г. Владивосток |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А24-8858/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья",
апелляционное производство N 05АП-1606/2020
на решение от 13.01.2020
судьи О.С. Алферовой
по делу N А24-8858/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ИНН 4100023217, ОГРН 1024101030843)
к Краевому государственному общеобразовательному бюджетному учреждению "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (ИНН 4100012744, ОГРН 1024101019018),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Дубелевич Марина Автандиловна,
о взыскании ущерба в размере 12 106 рублей 85 копеек за период с 01.10.2017 по 30.04.2018,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - истец, Пенсионный фонд, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Краевому государственному общеобразовательному бюджетному учреждению "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании ущерба в размере 12 106 рублей 85 копеек за период с 01.10.2017 по 30.04.2018.
Определением суда от 10.12.2019 к участию в деле в качестве третьго лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Дубелевич Марина Автандиловна.
Решением суда от 13.01.2020 заявленные требования удовлетворены: суд взыскал с учреждения в пользу Пенсионного фонда 12 106,85 руб. ущерба.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке апелляционного производства.
В обоснование доводов жалобы, заявитель указывает, что наличие вреда не подтверждено документами о выплатах в пользу Дублевич М.А., при этом, невозможно проверить правильность расчета пенсии назначенной Дублевич М.А. Также податель жалобы обращает внимание на то, что подача в Пенсионный фонд некорректных данных допущена обслуживающей ответчика бухгалтерской организацией, то есть отсутствует вина учреждения в произведенных истцом повышенных выплатах Дублевич М.А. Считает, что при отсутствии доказательств невозможности возмещения причиненного ущерба Дублевич М.А., отсутствуют основания для взыскания спорной суммы с учреждения. Кроме того, некорректные сведения по форме СВЗ-М поданы за июль 2017 года в августе 2017 года, а начиная с сентября 2017 года учреждением представлялись корректные сведения, в том числе о Дублевич М.А. Таким образом, на момент принятия истцом решения о выплате пенсии в повышенном размере, управление располагало сведениями об осуществлении пенсионером Дублевич М.А. трудовой деятельности. Обращает внимание, что дополняющие сведения по форме СВЗ-М поданы за июль 2017 года были представлены в управление в марте 2018 года, однако решение о выявлении ошибки принято только 21.05.2018.
От Пенсионного фонда через канцелярию суда поступил письменный отзыв, приобщенный судом к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Судебная коллегия, при отсутствии возражений, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Управлением 13.10.2015 было принято решение о назначении Дубелевич М.А. (N пенсионного страхования 043-521-277 33) пенсии по старости.
В период с 01.10.2017 по 30.04.2018 Дубелевич М.А. была выплачена повышенная фиксированная сумма страховой пенсии по старости с учетом индексации.
По телекоммуникационным каналам связи в адрес истца от страхователя - Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" сведения о застрахованных лицах по форме С3В-М за отчетный период июль 2017 года поступили 04.08.2017, сведения в которых данные о Дубелевич М.А. отсутствовали.
По телекоммуникационным каналам связи в адрес истца от страхователя - Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме С3В-М за отчетный период июль 2017 года поступили 05.03.2018, в том числе и в отношении Дубелевич М.А.
По расчету истца размер страховой пенсии по старости завышен на 12 106 рублей 85 копеек.
21.05.2018 истцом составлен протокол N 37388/18 о выявлении излишне выплаченных Дубелевич М.А. сумм пенсии, 21.05.2018 вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, в котором указано, что сумма к выплате за период с 01.10.2017 по 30.04.2018 выплачивалась пенсионеру необоснованно как неработающему пенсионеру.
