г. Челябинск |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А76-40618/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020 по делу N А76-40618/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
Челябинской таможни - Цымбал Д.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2020), Никитина М.П. (удостоверение, доверенность от 09.01.2020);
общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" - Казаков С.В. (паспорт, доверенность от 04.10.2019).
Челябинская таможня (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" (далее - ответчик, ООО "Техноимпорт"), о взыскании утилизационного сбора в размере 300 000 руб.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020 исковые требования удовлетворены. С общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" в пользу Челябинской таможни взыскана сумма утилизационного сбора в размере 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом ООО "Техноимпорт" (далее также - апеллянт, податель жалобы), обратилось в суд апелляционной инстанции. Просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что самоходные машины, ввезенные им на территорию Российской Федерации, били реализованы. Указанные самоходные машины поставлены в адрес ООО "Балканкар", в свою очередь, поставило ООО "Торговый дом "Технопарк". Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств апеллянт полагает, что все указанные лица в равной мере являются ответственными за уплату утилизационного сбора.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" в соответствии с контрактом от 01.10.2014 N Т-14/2014 ввезло на территорию Евразийского экономического союза в зоне деятельности Челябинской таможни по декларации на товары (далее - ДТ) N 10504080/080617/0000296 товар - "автопогрузчик самоходный с вилочным захватом, серии "рекорд 2е" тип дв. 1798.42.2мсте, с высотой подъема 4200 мм, тип двиг. дизельный, объем двиг. 3619 куб.см., груз, мощность 47,5 квт/65лх., год вып.2017, новый, зав.N 21705066d2, Nдвиг.11949387".
Согласно сведениям, указанным в ДТ N 10504080/080617/0000296, декларантом, получателем и лицом, ответственным за финансовое урегулирование, является ООО "Техноимпорт" (ОГРН 1127451012369).
По вышеуказанной ДТ таможенным органом принято решение о выпуске рассматриваемого товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В целях контроля после выпуска товаров в отношении ООО "Техноимпорт" проведена камеральная таможенная проверка по вопросу контроля уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных самоходных машин.
По завершению камеральной таможенной проверки письмом Челябинской таможни от 14.05.2019 N 07-30/06080 в адрес ООО "Техноимпорт" направлен акт камеральной таможенной проверки N10504000/210/140519/А000061 от 14.05.2019, а также ООО "Техноимпорт" проинформировано о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения вышеуказанного письма.
Письмо Челябинской таможни от 14.05.2019 N 07-30/06080 получено ООО "Техноимпорт" согласно почтовому уведомлению 20.05.2019, соответственно срок для уплаты утилизационного сбора у ООО "Техноимпорт" истек 18.06.2019.
Отсутствие по состоянию на 16.09.2019 сведений об уплате утилизационного сбора ООО "Техноимпорт" в отношении самоходной машины, ввезенной по ДТ N 10504080/080617/0000296 явилось основанием для обращения Челябинской таможни в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что положениями действующего законодательства не предусмотрена возможность перехода обязанности по уплате утилизационного сбора от плательщика, осуществляющего ввоз транспортных средств, к другому лицу, приобретшему указанные транспортные средства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути, утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления отдельной категорией плательщиков утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таким образом, в случае ввоза транспортных средств на территорию Российской Федерации субъектом, обязанным к уплате утилизационного сбора, выступает именно лицо, осуществившее ввоз соответствующих товаров. Последующее отчуждение ввезенных транспортных средств не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения неисполненной обязанности по уплате утилизационного сбора для лица, осуществившего ввоз.
В абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления имеется указание о том, что плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Согласно "Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" смысл данной нормы состоит не в прекращении обязанности по уплате утилизационного сбора у лица, осуществившего ввоз транспортных средств, а в обеспечении возможности взыскания рассматриваемого обязательного платежа за счет средств покупателя, который знал или должен был знать о неисполнении обязанности по уплате данного фискального сбора лицом, осуществившим ввоз транспортного средства, то есть по существу речь идет об установлении наряду с обязанностью лица, осуществившего ввоз товаров в Российскую Федерацию, солидарной обязанности лиц, ставших собственниками транспортных средств после их выпуска в оборот.
При таком положении прекращение у общества как лица, осуществившего ввоз товара в Российскую Федерацию, обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении спорных транспортных средств в связи с их передачей третьим лицам ко дню рассмотрения дела, не могут быть признаны правомерными.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 2 статьи 24.1 названного Закона указано, что виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем (пункт 5 Правил).
Согласно произведенному расчету в соответствии с действующим законодательством, размер утилизационного сбора составляет 300 000 руб.
Согласно положениям пункта 17 постановления Правительства Российской Федерации N 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что таможенный орган уполномочен на взыскание утилизационного сбора в судебном порядке в случае его неуплаты в установленный срок.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлен факт неуплаты ООО "Техноимпорт" утилизационного сбора в сумме 300 000 рублей в отношении самоходной машины, продекларированной по ДТ N 105040080/080617/0000296.
Доказательств уплаты утилизационного сбора в размере 300 000 руб. общество в материалы дела не представило.
Судом первой инстанции отклонен довод ООО "Техноимпорт" о том, что он не является плательщиком утилизационного сбора, так как ввезенный товар уже реализован другому лицу.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к числу которых отнесены лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Челябинской таможни.
Довод общества о том, что оплата утилизационного сбора в равной мере возложена и на ООО "Торговый дом "Технопарк" в связи с переходом права обладания ввезенного товара, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку предметом рассматриваемого иска является требование таможни именно к декларанту, осуществившего ввоз товара, основанному на абзаце 2 пункта 3 статьи 24 Закона об отходах производства и потребления.
При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.02.2020 по делу N А76-40618/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техноимпорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-40618/2019
Истец: Челябинская таможня
Ответчик: ООО "ТЕХНОИМПОРТ"
Третье лицо: ООО ТД "Технопарк"