г. Тула |
|
9 июня 2020 г. |
Дело N А09-7412/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.06.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Левиной М.А., при участии в судебном заседании заинтересованного лица - управления по строительству и развитию территории города Брянска (г. Брянск, ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926) - Марченковой Е.С. (доверенность от 09.01.2020 N 28/0003) (до перерыва), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Покровские ряды" (г. Брянск, ОГРН 1033265005113, ИНН 3234028977), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2019 по делу N А09-7412/2019 (судья Халепо В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Покровские ряды" (далее - ООО "Покровские ряды", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области к управлению по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление) с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа от 09.04.2019 N 28/4029 в продлении срока действия разрешения от 20.12.2010 N RU 32301000-1248 на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по улице Октябрьская в Советском районе г. Брянска, обязании продлить срок действия указанного разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
В судебном заседании 26.05.2020 объявлялся перерыв до 02.06.2020.
Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения сведений в информационном сервисе "Календарь судебных заседаний" на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
ООО "Покровские ряды" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для его изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановления Брянской городской администрации от 27.08.2003 N 1559 между Брянской городской администрацией в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству (арендодатель) и ОАО "СУ-848" (арендатор) 02.09.2003 заключен договор аренды N 26081 земельного участка с кадастровым номером 32:32:031645:2, площадью 2155 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Октябрьская.
Указанный договор зарегистрирован в установленном порядке в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между ОАО "СУ-848" и ООО "Стройдорсервис" 01.06.2004 заключен договор переуступки прав, в соответствии с которым ОАО "СУ-848" передало свои права и обязанности арендатора по договору аренды от 02.09.2003 N 26081 ООО "Стройдорсервис", о чем в единый государственный реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись от 07.07.2004 N 32-1/28- 23/2004-619.
В дальнейшем, 15.11.2004 по договору уступки прав ООО "Стройдорсервис" свои права на земельный участок передало ООО "Покровские ряды", о чем также имеется соответствующая запись в едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании решения Арбитражного суда Брянской области от 16.12.2010 по делу N А09-8562/2010, оставленного без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2011, Брянской городской администрацией 20.12.2010 ООО "Покровские ряды" выдано разрешение N RU 32301000-1248 на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения на земельном участке, расположенном по улице Октябрьской в Советском районе г. Брянска, со сроком действия до 05.04.2012.
Срок действия указанного разрешения 25.01.2012 продлен до 05.04.2013.
Постановлением Брянской городской администрации от 27.08.2012 N 2103-п разрешение на строительство от 20.12.2010 N RU 32301000-1248 отменено.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 09.08.2013 по делу N А09-8625/2012, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2014, постановление Брянской городской администрации от 27.08.2012 N 2103-п признано недействительным.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.06.2014 по делу N А09-3091/2014, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2014 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2015, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления ООО "Покровские ряды" от 04.02.2014 о продлении срока действия разрешения на строительство N RU 32301000-1248 от 20.12.2010 многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения по ул. Октябрьской в Советском районе г. Брянска, на управление возложена обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу продлить срок действия разрешения на строительство N RU 32301000-1248 от 20.12.2010 до 05.08.2015.
Впоследствии действие указанного разрешения на строительство продлено управлением на основании заявления общества до 10.04.2019.
ООО "Покровские ряды" 03.04.2019 обратилось в управление с заявлением от 20.03.2019 N 72 о продлении срока действия разрешения на строительство N RU 32301000-1248 на 12 месяцев, то есть до 10.04.2020.
По результатам рассмотрения указанного заявления управление, со ссылкой на пункт 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и письмо государственной строительной инспекции Брянской области от 05.04.2019 N 143-и, согласно которому застройщиком в рамках разрешения на строительство N RU 32301000-1248 работы не велись, отказало во внесении изменений в названное разрешение в части продления срока его действия.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, в связи с чем удовлетворил заявленные требования и возложил на управление обязанность продлить срок действия разрешения на строительство до 10.12.2020.
Проверив в порядке апелляционного производства обжалуемый судебный акт, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Порядок, основания выдачи разрешения на строительство, внесения в него изменений предусмотрены статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории и дающий застройщику право осуществлять строительство, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с частью 19 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 данной статьи.
Исходя из части 21.14 статьи 51 ГрК РФ в срок не более чем семь рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. Продление срока действия разрешения на строительство производится на основании соответствующего заявления, предоставление застройщиком каких-либо иных документов не требуется.
Перечень оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство установлен частью 21.15 статьи 51 ГрК РФ, в силу пункта 7 которой наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 данного Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство.
Как следует из материалов дела, управление в целях рассмотрения поданного обществом "Покровские ряды" заявления от 20.03.2019 N 72 о продлении срока действия разрешения N RU 32301000-1248 на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения на земельном участке, расположенном по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Октябрьская, обратилось в государственную строительную инспекцию Брянской области с межведомственным запросом от 04.04.2019 N 28/3771, в котором просило в трехдневный срок предоставить информацию о том, начаты ли работы по строительству данного объекта в рамках разрешения на строительство N RU 32301000-1248 и направлялось ли ООО "Покровские ряды" в адрес инспекции извещение о начале работ по строительству объекта.
Согласно ответу строительной инспекции от 05.04.2019 N 143-и по состоянию на текущий момент застройщиком в рамках разрешения на строительство N RU 32301000-1248 работы на вышеуказанном земельном участке не велись; названный объект зарегистрирован в инспекции для осуществления государственного строительного надзора в соответствии с действующим законодательством.