Полагая, что в результате неправомерных действий ответчика - страхователя по обязательному пенсионному страхованию, который не предоставил в установленном порядке Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края сведения о работающем у него застрахованном гражданине Дубелевич М.А., необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи со следующим.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон 400-ФЗ, Закон о страховых пенсиях) дополнен статьей 26.1, определяющей порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В части 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ определено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ, Закон об обязательном пенсионном страховании), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 названного Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с названным Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 названного Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Согласно части 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Положения части 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ корреспондируют с положениями 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), которым установлена обязанность страхователи представлять предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 названной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Так, согласно пункту 2.2 статьи Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В части 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 9 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации", решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установлено, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации для возникновения обязанности по возмещению убытков в действиях причинителя вреда должен быть установлен полный состав гражданского правонарушения, состоящий из таких элементов, как: наличие вреда, причиненного потерпевшему; противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственная связь между причиненным вредом и противоправным поведением причинителя вреда; вина причинителя вреда.
Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками. При этом отсутствие одного из перечисленных условий влечет отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В рассматриваемом случае, по утверждению управления, учреждением причинен ущерб в размере 12 106,85 руб. в результате выплаты пенсии Дублевич М.А. в завышенном размере за период с 01.10.2017 по 30.04.2018 в связи с представлением учреждением недостоверных сведений по форме СВЗ-М за июль 2017 года. Так, Пенсионный фонд узнал о работе пенсионера Дублевич М.А. в июле 2017 года только 05.03.2018 в связи с подачей дополняющей формы СВЗ-М за июль 2017 года.
Вместе с тем как следует из представленных в суд апелляционной инстанции документов за август 2017 года и в последующие месяцы ответчик представлял сведения персонифицированного учета своевременно, следовательно, с момента представления указанных сведений за август 2017 года - 06.09.2017 у истца имелась возможность уточнить сведения об осуществлении Дублевич М.А. трудовой деятельности и принять решение об отмене доначисления указанному пенсионеру, как работающему.
Учреждением были представлены протоколы проверки отчетности страхователя с регистрационным номером 051-001-014133 по форме СЗВ-М тип "исходная":
- за август 2017 с отметкой о принятии документа 06.09.2017;
- за сентябрь 2017 с отметкой о принятии документа 10.10.2017;
- за октябрь 2017 с отметкой о принятии документа 09.11.2017;
- за ноябрь 2017 с отметкой о принятии документа 06.12.2017;
- за декабрь 2017 с отметкой о принятии документа 12.01.2018.
В пункте 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ указано, что в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Аналогичные положения содержатся и в части 5 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии" (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 названных Правил в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона N 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил N 885н, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
В свою очередь, частью 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ предусмотрено, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из содержания указанных норм права следует, что выплата неработающим пенсионерам индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения. Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
С учетом названных правовых норм, апелляционный суд приходит к выводу, что вины учреждения как работодателя в том, что с 01.10.2017 истец начислял и выплачивал Дублевич М.А. повышенный размер пенсии как не работающему пенсионеру, не имеется, поскольку на момент принятия решения от 30.09.2017 N 1/В о выплате пенсии в повышенном размере в пенсионном органе имелись сведения (06.09.2017) о том, что данный пенсионер является работающим на день принятия этого решения и в последующие месяцы.
Таким образом, Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года, полученных в 06 сентября 2017 года, 30.09.2017 не принимать решение о выплате пенсии в повышенном размере.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что истец не доказал ни наличие ущерба в размере 12 106,85 рублей, ни причинно-следственную связь между причиненным вредом и противоправным поведением ответчика.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба учреждения подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции - отмене как принятое с ошибочным применением норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, требования Пенсионного фонда удовлетворению не подлежат.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе в силу части 1 статьи 110 АПК РФ относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 13.01.2020 по делу N А24-8858/2019 отменить.
В удовлетворении заявленных требований Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края в пользу краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-8858/2019
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края
Ответчик: Краевое государственное образовательное бюджетное учреждение "Петропавловск-Камчатская школа N1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", МОУ "Петропавловск-Камчатская школа N 1 для обущающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Третье лицо: Дубелевич Марина Авандиловна