город Самара |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А55-38327/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" и апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "С-Транс" на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2020 (судья Богданова Р.М.) по делу N А55-38327/2019 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" к обществу с ограниченной ответственностью "С-Транс" о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (далее - ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "С-Транс" (далее - ООО "С-Транс", ответчик) о взыскании 117 600 рублей возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, 6 328 рублей расходов по государственной пошлине.
Истец заявил ходатайство об изменении размера исковых требований, просил взыскать с ответчика 176 000 рублей. Ходатайство мотивировано арифметической ошибкой при расчете размера исковых требований и оплатой ответчиком части долга.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2020 в удовлетворении ходатайства об изменении исковых требований отказано, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 116 000 рублей возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, 4 471 рубль расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Истец и ответчик обжаловали судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец в апелляционной жалобе и в дополнении к ней просит решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2020 изменить, взыскать с ответчика в пользу истца 176 000 рублей возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, 6 328 рублей расходов по государственной пошлине.
Апелляционная жалоба истца мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств и неправильным применением норм процессуального права.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2020 в части размера взыскиваемой суммы изменить и принять новый судебный акт.
Апелляционная жалоба ответчика мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика просит оставить её без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции (определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020).
От истца поступило уточнение размера исковых требований, в котором истец уменьшил размер исковых требований до 175 000 рублей с учетом 1 000 рублей оплаты, внесенной 04.03.2020. Данное уточнение размера исковых требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ подлежит принятию.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "С-Транс" (далее - Ответчик, владелец транспортного средства - ВТС), являясь собственником (владельцем) транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, нарушил обязанность по внесению Платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
В соответствии с п. 4 Правил Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее -Реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств. Реестр ведется Оператором в электронном виде.
Согласно п. 5 Правил регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38 - 55 Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения Оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации.
На основании пп. "а" п. 38 Правил регистрация транспортного средства и его собственника (владельца) в Реестре может осуществляться самостоятельно через интериет-сайт (регистрация в личном кабинете), при этом ВТС указывает сведения, указанные в п. 43 и п. 44 Правил.
Согласно пп. "б" п. 6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в реестре, предоставляет собственнику (владельцу) транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство 1 и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство.
В соответствии с пп. "в" п. 6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного в Реестре транспортного средства ведет персонифицированную запись ВТС, содержащую, в том числе, следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию но каждому транспортному средству собственника (владельца):
- маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту;
- операции по внесению ВТС платы Оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления;
- операции по перечислению Оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных владельцем транспортного средства в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте.
Согласно пункту 87 Правил бортовое устройство предоставляется ВТС, зарегистрированному в реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется Оператором за транспортным средством в соответствии с Правилами.
Для получения бортового устройства между ответчиком и Оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложения N 2 (пункт 89 Правил).
19.12.2017 Общество с ограниченной ответственностью "С-Транс" на основании заявления о регистрации в реестре системы взимания платы было зарегистрировано реестре в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тони. Результатом регистрации явилось открытие Оператором расчетной записи 3 (до 15.11.2016 - лицевого счета) N 101032746436, которая формируется Оператором в отношении ВТС для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства Оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета (п. 52 Правил). Также Ответчик осуществил регистрацию в реестре государственной системы взимания платы принадлежащие ему транспортные средства и имеющие следующие государственные регистрационные знаки: Л291 И В 763, А434ЫТ763, Х763УР163.
Во исполнение положений 5, 6, 7, 87, 89, 92, 93 и 95 Правил, между Истцом и Ответчиком был заключен договор безвозмездного пользования N 684840 от 19.12.2017, на основании которого Ответчиком были получены в безвозмездное пользование БУ, что подтверждается актами передачи БУ.
Согласно пункту 95 Правил бортовое устройство устанавливается в день сто получения ВТС на том транспортном средстве, для которого было получено это бортовое устройство (в соответствии с данными, указанными в договоре и акте передачи бортового устройства.
Установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляются ВТС самостоятельно в соответствии с руководством пользователя бортовым устройством и проведенным Оператором инструктажем.
Бортовое устройство закрепляется за конкретным транспортным средством. Передача и использование Бортового устройства на других транспортных средствах недопустимо.
Ответчик во исполнение требований Правил и в соответствии с пунктом I актов передачи бортовых устройств самостоятельно установил и осуществлял полноценную эксплуатацию полученных БУ на нижеследующих транспортных средствах:
JVan/ii |
Государственный регистрационный знак транспортного средства, на котором установлено БУ |
Серийный (заводской) номер БУ/дата выдачи |
Серийный (заводской) номер БУ/дата выдачи (выданы взамен ранее полученных) |
1 |
А291НВ763 |
510198372/23.08.2018 |
... |
2 |
А434НТ763 |
500324784/16.07.2018 |
700250668/31.01.2019 |
3 |
Х763УР163 |
700023353/19.12.2017 |
... |
В соответствии с пунктом 93 Правил факт получения бортового устройства ВТС является основанием для списании денежных средств с баланса расчетной записи в счет Платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства.
