г. Воронеж |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А64-7407/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2020.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Осиповой М.Б.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая фирма "Клевер" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.11.2019 по делу N А64-7407/2019, принятое по заявлению Территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области (ОГРН 10668290000567, ИНН 6829018057) к обществу с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая фирма "Клевер" (ОГРН 1166820057623, ИНН 6827026824) о привлечении к административной ответственности предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии:
от ООО "ФФ "Клевер"- Колганов Г.П.-представитель по доверенности от 12.11.2019 сроком до 12.11.2020, после перерыва-не явился, извещен;
от ТО Росздравнадзора по Тамбовской области- Высоцкая С.В. представитель по доверенности от 05.02.2020 сроком до 31.12.2020
Дело слушалось 27.05.2020, в порядке ст.163 АПК РФ в заседании объявлялся перерыв до 03.06.2020.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Росздравнадзора по Тамбовской области (далее - заявитель, ТО Росздравнадзора, административный орган) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая фирма "Клевер" (далее - ООО "ФФ "Клевер", Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.11.2019 требования удовлетворены, Общество с ограниченной ответственностью "Фармацевтическая фирма "Клевер" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с обжалуемым судебным актом, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "ФФ "Клевер" указало, что судом первой инстанции не исследован порядок привлечения Общества к административной ответственности. ООО ФФ "Клевер" не было извещено о дате и месте составления протокола, не присутствовало при его составлении, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, влекущим отказ в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, при проведении документарной проверки ТО Росздравнадзора были нарушены требования ст.11, ч.4 ст.16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Федеральный закон N 294-ФЗ", т.к. внеплановая проверка была проведена в отсутствие каких-либо извещений проверяемого лица, ему не были вручены заверенная копия приказа о проведении проверки, мотивированный запрос о предоставлении документов на проверку, акт проверки, что является недопустимым и применительно к ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ влечет недействительность результатов проверки.
Материалами дела не доказано событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, в частности, факт безрецептурного отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. Необходимые кадры, помещение, инвентарь и оборудование для соблюдения законодательства о фармацевтической деятельности у Общества имеются в полном объеме.
Территориальный орган Росздравнадзора по Тамбовской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В частности, административный орган указывает, что Общество было надлежащим образом извещено о явке для ознакомления с актом проверки и о составлении протокола об административном правонарушении. Указанная информация передана посредством электронной почты с вложением скана телефонограммы. Ранее по указанному электронному адресу велась переписка в ходе проверки, в том числе направлялся приказ о проведении проверки с перечнем необходимых для проверки документов (исх.N 68-01.05-227/19 от 25.07.2019). Указанный способ извещения допустим в силу разъяснений, содержащихся в п.24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участников процесса и свидетеля, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Территориальным органом Росздравнадзора по Тамбовской области на основании приказа от 25.07.2019 N Пр68-03.15-56/19 (л.д.8-11) в отношении ООО "ФФ "Клевер" проведена внеплановая документарная проверка с целью исполнения поручения Росздравнадзора от 19.03.2019 N 01Вп-15/19.
По результатам составлен акт проверки от 20.08.2019 N А68-03.15-56/19 (л.д.12-17), в котором зафиксированы следующие нарушения:
- В нарушение п. "а" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1081 (далее Положение) у ООО ФФ "Клевер" отсутствует оборудование, необходимое для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность.
Согласно представленной копии договора аренды торгового аптечного оборудования от 10 июня 2016 года в аптеке готовых лекарственных форм ООО "ФФ Клевер" имеется один гигрометр, нет термометров.
В нарушение п. 7 Правил хранения лекарственных средств, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 августа 2010 г. N 706н, п. 39, 40 Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.09.2016 г N 646н, в аптечной организации отсутствуют запасные поверенные средства измерения на случай ремонта, технического обслуживания, поверки оборудования и средств измерения; отсутствуют термометры для измерения температуры внутри холодильников.
