г. Владимир |
|
10 апреля 2024 г. |
Дело N А43-36263/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2024.
Полный текст постановления изготовлен 10.04.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2024 по делу N А43-36263/2022,
принятое по заявлению администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области о признании незаконным решения Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области от 10.11.2022 N Сл-331-810031/22,
при участии в деле третьих лиц - Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области (далее - администрация) 09.11.2022 обратилась в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (далее - Министерство) с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений о городских лесах площадью 223 га на территории Лукояновского муниципального района Нижегородской области.
Решением, формализованным в письме от 10.11.2022 N Сл-331-810031/22, Министерство отказало администрации в исключении сведений из документированной информации государственного лесного реестра в связи с отсутствием оснований.
Администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства от 10.11.2022 N Сл-331-810031/22.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу
Определением от 23.01.2023 произведена замена администрации Лукояновского муниципального района Нижегородской области на её правопреемника - администрацию Лукояновского муниципального округа Нижегородской области.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2023 требование заявителя удовлетворено.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.07.2023 решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением от 31.01.2024 Арбитражный суд Нижегородской области отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Администрация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что, несмотря на то, что при новом рассмотрении дела в суде первой инстанции Министерством представлена выписка из государственного лесного реестра о наличии городских лесов на территории Лукояновского муниципального района Нижегородского области, а его представителем в судебном заседании подтверждено расположение городских лесов на территории рабочего поселка имени Степана Разина, в удовлетворении требований администрации отказано.
Администрация считает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, так как по факту городские леса на территории рабочего поселка имени Степана Разина отсутствуют, что подтверждает акт натурного обследования земельных участков от 17.10.2022.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 116 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 ЛК РФ, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ).
Приказом Минприроды России от 27.07.2020 N 491 утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра (далее - Порядок).
Приказом Минприроды от 11.11.2013 N 496 утверждены Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень).
Пунктом 12 Порядка определено, что изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
В силу пункта 13 Порядка уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, посредством внесения изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, осуществляет исключение из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведений в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 Перечня закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
Основанием для оформления данного акта и внесения в него документированной информации является первичная документации, приведенная в пункте 2.2 Перечня, в частности, решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 2.2.3), лесоустроительная документация (пункт 2.2.9), судебные акты (пункт 2.2.10).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (пункт 4.3 Перечня).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что распоряжением администрации Лукояновского района Нижегородской области от 27.01.2004 N 41-р в постоянное пользование Разинской поселковой администрации передан земельный участок общей площадью 312 га (квартал 73 и части кварталов 51, 52, 62, 63, 72, 74, 85, 86) из государственного лесного фонда лесов первой группы.
Указанное обстоятельство подтверждается материалами лесоустройства 2004 года.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждено наличие оснований для включения сведений о городских лесах в государственный лесной реестр.
Согласно акту натурного обследования от 17.10.2022 между сторонами отсутствует спор о расположении 223 га городских лесов на территории рабочего поселка им. Степана Разина Лукояновского муниципального округа.
Вместе с тем судом первой инстанции отмечено, что администрацией не представлено пояснений и документов в обоснование причин уменьшения площади городских лесов.
Несоответствие документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию, в рассматриваемом случае не выявлено.
Применительно к положениям пункта 2.1.3 и пункта 2.1 Перечня, в которых закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3), администрацией такой акт не представлен, равно как не представлено и доказательств проведения натурного обследования.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что акт натурного обследования земельных участков от 17.10.2022 по своей форме не соответствует акту несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию, утвержденному Приказом 11.11.2013 N 496, содержащему исчерпывающий перечень документов, являющихся основанием для внесения документированной информации.
Довод администрации об отсутствии возможности проведения лесоустроительных работ судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку администрация, руководствуясь сведениями лесоустройства 2004 года, имела возможность проверить наличие насаждений по состоянию на дату составления акта.
Поскольку несоответствие документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию не выявлено, фактически натурного обследования земельных участков не производилось, оснований полагать, что сведения, находящиеся в государственном лесном реестре о наличии на территории Лукояновского муниципального района Нижегородской области городских лесов площадью 223 га, являются неверными и эти сведения подлежат исключению из государственного лесного реестр, не имеется.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о соответствии оспоренного решения требованиям Порядка N 491, Перечня N 496, а также об отсутствии нарушения прав и законных интересов администрации.
Суд первой инстанции обоснованно отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Администрация от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2024 по делу N А43-36263/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лукояновского муниципального округа Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-36263/2022
Истец: Администрация Лукояновского муниципального округа Нижегородской области, Администрация Лукояновского муниципального района Нижегородской области
Ответчик: Министерство лесного хозяйства и охрана объектов животного мира Нижегородской области
Третье лицо: Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, Департамент лесного хозяйства по ПФО, Прокуратура Нижегородской области, Федеральное Агенство лесного хозяйства, Федеральное агентство лесного хозяйства
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3816/2024
10.04.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2558/2023
31.01.2024 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36263/2022
21.07.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2842/2023
08.02.2023 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-36263/2022