г. Чита |
|
11 июня 2020 г. |
Дело N А58-11993/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2020 года по делу N А58-11993/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (ОГРН 1061435006808, ИНН 1435167945, далее - общество, заявитель) обратилось с заявлением к Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108, далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 15.11.2019 N 323-Ж.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2020 года по делу N А58-11993/2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт полагает, что поскольку управлением произведён замер температуры на поверхности трубы, а не температуры горячей воды, и замер произведён прибором, предназначенным только для дистанционного измерения температуры бесконтактным методом и не предназначенным для определения температуры непосредственно теплоносителя (горячей воды в трубопроводе), постольку следует вывод о недоказанности факта, подтверждающего, что температура горячей воды в зоне ответственности заявителя ниже установленного Правилами, то есть ненадлежащего качества.
Кроме того, апеллянт считает, что административным органом дана неправильная квалификация административного правонарушения, которое следует квалифицировать по статье 7.22 КоАП РФ.
Управление отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определением суда от 27.03.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 10 минут 21 апреля 2020 года.
Определением суда от 21.04.2020 года судебное разбирательство отложено на 11 часов 00 минут 9 июня 2020 года.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.02.2020, 28.03.2020, 22.04.2020. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного разбирательства, как и об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи или системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), не заявили.
Руководствуясь частью 2 статьи 210, частью 1 статьи 123 АПК РФ, с учетом обстоятельств дела, позиции участников судопроизводства и условий режима, введенного в субъектах Российской Федерации (Республика Саха (Якутия) и Забайкальский край), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле, в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26.08.2019 за вх. N 2509 в Управление государственного строительного жилищного надзора Республики Саха (Якутия) поступило обращение гражданина о ненадлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома по адресу: город Якутск, ул. Дзержинского, дом 14/1.
17.09.2019 главным специалистом отдела лицензионного контроля и жилищного надзора вынесено представление о необходимости назначения внеплановой проверки в отношении ООО УК ОЖФ "Губинский" (л.д.60).
17.09.2019 руководителем управления вынесен приказ N 01-09-2974-19 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО УК ОЖФ "Губинский" с целью проверки фактов нарушений обязательных лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом на основании обращения гражданина от 26.08.2019 за вх. N2509 (л.д.59).
17.09.2019 административным органом вынесено уведомление N 08-04-2677-19 о проведении 24.09.2019 в 10-00 часов внеплановой выездной проверки многоквартирного дома по адресу: город Якутск, ул. Дзержинского, дом 14/1, уведомление получено обществом 27.09.2019 за вх. N 5/0465 (л.д.58).
24.09.2019 руководителем отдела лицензионного контроля и жилищного надзора составлен акт проверки N 08-01-1476-19-Л, в котором отражено: многоквартирный дом по адресу: город Якутск, ул. Дзержинского, дом 14/1 - дом 2-х подъездный, 5-ти этажный, каменный, внутридомовая система центрального отопления выполнена из металлических разводящих трубопроводов, с чугунными радиаторами отопления. Схема распределения теплоносителя по системе: нижняя двутрубная магистральная разводка, с вертикальными одно и двутрубными распределяющими трубопроводами (стояки) с подачей теплоносителя по принципу "вверх-вниз", с боковыми соединениями приборов отопления.
Измерения проводилось телевизором Testo N 60690655 (свидетельство о проверке N 487183 от 10.06.2019).
Замерами в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности до элеваторного узла температура теплоносителя составила; Т3+72,00С, на обратном трубопроводе Т2+35.50С. В пределах границы эксплуатационной ответственности УК, после элеваторного узла теплоносителя составила Т3+50,50С, на обратном трубопроводе Т2+37,20С.
В квартире N 22 замерами температуры нагрева отопительных прибора установлено: кухня верхняя часть, ближняя к стояку+33,30С, нижняя часть от стояка +41,50С. Гостиная, радиатор со стороны торцевой наружной стены; верхняя часть, ближняя к стояку+29,20С, нижняя часть, дальняя от стояка,+26,20С. Зафиксированная температура нагрева стояка с подводящими трубопроводами к указанному прибору отопления составила T1=+28,20С, а по стояку прибора отопления установленного подоконной части температура нагрева стояка составила Т1=+42,60С.