- В нарушение п.п. "г" п. 5 Положения не соблюдаются в аптеке готовых лекарственных форм ООО ФФ "Клевер" правила регистрации операций, связанные с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно- количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения, хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; не соблюдаются правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
При анализе предоставленных выписок из специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, по препаратам с международным непатентованным наименованием Прегабалин выявлены нарушения п. 5, 6, 7 Правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 17 июня 2013 г. N 378н:
листы журналов учета, заполняемых в электронной форме, ежемесячно не распечатываются, не нумеруются, не подписываются лицом, уполномоченным на ведение и хранение журналов учета, и не брошюруются по наименованиям лекарственного средства, дозировке, лекарственной форме. Не предоставлены приходные и расходные документы, подтверждающие записи в выписках из специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения. Согласно информации организаций оптовой торговли лекарственными средствами (вх. N В68-01.05-238/19-1 от 22.07.2019) в аптеку готовых лекарственных форм ООО ФФ "Клевер" по адресу 393766, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Лермонтова, д.4, кв. З с 01.01.2019 по 20.07.2019 поступило 339 упаковок лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием Прегабалин. Накладные на получение указанных лекарственных препаратов не представлены.
Выявлено нарушение п. 1 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения:
в представленных выписках из специальных журналов учета операций не указаны приходные документы от ООО "Пульс Воронеж" накладная N ВРН00481462 от 14.07.2019 на поставку лекарственного препарата Лирика капе. 300 мг N 56 производства PfizerManufacturingDeutschland, Германия, серия CG3216 в количестве 2 упаковок и накладная N ВРН00473960 от 10.07.2019 на лекарственный препарат Лирика капе. 150 мг N14 в количестве 5 упаковок.
В аптеке ООО ФФ "Клевер" не соблюдаются правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения: выявлены нарушения п. 4, п. 14, п. 19 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.07.2017 N 403н:
лекарственные препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащие предметно- количественному учету: Прегабалин, Лирика в аптеке ООО ФФ "Клевер" отпускались без рецепта врача. Рецепты на бланках формы N 148-1/у-88 на указанные препараты (срок хранения рецепта 3 года), не представлены. Препараты, включенные в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, отпускались лицом, не имеющим фармацевтического образования.
- В нарушение п.п. "и" п. 5 Положения ООО ФФ "Клевер" не предоставило документы на руководителя аптечной организации: трудовой договор, диплом об образовании, сертификат специалиста, трудовую книжку.
- В нарушение п.п. "л" п.5 Положения ООО ФФ "Клевер" представлены ксерокопия диплома о профессиональной переподготовке 1772403693465, peг номер 2016000138, выдан Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Столичный центр "Бизнеса и Администрирования" от 18.03.2016 и ксерокопия сертификата специалиста 1177240918819 peг. номер 2016000138, выдан АНО "СЦБА" 18.03.2016 Пастушок Ирине Леонидовне в том, что она допущена к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности "Фармация".
Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541 н, Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.02.2016 г. N 83н, профессиональная переподготовка по специальности "Фармация" не допускается.
В связи с этим, Пастушок Ирина Леонидовна не может быть допущена к осуществлению фармацевтической деятельности. Документы об образовании на второго фармацевта не представлены.
22.08.2019 заместителем начальника отдела по контролю за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий ТО Росздравнадзора по Тамбовской области в отношении Общества составлен протоколN 44 об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.1 КоАП РФ. Содержание протокола идентично акту проверки. Протокол составлен в отсутствие представителя Общества. (л.д.6-7).
09.09.2019 ТО Росздравнадзора обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о привлечении ООО ФФ "Клевер" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях ООО "ФФ "Клевер" объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции указал, что порядок привлечения Общества к административной ответственности заявителем нарушен не был, протокол по делу об административном правонарушении вынесен надлежащим лицом и отвечает требованиям статьи 25.1, статьи 28.2 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что ООО "ФФ "Клевер" не было извещено о проведении проверки судом области отклонен как несоответствующий представленным доказательствам, поскольку в материалах дела имеется скриншот, подтверждающий факт направления приказа о проведении проверки 25.07.2019 г., то есть на дату его вынесения, посредством направления сообщения по адресу электронном почты ООО "ФФ "Клевер" административный орган 20.08.2019 г. извещал Общество о возможности ознакомиться с актом проверки с приложением телефонограммы о необходимости явки 22.08.2019 г. для составления протокола об административном правонарушении, что также подтверждается соответствующим скриншотом.
Иные доводы Общества, касающиеся порядка проведения проверки, судом первой инстанции не приняты по основанию, что они не являются грубыми в смысле положений статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с ч.1 ст.268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Согласно части 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Следовательно, одним из условий законности применения мер административного принуждения по факту выявленного правонарушения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
В силу ч.ч.2-4 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.(ч.4.1).
