г. Вологда |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А13-1444/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 10 июня 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2020 года по делу N А13-1444/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области (ОГРН 1023500877058, ИНН: 3525114885 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Зосимовская, дом 45а; далее - фонд, управлении) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КОНЦЕПТСТРОЙ" (ОГРН: 1143525006514, ИНН 3525322726, 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Гоголя, дом 100; далее - ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ", общество) о взыскании финансовой санкции в размере 12 000 руб. за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М по решениям от 25.11.2019 N 045S19190011915, 045S19190011917, 045S19190011918, 045S19190011919.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Общество представило в фонд сведения на 4 застрахованных лиц по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май 2019 года.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибку в ранее представленных сведениях, общество 27.07.2019 представило в адрес фонда дополняющие сведения по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май 2019 года в отношении еще 6 застрахованных лиц, которые не были указаны в исходных сведениях за данные отчетные периоды.
В ходе проведенной управлением проверкой достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), фондом установлено, что указанные дополнительные сведения по форме СЗВ-М за февраль, март, апрель, май 2019 года представлены страхователем после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленные нарушения зафиксированы управлением в актах от 14.10.2019 N 045S18190013554, 045S18190013557, 045S18190013568, 045S18190013569.
Решениями от 25.11.2019 N 045S191900011915, 045S191900011917, 045S191900011918, 045S191900011919 управление привлекло общество к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 12 000 руб. и во исполнение указанных решений в его адрес направило требования от 25.12.2019 N 045S01190012736, 045S01190012731, 045S01190012732, 045S01190012734 об уплате финансовой санкции в общем размере 12 000 руб. со сроком исполнения до 17.01.2020.
Поскольку эти требования в установленный срок в добровольном порядке ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ" (л.д. 44) не исполнены, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением на взыскание с общества финансовых санкций в заявленной сумме 12 000 руб.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования, отметив отсутствие оснований для вывода о совершении обществом вмененного ему правонарушения.
Апелляционная инстанция поддерживает выводы суда в связи со следующим.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 указанного Закона работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Указанным постановлением в поле "Тип формы" предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
- код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом в силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н) страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М за спорные отчетные периоды 2019 года в отношении 4 застрахованных лиц представлены ответчиком в установленный Законом срок.
Вместе с тем самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь предъявил в фонд сведения СЗВ-М по форме "дополняющая" за февраль, март, апрель, май 2019 года еще на 6 застрахованных лиц.
Из содержания части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
При этом срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не установлен.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение обществом требований Закона N 27-ФЗ и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведена управлением только после получения от ответчика дополнительно представленных сведений.
С учетом того, что страхователем поданы сведения по форме "дополняющая" и до момента обнаружения ошибки управлением, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как несвоевременное представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц.
Податель апелляционной жалобы указывает, что из вышеуказанных правовых норм следует, что страхователь имеет право представить дополнительные сведения только в отношении застрахованных лиц, сведения по которым уже представлены, а не в отношении лиц, ранее не указанных в отчетности.
Апелляционный суд находит указанные доводы несостоятельными.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные выше отчетные периоды, откорректировав их путем подачи дополнительных сведений (дополняющей формы) за эти периоды в порядке, установленном пунктом 39 Инструкции N 766н, что, в свою очередь, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2019 N 310-КГ18-24346, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, на одно их которых правомерно сослался суд первой инстанции, указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности в виде штрафа по части третьей статьи 17 Закона N 27-ФЗ и управлению обоснованно отказано во взыскании с общества финансовых санкций в размере 12 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для изменения судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11 марта 2020 года по делу N А13-1444/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Вологде Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1444/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в городе Вологде Вологодской области
Ответчик: ООО "КОНЦЕПТСТРОЙ"