Согласно схемы внутридомовой системы отопления, обследованные стояки расположены в разных комнатах: одного жилого помещения N 22, в противоположных частях здания, соответственно находятся на расстоянии от 3 до 10 метров друг от друга. Кроме того, отмечается неравномерный нагрев отдельно взятых приборов. С учетом схемы подключения приборов (боковое), противоположные от стояка части секций нагреваются неравномерно, что указывает о засорении секций.
Полученные данные замеров показывают на неравномерное распределение теплоносителя по внутридомовой системе отопления, как по отдельным контурам 1 и 2 подъездов, между стояками так и внутри нагревательных приборов.
Одновременно обществу вручено предписание от 24.09.2019 N 08-02-474-19-Л об устранении нарушения жилищного законодательства (л.д.47).
27.09.2019 обществу за вх. N 5/0478 вручено уведомление от 26.09.2019 N 08-042789-19 о необходимости явки на составление протокола об административных правонарушениях по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 08.10.2019 в 16-50 часов по адресу: город Якутск, улица Аммосова, дом 8, каб. 419 (л.д.46).
08.10.2019 руководителем отдела лицензионного контроля и жилищного надзора Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) составлен протокол об административном правонарушении N 08-07-816-19, в котором зафиксировано - ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", осуществляющее предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, ул. Дзержинского, дом 14/1 на основании договора управления от 01.01.2016 нарушило обязательные требования жилищного законодательства, а именно правил содержание и ремонта многоквартирного дома, а также лицензионных требований, установленные пунктом 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, пунктами 5.1.3, 2.6.2, 2.6.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, выявленные нарушения квалифицированы по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ (л.д.41-44). Протокол составлен в присутствии представителя общества Дмитриева М.М. по доверенности от 11.02.2019 без номера.
11.11.2019 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 14.11.2019 в 15 часов 10 минут, в помещении по адресу: г. Якутск, ул. Аммосова, дом 8, кабинет 427 (л.д. 39). Определение направлено обществу электронной связью и вручено обществу 12.11.2019 за вх. N 5/0551 (л.д.40).
14.11.2019 состоялось рассмотрение материалов об административном правонарушении в отношении ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", по результатам которого оглашена резолютивная часть постановления Общество 14.11.2019 заявило ходатайства о применении статьи 2.9 КоАП РФ.
15.11.2019 заместителем руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) Корниловым П.В. вынесено постановление N 323-Ж в полном объеме о признании виновным ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский" в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
ООО УК ОЖФ "ЖКХ Губинский", не согласившись с привлечением к административной ответственности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 28.3, части 2 статьи 23.55 КоАП РФ, пунктов 4.3.4, 4.1.9 Положения об Управлении Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия), утвержденном Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 20.08.2012 N 1599 "Об Управлении государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)" и пунктом 6, 1.1.2 приказа Управления Госстройжилнадзора Республики Саха (Якутия) от 30.04.2019 N 67 "О внесении изменений в приказ от 11.02.2019 N 32 "Об утверждении Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и Перечня должностных лиц Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях".
Таким образом, протокол составлен и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами в пределах полномочий.
Диспозицией части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются правоотношения в области предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; непосредственным объектом посягательства являются установленные законодательством Российской Федерации лицензионные требования к субъектам предпринимательской деятельности при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективная сторона правонарушения, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Субъектами правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные при осуществлении подлежащей лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами соблюдать установленные законодательством требования.
На основании пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 1.1 статьи 161 ЖК РФ определено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о техническом регулировании, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункты 1, 2, 5).
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 192 ЖК РФ под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании N 1110).
На основании пункта 3 Положения о лицензировании N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1-6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления, коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги и ресурсы; под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Коммунальную услугу по отоплению к потребителям указанного многоквартирного дома предоставляет общество, являющееся ресурсоснабжающей организацией. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлена, в том числе обязанность теплоснабжающей компании по обеспечению качества поставляемого теплоносителя.
В соответствии с пунктом 5.2.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170 (далее - Правила N 170) эксплуатация системы центрального отопления жилых домов должна обеспечивать, в том числе, поддержание оптимальной (не ниже допустимой) температуры воздуха в отапливаемых помещениях; поддержание температуры воды, поступающей и возвращаемой из системы отопления в соответствии с графиком качественного регулирования температуры воды в системе отопления; поддержание требуемого давления (не выше допускаемого для отопительных приборов) в подающем и обратном трубопроводах системы.