Таким образом, составление протокола производится в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается запись. Составить протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, можно только при наличии бесспорных доказательств его извещения в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Как следует из пункта 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) нарушение порядка привлечения к административной ответственности является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу пункта 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 44 от 22.08.2019 составлен в отсутствие представителей Общества.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ТО Росздравнадзора указывало, что ООО "ФФ "Клевер" извещалось о проведении проверки и о дате и времени составления протокола по делу об административном правонарушении посредством электронной почты gleb68russ@yandex.ru (л.д.54). При этом доказательств того, что указанные сообщения были получены и прочитаны, у административного органа не имеется. С соответствующим запросом он обратился в ООО "Яндекс" только 28.05.2020.
При этом ООО "ФФ "Клевер" в ходе всего судебного разбирательства отрицало принадлежность ему указанного адреса электронной почты.
Доброшенная в судебном заседании 03.06.2020 в качестве свидетеля главный государственный инспектор отдела контроля за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий Чичерина С.Е. пояснила суду, что указанный адрес получен другим сотрудником ТО Росздравнадзора в ходе телефонного разговора по телефону, указанному на официальном сайте Общества.
При этом информация с официального сайта ООО "ФФ "Клевер" не представлена, имеется только информация "Аптека "Клевер" Мичуринск", которая не содержит никаких адресов электронной почты.
Доказательств того, что ООО "ФФ "Клевер" уведомляло административный орган о необходимости направления корреспонденции в его адрес исключительно по электронной почте в деле отсутствуют.
Ссылку административного органа на распечатку телефонных соединений ПАО "Ростелеком" арбитражный суд не принимает, поскольку соответствующие телефонограммы, позволяющие определить кому производились звонки и их содержание, отсутствуют, данные звонки датированы июлем 2019, в то время как акт проверки составлен 20.08.2019, а протокол об административном правонарушении -22.08.2019.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание административного органа на разъяснения, содержащиеся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 о том, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).
С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
В пунктах 65,67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 указано, что "... юридически значимое сообщение может быть направлено, в том числе посредством электронной почты, факсимильной и другой связи, осуществляться в иной форме, соответствующей характеру сообщения и отношений, информация о которых содержится в таком сообщении, когда можно достоверно установить, от кого исходило сообщение и кому оно адресовано (например, в форме размещения на сайте хозяйственного общества в сети "Интернет" информации для участников этого общества, в форме размещения на специальном стенде информации об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и т.п.).
Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение".
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства того, что Колганов Г.П. в период проверки являлся сотрудником Общества или до 12.11.2019 наделялся какими-либо полномочиями со стороны Общества.
Доброшенная в судебном заседании 03.06.2020 в качестве свидетеля главный государственный инспектор отдела контроля за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий Чичерина С.Е. пояснила суду, что никаких доверенностей относительно Колганова Г.Б. или других представителей Общества, подписанных законным представителем Общества, она не запрашивала.
Таким образом, на момент составления протокола административный орган не располагал сведениями об извещении законного представителя Общества о совершении указанного процессуального действия.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ, протокол N 44 от 22.08.2019 составлен с нарушением процедуры привлечения к административной ответственности в отсутствие доказательств надлежащего извещения Общества о дате его составления, чем заявитель существенно нарушил права лица, привлекаемого к ответственности. Возможность устранения допущенных недостатков при рассмотрении дела в данном случае, отсутствует.
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных статьей 28.2 КоАП РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 ст.205 АПК РФ установлено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции установлено, что акт проверки не подкреплен никакими первичными документами, т.е. основан на предположениях.
Доброшенная в судебном заседании в качестве свидетеля главный государственный инспектор отдела контроля за оборотом лекарственных средств и медицинских изделий Чичерина С.Е. пояснила суду, что документы во время проверки ею обозревались, копии не делались.
В отсутствие документального подтверждения вмененных обществу нарушений, выводы проверяющих носят субъективный характер.
В силу ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом согласно ч.ч.2-4 ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Кроме того, по мнению суда апелляционной инстанции при проведении контрольных мероприятий административный орган вышел за пределы проверки, поскольку из поручения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 19.03.2019 следовало, что проверке подлежал отпуск лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием по международным непатентованным наименованиям "Прегабалин" и "Тропикамид". Таким образом, проведения полного лицензионного контроля (включающего проверку помещений, оборудования, персонала аптеки) в данном случае не требовалось.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований о привлечении к административной ответственности следовало отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу ООО "Фармацевтическая фирма "Клевер" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.11.2019 по делу N А64-7407/2019 отменить.
В удовлетворении заявленного требования отказать
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-7407/2019
Истец: Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тамбовской области
Ответчик: ООО "ФФ "Клевер"