г. Москва |
|
09 июня 2020 г. |
Дело N А40-339347/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: А.М. Елоева,
Судей: Е.А. Сазоновой, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-339347/19 по иску АО "ФПК" (ИНН 6659209750, ОГРН 1106659010600) к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации о взыскании 112 137 руб. 70 коп.; третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Новосибирской области,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчиков: не явились, извещены,
от третьего лица 1: не явился, извещен;
от третьего лица 2: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Аппарату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации о взыскании 112 137 руб. 70 коп. расходов возникших в связи с предоставлением бесплатного проезда помощникам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на общественных началах.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 с Российской Федерации в лице Аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации в пользу Акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" взысканы убытки в размере 112 137 руб. 70 коп.
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации не согласились с решением суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Представители лиц, участвующих в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, жалобы рассмотрены в их отсутствие.
При этом ответчиками и Министерством финансов Российской Федерации заявлено о рассмотрении дела в их отсутствии.
Ходатайств об отложении судебного разбирательства и иных процессуальных ходатайств от Правительства Новосибирской области не поступало.
В удовлетворении ходатайства истца от переносе судебного разбирательства отказано, поскольку деятельность АО "ФПК" в связи с эпидемиологической ситуацией в г. Москве не приостановлена и данная организация не лишена возможности направлять в суд своих представителей. Кроме того суд учитывает, что заявителем не указаны корректные обстоятельства, исключающие возможность участия представителя АО "ФПК" в процессе, в том числе болезнь, предписания уполномоченных органов о необходимости соблюдать карантин и самоизоляцию, и другие. Также апелляционный суд считает, что отложение рассмотрения спора может привести к необоснованному затягиванию разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение ст.39 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции действовавшей до 03.07.2019) с января 2019 года по 01 июля 2019 года включительно АО "ФПК" осуществлена перевозка помощников депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации на общественных началах по работе в Новосибирской области.
Стоимость перевозки составила 112 137,70 руб. Фамилия, имя, отчество, номер и дата выдачи удостоверений, маршрут, номер поезда, категория вагона и стоимость проезда приведены в Реестре перевозок помощников депутатов Государственной Думы на общественных началах по работе в Новосибирской области, с указанием фамилии, имени и отчества, номера удостоверения, маршрута и стоимости проезда (прилагаются к претензиям).
Факт наличия статуса помощника депутата подтверждается соответствующими удостоверениями (копии прилагаются к претензиям).
Факт перевозки подтверждается проездными документами - купонами кассира, выписками из АСУ "Экспресс-3" АРМ ГУ О Контрольными лентами терминала (копии прилагаются к претензиям).
Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на п.5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативно-правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим, расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п. 3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери перевозчика, возникшие в результате установления льгот по тарифам, сборам и платежам на железнодорожном транспорте общего пользования на основании нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджета Российской Федерации.
В соответствии с п.1 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с проездом депутатов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального собрания и их помощников" от 29.08.1994 N 1004, выдача помощникам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания проездных документов с указанием в билете номера места для проезда в поездах в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляется без оплаты их стоимости при предъявлении соответствующего удостоверения с последующим возмещением расходов, связанных с проездом указанных лиц, за счет средств федерального бюджета организациям транспорта всех форм собственности.
В соответствии со ст.35 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" расходы, связанные с материальным обеспечением депутата Государственной Думы осуществляются законодательным (представительным) или исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств, перечисляемых соответственно Советом Федерации и Государственной Думой на счет законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п.3.2.3 Порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников на соответствующей территории, утверждённого Распоряжением Председателя Государственной Думы от 24.12.2010 N 387р-1, расходы, связанные с направлением в служебную командировку помощника депутата, осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта РФ за счет средств, направленных Аппаратом Государственной Думы в безналичном порядке по счетам, выставленным в адрес Аппарата Государственной Думы указанными органами и предоставленными копиями документов, подтверждающих расходы.
Согласно ст. 39 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации" (далее - Закон о статусе депутатов) (в редакции до 03.07.2019) правом бесплатного проезда наделены помощники депутатов без каких-либо ограничений.
Согласно ст. 37 Закона о статусе депутатов удостоверение выдается помощникам депутатов, в том числе - по работе в Государственной Думе, по работе на соответствующей территории, на общественных началах.
Согласно пп. в. п. 2 ст. 39 Закона о статусе депутатов единственным условием предоставления права проезда, предусмотренным законом, является предъявление удостоверения. Право льготного проезда ограничено законом только пределами территории, определенной депутату Государственной Думы.
В материалах дела имеются доказательства того, что в целях возмещения понесенных истцом расходов в адрес Российская Федерация в лице: Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Новосибирской области направлены: претензия об оплате расходов по перевозке помощников депутатов за период с января 2019 года по июнь 2019 года в размере 110448,40 рублей от 23.07.2019 г. N 04-17/1104 с приложением необходимых документов; претензия об оплате расходов по перевозке помощников депутатов за 01 июля 2019 года в размере 1689,30 рублей от 03.10.2019 г. N 04-17/1596 с приложением необходимых документов. Общая сумма требований по исковому заявлению: 110448,40 руб.+ 1689,30 руб.= 112 137,70 рублей.
Между тем, ответов от Министерства финансов Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы, Государственной Думы в адрес АО "ФПК" не поступало.
Управление делами губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области письмом от 22.10.2019 N 108-07/43 на письмо N 04-17/1596 от 03.10.2019 сообщило, что документы об оказанных услугах по перевозке ж/д транспортом помощника депутата на общественных началах для возмещения расходов направлены в Аппарат Государственной Думы, однако, денежные средства на лицевой счет управления делами Губернатора Новосибирской области и правительства Новосибирской области от Государственной Думы не поступали, Государственная Дума отказалась компенсировать расходы по причине, что норма о праве на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородних сообщений в пределах соответствующей территории не может применяться к помощникам депутатов Государственной Думы, работающих на общественных началах.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 ГК РФ ответчиком по иску о возмещении вреда, причиненного государственными или муниципальными органами, а также их должностными лицами, является соответствующее публично-правовое образование.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Приложением 10 к Федеральному закону от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации включена в ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2019 год по расходам на оплату труда депутатов Государственной Думы и их помощников.
Из вышеизложенного следует, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации соответствует определению главного распорядителя бюджетных средств по вопросам обеспечения деятельности депутатов и их помощников.
Суд первой инстанции на основании статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что требования истца о взыскании с Российской Федерации в лице Аппарата Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации убытков в сумме 112 137,70 рублей подлежат удовлетворению.
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.02.2020 по делу N А40-339347/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-339347/2019
Истец: АО ФПК
Ответчик: АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Государственная Дума РФ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