть" считает, что возникновение у истца убытков в виде реального ущерба (плата третьим лицам за оказанные услуги) связано с противоправным поведением ответчика (неисполнение своих обязательств, предусмотренных законом и договором).
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в том числе посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству и публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Согласно материалам дела, 12.07.2010 МП "Калининградтеплосеть" (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "Грандводсервис" (Исполнитель коммунальной услуги) заключен договор снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть, согласно которому ресурсоснабжающая организация обязалась подавать исполнителю коммунальной услуги через присоединенную сеть энергию, а исполнитель коммунальной услуги обязался в свою очередь оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В обоснование исковых требований Предприятие ссылается на то, что в связи с уклонением Обществом от исполнения в полной мере обязанностей, возложенных на него как на управляющую организацию, Предприятие с целью недопущения нарушения действующего законодательства вынуждено было нести бремя расходов на осуществление расчетов и ведение лицевых счетов потребителей, изготовление и доставку квитанций потребителям.
Для этих целей с ООО РИВЦ "Симплекс" и с ООО "Балтийские новости плюс" заключены соответствующие договоры.
Согласно уточненному расчету истца, за услуги по доставке квитанций в период с августа 2016 года по декабрь 2018 года Предприятие понесло расходы в размере 38 369,96 рублей, а за ведение лицевых счетов и печати квитанций 86 750,50 рублей.
Полагая, что указанные расходы являются убытками в виде реального ущерба, связаны с противоправном поведением ответчика (неисполнение своих обязанностей, предусмотренных законом), Предприятие обратилось с претензией от 08.02.2019 N 3117 об оплате Обществом указанных расходов Предприятия.
Отсутствие удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на общих собраниях, проведенных в 2009, 2010, 2016 годах собственниками помещений МКД, последними были приняты решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Истец по собственной воле и в своем интересе без ведома и согласия ответчика и/или потребителей заключил с ООО РИВЦ "Симплекс" и ООО "Балтийские новости плюс" договоры на оказание услуг по осуществлению расчетов и ведение лицевых счетов потребителей, а также на доставку им квитанций, стороной которых ни ответчик, ни потребители не являются. Заключение указанных договоров не было исполнением воли (решения) потребителей, а преследовало цели и решение коммерческих задач самого истца. Возложение на исполнителя коммунальных услуг дополнительных расходов, которые не подтверждены решениями собственников МКД, не следует из императивных норм права. Хозяйственная деятельность истца по оказанию соответствующих услуг не может быть возложена на ответчика, коммерческие риски истца не могут быть отнесены на ответчика без согласия последнего и соответствующих норм права, возлагающих на ответчика такого рода обязанность. Судом установлено, что, заключая договоры с третьими лицами и неся при этом соответствующие расходы по оплате за осуществление расчетов и ведение лицевых счетов потребителей и доставку им квитанций, истец действовал исключительно в своем интересе, не исполняя при этом ни требования ответчика, ни нормы закона, ни решения собственников помещений в МКД, принявшим решения об оплате коммунальных ресурсов напрямую в ресурсоснабжающие организации. Обратного истцом не доказано. При таких обстоятельствах, заключение истцом самостоятельных договоров на оказание услуг по ведению расчетов с гражданами и доставку им квитанций в силу статей 1, 9, 308 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации является диспозитивным правом истца и само по себе не может возлагать на ответчика выполнение каких-либо обязанностей.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения на основании следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Из содержания приведенной нормы следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Данному положению корреспондирует часть 1 статьи 155 этого Кодекса, предусматривающая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) также предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Правила N 354 определяют исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги, а расчетный период как календарный месяц и устанавливают требования к содержанию платежного документа (пункты 2, 37, 69).
В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель коммунальных услуг обязан: производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и других приборов учета; принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг; информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354.
В связи с этим любая, в том числе и ресурсоснабжающая, организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана в соответствии с пунктом 67 Правил предоставить потребителям платежные документы до первого числа месяца, следующего за предыдущим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются в том числе в договорах электроснабжения, заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является выполнением стандарта по управлению многоквартирным домом (подпункт "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416).
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59) предусмотрено, что в случае представления собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, для внесения платы за коммунальные услуги за период после прекращения соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, такие лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, обязаны уплатить собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме, которым были представлены указанные платежные документы, штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате, за исключением случаев, если такое нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платежных документов собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме.
Таким образом, Федеральным законом N59 предусмотрена обязанность управляющей организации по выплате штрафа собственникам помещений в многоквартирном доме в случае выставления ею платежных документов после заключения прямых договоров.
Подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110, предусмотрено отнесение к лицензионным требованиям соблюдения требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, которая предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. В свою очередь, пунктом 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.
При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и на нее возлагается обязанность по предоставлению платежных документов потребителям, выставление соответствующих платежных документов лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в указанном случае является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110.
Исходя из вышеуказанных норм права следует, что законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации в отсутствие прямого договора с собственником помещения возлагать на себя функции, связанные с осуществление расчетов и ведение лицевых счетов потребителей, изготовление и доставку квитанций потребителям.
В данном случае, материалами дела установлен факт отсутствия заключения непосредственно собственниками помещений прямых договоров с МП "Калининградтеплосеть" ГО "Город Калининград", в связи с чем, суд первой инстанции правомерно руководствуясь нормами статей 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказал в удовлетворении исковых требований Предприятия.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства, предусмотренные частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционным судом не установлены.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.01.2020 по делу N А21-12306/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12306/2019
Истец: МП "Калининградтеплосеть"
Ответчик: ООО "Грандводсервис"
Третье лицо: ООО "Балтийские Новости Плюс", ООО "Расчетный информационно-вычислительный центр "Симплекс"