С учетом данного ответа, управлением на основании пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ принято решение об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство, которое оформлено письмом от 09.04.2019 N 28/4029.
Суд первой инстанции, признавая спорный отказ недействительным, исходил, в частности, из того, что в письме государственной строительной инспекции Брянской области отсутствуют ссылки на конкретные мероприятия государственного строительного надзора, в результате которых был установлен факт отсутствия начатых работ по строительству.
Судебная коллегия поддерживает данную позицию суда в связи со следующим.
В силу прямого указания нормы пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ информация о выявленном факте отсутствия начатых работ по строительству объекта должна быть получена в рамках государственного строительного надзора.
Государственный строительный надзор осуществляется в соответствии со статьей 54 ГрК РФ и Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение N 54).
Пунктом 9 Положения N 54 предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Из материалов дела усматривается, что содержащийся в письме от 05.04.2019 N 143-и вывод о том, что застройщиком в рамках разрешения на строительство N RU 32301000-1248 работы не велись, сделан государственной строительной инспекцией Брянской области по результатам осмотра территории строительной площадки объекта "Многоэтажный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения" (акт осмотра от 05.04.2019).
При этом согласно представленным строительной инспекцией пояснениям от 25.02.2020 N 129-4 проверка в рамках государственного строительного надзора на данном объекте не проводилась.
Принимая во внимание изложенное и учитывая отсутствие в деле документов, свидетельствующих о том, что факт отсутствия начатых работ по строительству объекта был выявлен в ходе государственного строительного надзора, как того требуют положения пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ (отсутствуют приказ (распоряжение) о назначении проверки, акт проверки), суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда области о недействительности оспариваемого отказа в продлении срока действия разрешения на строительство, содержащегося в письме от 09.04.2019 N 28/4029.
Между тем, судебная коллегия не считает возможным согласиться с избранной судом мерой по восстановлению нарушенных прав заявителя в виде возложения на управление обязанности внести изменения в разрешение на строительство N RU 32301000-1248 путем продления срока его действия до 10.12.2020.
В силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворяя требования заявителя о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда и производится на основании оценки представленных в дело доказательств и фактических отношений сторон спора, а также в пределах требований действующего законодательства.
По смыслу нормативных положений статьи 2 АПК РФ, правосудие не может подменять собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе в случаях, когда на такие органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений в рамках установленной процедуры. Иное означало бы подмену судом своими действиями деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, что противоречит принципу разделения власти и самостоятельности ветвей власти (статья 10 Конституции Российской Федерации).
В рассматриваемой ситуации информация о выявленном факте отсутствия начатых работ по строительству многоэтажного жилого дома, полученная в установленной законом процедуре, то есть в рамках государственного строительного надзора, в материалах дела отсутствует.
Поэтому апелляционный суд полагает преждевременным наложение на управление обязанности продлить срок действия разрешения на строительство N RU 32301000-1248 и в целях восполнения данного недостатка считает необходимым обязать управление повторно рассмотреть по существу в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ заявление ООО "Покровские ряды" о продлении срока действия спорного разрешения.
Ссылка управления на отсутствие в материалах дела документов, подтверждающих извещение уполномоченного органа о начале работ по строительству многоэтажного жилого дома, с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 ГрК РФ, как основание для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство (пункт 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку из содержания оспариваемого ненормативного акта не следует, что данное обстоятельство явилось основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.
Довод апелляционной жалобы (ходатайство) о наличии оснований для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, государственной строительной инспекции Брянской области отклоняется судебной коллегией на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы основанием для привлечения в процесс третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, является правовая ситуация, при которой судебный акт по рассматриваемому делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Для того чтобы быть привлеченным в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, лицо должно иметь выраженный экономический или иной правовой интерес на будущее. То есть после разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон. Иными словами, после разрешения дела между заявителем и заинтересованным лицом возникает право на иск или у сторон появляется возможность предъявления иска к третьему лицу, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
В данном случае, учитывая, что предметом спора является требование ООО "Покровские ряды" о признании незаконным отказа управления в продлении срока действия разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права или обязанности государственной строительной инспекции Брянской области по отношению к одной из сторон, а решение суда, в свою очередь, не будет являться самостоятельным основанием для возникновения, изменения или прекращения каких-либо прав или обязанностей у этого лица по отношению к заявителю или заинтересованному лицу.
При таких обстоятельствах оснований для привлечения к участию в деле указанного лица не имеется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание избрание судом ненадлежащего способа восстановления нарушенных прав заявителя, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ полагает возможным изменить резолютивную часть решения суда первой инстанции в части избранной им правовосстановительной меры, оставив без изменения обжалуемый судебный акт в остальной части.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2019 по делу N А09-7412/2019 изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения суда в следующей редакции: "Обязать управление по строительству и развитию территории города Брянска повторно рассмотреть по существу заявление общества с ограниченной ответственностью "Покровские ряды" от 20.03.2019 N 72 о продлении разрешения N RU 32301000-1248 на строительство многоэтажного жилого дома со встроенными помещениями общественного назначения, расположенного по адресу: г. Брянск, Советский район, ул. Октябрьская, в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.".
В остальной части решение Арбитражного суда Брянской области от 29.10.2019 по делу N А09-7412/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7412/2019
Истец: ООО " Покровские ряды"
Ответчик: Управление по строительству и развитию территории г.Брянска
Третье лицо: Государственная строительная инспекция, Государственная строительная инспекция Брянской области