При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, размер платы рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства в автоматическом режиме при движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абз.2 п. 7 Правил).
В соответствии с п. 7 Правил ВТС обеспечивает внесение платы Оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Однако внесение платы может быть отсрочено по заявлению ВТС в порядке п.9 (1) Правил.
Отсрочка по внесению платы предоставляется с 1 -го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении отсрочки, и распространяется на движение транспортного средства, осуществляемого с 1 -го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором было размещено уведомление о предоставлении такой отсрочки.
Отсроченный платеж формируется с первого до последнего дня каждого календарного месяца либо до дня, когда ВТС предоставит Оператору заявление об отказе в получении отсрочки, или до дня, в котором у ВТС возникнет задолженность по внесению платы.
ВТС, которому предоставлена оторочка по внесению платы, до последнего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором сформирован отсроченный платеж, обеспечивает поступление Оператору денежных средств в размере, необходимом для уплаты отсроченного платежа в полном объеме.
Отсрочка в одностороннем порядке приостанавливается Оператором при возникновении у ВТС по состоянию на 1-е число календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором истекает срок внесения отсроченного платежа, задолженности по внесению платы.
Такая задолженность объединяется Оператором в единую сумму задолженности по внесению платы с отсроченным платежом, сформированным в календарном месяце, в котором истек срок внесения отсроченного платежа.
На основании заявления на предоставление отсрочки по внесению платы от владельца транспортных средств от 06.02.2019 Ответчику была предоставлена Оператором отсрочка по внесению платы в отношении транспортных средства, указанных в заявлении. Период предоставления отсрочки - с 01.03.2016. Для учета движения денежных средств, вносимых в качестве отсроченного платежа, ВТС была открыта Оператором постоплатная расчетная запись 11 1032746436, которая была закрыта Оператором 03.06.2019 15:33:53 (МСК) на основании абз. 9 п. 9(2) Правил в связи с нарушением Ответчиком порядка внесения платы.
Согласно детализации операций по постоплатной расчетной записи N 1 11032746436 за период с 01.04.2019 6:08:52 (МСК) по 03.06.2019 12:20:57 (МСК) и содержащей данные персонифицированной записи Ответчика (прилагается к настоящему заявлению) и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, сумма задолженности Ответчика по внесению платы составила 112 878,81 (Сто двенадцать тысяч восемьсот семьдесят восемь н 81/100) руб., которую Оператор в силу абз. 10 п. 9 (1) Правил объединил с суммой задолженности но расчётной записи N 101032746436.
В соответствии с детализацией операций и выпиской по расчетной записи N 101032746436, содержащей данные персонифицированной записи Ответчика (прилагаются к настоящему заявлению) и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с 03.06.2019 20:41:42 (МСК) по 09.10.2019 5:56:43 (МСК) вышеуказанные транспортные средства Ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, общая протяженность пройденного данным транспортным средством в указанный период пути составила 37 119,387 км. Плата в счет возмещения вреда составила сумму в размере 72 325,27 (Семьдесят две тысячи триста двадцать пять и 27/100) руб.
На начало указанного периода баланс расчетной записи Ответчика составлял 0,38 (Ноль и 38/100) руб.
В соответствии с п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Следовательно, во исполнение требований п. 1 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ и п. 7 Правил, Ответчик обязан был внести Оператору плату в размере 185 203,70 (Сто восемьдесят пять тысяч двести три и 70/100) руб.
Однако установленную законом обязанность Ответчик в полном объеме не исполнил и плату в необходимом размере не внес. Ответчиком была внесена плата частично.
Ответчиком допущена задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, которая не погашена.
Задолженность Ответчика составила 175 000 руб.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 08.11.2010 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" иск подлежит удовлетворению.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (нарушение норм процессуального права) и абз. 2 п. 27 постановления пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в связи с неправомерным отказом суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства истца об изменении исковых требований.
Судебные расходы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 49, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2020 по делу N А55-38327/2019 отменить.
Принять уточнение размера исковых требований.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "С-Транс" (ОГРН 1156313011711, ИНН 6345027004) в пользу общества с ограниченной ответственностью "РТ-Инвест Транспортные Системы" (ОГРН 1147746841340, ИНН 7704869777) 175 000 рублей возмещения вреда, причиненного автомобильным дорогам, 6 328 рублей расходов по государственной пошлине при подаче искового заявления, 3 000 рублей расходов по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38327/2019
Истец: ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы"
Ответчик: ООО "С-Транс"
Третье лицо: 11ААС