г. Вологда |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А05-1196/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 30 января 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2023 года по делу N А05-1196/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании незаконным предостережения от 22.12.2022 N 09-18/705 о недопустимости нарушения обязательных требований.
Решением суда от 06 октября 2023 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что квартира N 29 фактически является коммунальной, поскольку в индивидуальном пользовании собственников (потребителей), не являющихся членами одной семьи, находятся изолированные жилые комнаты на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством. В общем пользовании собственников квартиры находятся вспомогательные помещения, душевая и туалет. Согласно поквартирной карточке жилое помещение, принадлежащее Третьякову С.В., имеет жилую площадь 11,9 кв. м, что соответствует изолированному жилому помещению (комнате) N 83 на поэтажном плане и в экспликации к техническому паспорту. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность ресурсоснабжающей организации самостоятельно устанавливать количество собственников в жилых помещениях и определять им плату пропорционально приходящейся на их долю площади в жилом помещении. Кроме этого, письмо Минстроя России от 14.06.2023 N 34692-ДН/04 опровергает позицию инспекции, отраженную в оспариваемом предостережении.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Лицам, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, в инспекцию 28.10.2022 поступило обращение собственника, владеющего долей в праве собственности на квартиру N 29 дома N 356 по пр. Ленинградскому в г. Архангельске, равной 15/319, с просьбой провести проверку общества по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (далее - ГВС) в части тепловой энергии, используемой в целях приготовления горячей воды.
По результатам рассмотрения данного обращения инспекция, в связи наличием в действиях общества нарушения порядка определения размера платы за коммунальную услугу по ГВС по указанной квартире, поскольку размер платы определялся без учета количества зарегистрированных граждан и размера доли собственников в данной квартире, в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) выдала заявителю предостережение от 22.12.2022 N 09-18/705.
Данным предостережением обществу предложено производить определение размера платы за коммунальную услугу по ГВС в квартире N 29 дома N 356 по пр. Ленинградскому в г. Архангельске в соответствии с требованиями статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Общество, не согласившись с предостережением, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) органы могут проводить профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережение.
Статьей 49 Закона N 248-ФЗ определено, что в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном Законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
В данном случае оспариваемое предостережение выдано уполномоченным лицом по результатам рассмотрения поступившего обращения гражданина на действия общества о правильности начисления платы за коммунальную услугу по ГВС.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Согласно абзацу пятнадцатому пункта 2 Правил N 354 потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по ГВС определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно формуле 4 (Pi = ni x Nj x Tкр) размер платы за ГВС определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении ( ni ), норматива потребления j-й коммунальной услуги и тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 56 (2) Правил N 354 при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что собственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
В рассматриваемом случае инспекцией установлено и не оспаривается Обществом, что спорная квартира не оборудована индивидуальными приборами учета ГВС.
Таким образом, плата за горячее водоснабжение должна быть начислена исходя из норматива потребления соответствующего коммунального ресурса с учетом количества зарегистрированных граждан и распределена пропорционально доле в праве собственности на квартиру между всеми собственниками квартиры.
Общество в нарушение указанных норм определяло размер платы за услуги по ГВС в квартире N 29 без учета количества зарегистрированных граждан и размера доли собственников в данной квартире.
Поскольку заявитель определял размер платы за услуги по ГВС без соблюдения требований статей 210, 249 ГК РФ, а также Правил N 354, суд первой инстанции правомерно посчитал законным вынесенное в адрес Общества оспариваемое предостережение.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку общества на письмо Минстроя России от 14.06.2023 N 34692-ДН/04, поскольку изложенная в нем позиция сделана без учета обстоятельств по настоящему делу.
Довод заявителя о том, что спорная квартира является коммунальной, не подтвержден надлежащими доказательствами.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 октября 2023 года по делу N А05-1196/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1196/2023
Истец: ПАО "ТГК N2", ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4643/2024
18.06.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9115/2023
30.01.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9115/2023
06.10.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-1196/2023