г. Воронеж |
|
10 июня 2020 г. |
Дело N А64-9551/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелковой О.А.
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ГОЛДЕН СТАР": Тураев В.И., представитель по доверенности от 3.05.2020;
при участии в судебном заседании посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Яблочкина Т.Ю., представитель по доверенности от 07.02.2020 N 19;
в отсутствие третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2020 по делу N А64-9551/2019, принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), г. Тамбов к Обществу с ограниченной ответственностью "Голден Стар" (ОГРН 1076829004691, ИНН 6829033263) о взыскании ущерба в размере 80000 руб.,
третьи лица: Силкина Лариса Степановна, Шауберт Светлана Халитовна, Авдеева Галина Алексеевна, Кнауц Лариса Алексеевна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - заявитель, Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Голден Стар" (далее - ответчик, ООО "Голден Стар", Общество) о взыскании ущерба в размере 80000 руб.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Силкина Лариса Степановна, Шауберт Светлана Халитовна, Авдеева Галина Алексеевна, Кнауц Лариса Алексеевна.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что поскольку Управление получило необходимые сведения по форме СЗВ-М за период февраль 2018 о работающих пенсионерах от Общества несвоевременно (март 2019), то им на основании имеющихся данных была проиндексирована пенсия Силкиной Л.С., Шауберт С.Х., Авдеева Г.А., Кнауц Л.А. как неработающим пенсионерам. Таким образом, апеллянт считает, что между действиями ответчика по несвоевременному предоставлению сведений и причиненными заявителю убытками имеется причинно-следственная связь.
Также Управление полагает, что правовые основания для признания индексации неправомерной отсутствуют, обосновывая тем, что сведения о работающих физических лицах, получены только в марте 2019, при этом представление сведений за последующие месяцы не имеет правового значения.
В представленном отзыве Общество не отрицает факт несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М за период февраль 2018, указывает, что в апреле 2018 в пенсионный орган Обществом были представлены сведения о работающих пенсионерах за март 2018, при этом указанная отчетность предоставлялась в последующие отчетные периоды своевременно, в связи с чем Управление должно было принять решение об отмене решения о выплате пенсий в повышенном размере.
Изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, заслушав мнение сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из представленных в материалы дела протоколов о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от 05.11.2019 N N 1122, 1123, 1124, от 12.04.2019 N 496 Управлением был выявлен факт излишней выплаты страховой пенсии по старосте 8 работающим в Обществе, в том числе Силкиной Л.С., Шауберт С.Х., Авдеевой Г.А., Кнауц Л.А. (далее - третьи лица) за период с 01.05.2018 по 31.03.2019 по причине неправомерного перерасчета пенсии в связи с несвоевременным представлением работодателем сведений по форме СЗВ-М (т. 1 л.д. 39-42).
Пенсионный орган направил в адрес Общества и третьих лиц уведомление о возмещении переплаты, в котором предлагал в добровольном порядке возместить излишне выплаченную сумму страховой пенсии в размере 130 740,36 руб. (т. 1 л.д. 33-38).
Поскольку в добровольном порядке Обществом убытки были возмещены частично в размере 50 740 руб., пенсионный орган обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием о взыскании излишне выплаченной суммы страховой пенсии в оставшемся размере - 80 000 руб.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу п. 1 и п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N -27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) индивидуальные сведения.
Таким образом, право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется Пенсионным фондом ежемесячно, на основании расчетов СЗВ-М.
Согласно ч. 6 ст. 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.28 Федеральный закон N 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из материалов дела, сведения о работающих застрахованных третьих лицах по форме СЗВ-М за февраль 2018 года Обществом в сроки, установленные законодательством, не представлены. Указанные сведения были представлены в марте 2019 (т. 1 л.д. 16).
Согласно представленным в материалы дела отчетам по форме СЗВ-М сведения о застрахованных лицах, в том числе о Силкиной Л.С., Шауберт С.Х., Авдеевой Г.А., Кнауц Л.А. за иные отчетные периоды (март 2018-март 2019) представлялись Обществом своевременно.
Частью 4 ст. 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Согласно п. 88 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н, (далее - Правила), в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Согласно п. 90 Правил в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 указанного закона, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пенсионный орган имел возможность на основании сведений, полученных в последующие периоды с марта 2018 по март 2019 принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии и фактически прекратить выплату.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика по несвоевременному представлению сведений о застрахованных лицах за февраль 2018 г. и наступлением вреда, выраженного в виде выплат излишних сумм страховой пенсии за период с 01.05.2018 по 31.03.2019.
Аналогичная позиция содержится в определениях Верховного суда от 05.09.2019 N 307-ЭС19-14000, от 22.07.2019 N 307-ЭС19-10549, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2020 по делу N А64-9551/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-9551/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тамбове Тамбовской области
Ответчик: ООО "Голден Стар"
Третье лицо: Авдеева Галина Алексеевна, Кнауц Лариса Алексеевна, Силкина Лариса Степановна, Шауберт Светлана Халитовна