Согласно пункту 2.6.2 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
В силу подпункта "г" пункта 2.6.13 Правил N 170 по системам отопления и горячего водоснабжения - ревизия кранов и другой запорной арматуры расширителей и воздухосборников, восстановление разрушенных или замена недостаточной тепловой изоляции труб в лестничных клетках, подвалах, чердаках и в нишах санитарных узлов. При наличии непрогрева радиаторов следует провести их гидропневматическую промывку. По окончании всех ремонтных работ весь комплекс устройств по теплоснабжению подлежит эксплуатационной наладке во время пробной топки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, согласно которому работы, общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистка и промывка водонапорных баков; проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений (пункт 18 Минимального перечня услуг и работ N 290).
Общество имеет лицензию от 06.04.2015 N 014-000002 на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами бессрочно на территории Республики Саха (Якутия).
Следовательно, с момента получения обществом лицензии в отношении него должен осуществляться лицензионный контроль в целях проверки соблюдения им лицензионных требований, названных в пункте 3 Положения о лицензировании N 1110.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Судом установлено, что общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Якутск, ул. Дзержинского, дом 14/1, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2016, следовательно, как управляющая организация, обязано обеспечить надлежащее содержание общего имущества, а именно обеспечить надлежащее содержание и ремонт инженерного оборудования включенного в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.
Согласно схемы внутридомовой системы отопления, обследованные стояки расположены в разных комнатах одного жилого помещения N 22, в противоположных частях здания, соответственно находятся на расстоянии от 3 до 10 метров друг от друга. Кроме того, отмечается неравномерный нагрев отдельно взятых приборов. С учетом схемы подключения приборов (боковое), противоположные от стояка части секций нагреваются неравномерно, что указывает о засорении секций.
Полученные данные замеров показывают на неравномерное распределение теплоносителя по внутридомовой системе отопления, как по отдельным контурам 1 и 2 подъездов, между стояками так и внутри нагревательных приборов. Причинами тому являются отсутствие гидравлической регулировки, засоренность внутренних речений трубопроводов, секций приборов отопления.
Такая же ситуация отмечается в остальных обследованных квартирах N N 20, 28,12.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными материалами административного дела и обществом не опровергнуты.
Довод общества о том, что административным органом не установлена температура наружного воздуха, измерение теплоносителя в системе отопления проведена инфракрасным тепловизором марки "Testo", который предназначен для бесконтактного определения и визуального представления распределения температуры по поверхности, надзорный орган не исследовал вопросы о параметрах качества теплоснабжения и порядка коммерческого учета в точке учета содержащихся в договоре теплоснабжения, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку с помощью данного тепловизора Testo N 60690655 (свидетельство о проверке N 487183 от 10.06.2019) административным органом установлен неравномерный нагрев внутридомовой системы отопления, а не нарушение нормативов, графика обеспечения населения коммунальными услугами.
Административным органом доказано несоблюдение обществом лицензионных требований, в связи с чем в действиях правонарушителя имеется событие вменяемого ему административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы апеллянта о неверной квалификации совершенного обществом правонарушения отклоняются судебной коллегией, поскольку управляющая компания в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ.
Так, по ст. 7.22 КоАП РФ наказуемо нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований. Подпункт "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственники помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил N 170.
Обществу выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Следовательно, общество, допустившее нарушение Правил N 170 в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, могло быть привлечено к административной ответственности только по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, как являющейся в рассматриваемом случае специальной по отношению к ст. 7.22 КоАП РФ.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Представленными в материалы дела доказательствами в полном объеме подтверждено, что у ООО "ЖКХ Губинское", имелась возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства материалы дела не содержат. Данное обстоятельство свидетельствует о пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей, каких-либо уважительных причин несвоевременного исполнения принятой публично-правовой обязанности обществом не приведено.
Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается наличие в действиях (бездействии) управляющей компании состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен и постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа в пределах предоставленной им компетенции. Права общества на участие при составлении протокола об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административным органом обеспечены и соблюдены.
Исключительных обстоятельств, которые бы могли в силу статьи 2.9 КоАП РФ свидетельствовать о малозначительности совершенного правонарушения, материалы дела не подтверждают.
Административный штраф, назначен административным органом с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 125 000 руб., т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, с учетом имущественного и финансового положения, наличия статуса субъекта малого предпринимательства.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2020 года по делу N А58-11993/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-11993/2019
Истец: ООО Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский"
Ответчик: Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)